История крупнейшего органа России
Орган – король музыкальных инструментов
Орган - уникальный музыкальный инструмент с многовековой историей. Орган можно описать только в превосходной степени: самый большой размер, самая сильная звуковая мощность, самый широкий диапазон звуков и огромное богатство красок. Именно поэтому его называют «королем музыкальных инструментов». Орган - величайший музыкальный инструмент, который когда-либо изобретал человек. Он, без сомнения, самый загадочный. Для некоторых он символизирует красоту и силу веры в Бога; для некоторых - пугающая тайна средневековья. Но этот музыкальный инструмент никого не оставляет равнодушным.
Кафедральный собор Калининграда
Калининград считается столицей органов России, и не зря. Сегодня в стране около 150 органов, из них 10 - в нашем регионе. Конечно, по цифрам мы отстаем от Москвы и Санкт-Петербурга, но дело не только в цифрах - Калининград уникален.
Кафедральный собор в Калининграде или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта (немецкое название Konigsberger Dom - Кёнигсбергский кафедральный собор) - главное культурное и историческое место Калининграда. Расположен Кафедральный собор в самом сердце города, на острове Канта, являя собой доминанту острова.
В настоящее время по прямому назначению Кафедральный собор не используется, сейчас это многофункциональный культурный центр, место проведения фестивалей, концертов и всевозможных значимых событий в городе.
Собор в начале XX века
В 1718 году Гильдии купцов и пивоваров согласились финансировать строительство большого органа для Кафедрального собора. Создание инструмента поручили Иоганну Мозенгелю. Однако «спонсоры» небрежно относились к своим обязанностям: деньги от них поступали нерегулярно. Иоганн был вынужден на свои кровные приобретать материалы для органа, что привело его семью на грань нищеты. Зато «король инструментов» получился потрясающим, с глубоким звучанием.
Он имел 39 тысяч труб и 78 регистров. Со всех концов Кёнигсберга приезжали жители, чтобы насладиться раскатами органа.
Имена органных мастеров Кёнигсберга вписаны в историю города. Один из них - Адам Готлоб Каспарини. Его дед был итальянским «строителем органов» и большим любителем слабого пола. Он оставил после себя 14 сыновей от шести женщин, и только одна была его законной супругой. Адам Готлоб Каспарини прожил в Кёнигсберге более 30 лет. Его органы звучали в пяти кирхах Пруссии, в том числе, в Норденбурге (сейчас - посёлок Крылово Правдинского района). Увы, ни один инструмент не уцелел.
Собор пережил несколько реставраций (в частности, старый орган заменили новым в 1888 году).
После восстановления собора, разрушенного во время войны, в Кафедральном соборе появился новый орган. Немецкая фирма «Александр Шуке» создала в соборе органный комплекс, не имеющий аналогов не только в России, но и в Европе.
В августе 1944 года собор практически полностью выгорел после варварской бомбардировки британских ВВС. Торжественное открытие органного комплекса в Кафедральном соборе состоялось 10 января 2008 года. Органный комплекс состоит из Малого (хорового) органа, который установили в 2006 году, и Большого органа, воссозданного в декабре 2007 года по чертежам довоенного времени мастерами немецкой фирмы «Александр Шуке». Декоративная часть инструмента оформлена художественной резьбой и движущимися фигурами, выполненными калининградскими краснодеревщиками. У Большого органа 4 мануала, 90 регистров и 6301 труба.
Органы России
В Кафедральном соборе Калининграда находится самый большой органный комплекс нашей страны.
Технические данные единого органного комплекса Кафедрального собора впечатляют:
6301 труба у большого органа и 2224 трубы- у малого.
Всего 122 регистра
Органы Кафедрального собора. Слева- малый орган, справа - большой
Торжественное открытие органного комплекса в Кафедральном соборе состоялось 10 января 2008 года. Органный комплекс Кафедрального собора состоит из двух органов: Большого, который является самым большим в России, и Малого.
Два органа могут звучать как отдельно, так и вместе, они взаимосвязаны. Между собой соединены оптоволокном. При этом один органист может использовать два органа.
Органный комплекс состоит из Малого (хорового) органа, который установили в 2006 году, и Большого органа, воссозданного в декабре 2007 года по чертежам довоенного времени мастерами немецкой фирмы «Александр Шуке». Декоративная часть инструмента оформлена художественной резьбой и движущимися фигурами, выполненными калининградскими краснодеревщиками. Органный комплекс оборудован компьютерными системами регистровых комбинаций. Оба органа собора соединены оптико-волоконной связью. Такого комплекса в России больше нет. Два органа есть в карельском городе Кондопога, но это просто два органа – один и второй, они ничем не соединены.
Большой орган Кафедрального собора
В Большом органе нашего собора - 6301 труба, но видим мы из них лишь около сотни. Остальные – от самых маленьких (11 мм) до самой высокой (10,5 метров) - спрятаны. За органом расположен целый трехэтажный дом для труб.
Орган имеет 90 регистров, 4 мануала, педальную клавиатуру.
Залог хорошего состояния инструмента – чистота. Примечательно, что «гигиенические» процедуры совершаются при помощи банального пылесоса и набора щёток.
Часть труб сделаны из сплава олова со свинцом, но множество труб деревянные, из дуба, бука, клена, сосны, груши. Там же расположен мотор органа, меха и современная электроника. Чтобы все это функционировало, работники собора ежедневно изучают приборы, отслеживают температуру и влажность. Зимой в соборе сухо, влажность падает. Приходится увлажнять. Летом же наоборот подсушивать. Климат-контроль поддерживает необходимые параметры - плюс 22-23 градуса и влажность в 45-65 процентов.
Особая история – ангелочки на фасаде органа. Сегодня их приводит в движение электроприбор, а в прошлые века вокруг собора по кругу ходила лошадь, в меха нагнетался воздух, и ангелы оживали. Чтобы дети спокойно высиживали службы, им велели следить за ангелочком, чтобы не пропустить, когда они зашевелятся. Ребятня сидела тихо, как мыши. И чудо происходило.
Сегодняшние ангелочки на фасаде - точная копия тех. Как и фасад органа, который наши мастера воссоздали на основе аутентичных фотографий. Каркас отлит в кузнице на Печатной.
Сам инструмент превосходит по мощности довоенный. Органист собора Нотр-Дам де Пари Оливье Латри, выступавший в Кафедральном соборе, отметил, что калининградский орган – лучший из всех, на которых он играл в Европе.
Органист Евгений Авраменко демонстрирует возможности органа.
Оливье ЛАТРИ — один из самых известных органистов не только во Франции, но и во всем мире. Основу его репертуара составляет органная музыка XVII-XX веков.
Его считают выдающимся импровизатором французской школы.
Латри признан одним из ведущих органистов своего поколения. Он родился в 1962 году в Булони-сюр-Мер и обучался в Музыкальной академии Сен Мор-де-Фоссе, где учился у Гастона Литеза. В 1981–1985 гг. Оливье Латри являлся официальным органистом собора в Мо, а в 23-летнем возрасте выиграл конкурс на замещение должности органиста в соборе Нотр-Дам, где стал преемником Пьера Кошеро вместе с Филиппом Лефевром и Жаном-Пьером Легуйе.
В 1990 году Оливье Латри стал профессором по классу органа в Музыкальной академии Сен Мор-де-Фоссе, сменив на этом посту своего учителя Гастона Литеза, а в 1995-м — профессором по классу органа Парижской консерватории и до сих пор занимает эту должность вместе с Мишелем Буваром.
Органист собора Нотр-Дам де Пари Оливье Латри
В последнее время все чаще звучит фраза «Калининград — органная столица России».
Почти 20 лет (с 1999) в Калининграде проводится конкурс им. М.Таривердиева, на который каждые два года съезжаются органисты со всего мира: молодые — в качестве участников, маститые — как члены жюри. С 2011 в городе ежегодно проходит фестиваль «Орган +».
Оргкомитет IX международного органного конкурса им. М. Таривердиева
Фестивали «Орган+», «Территория мира — территория музыки», Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева, Органные ассамблеи, музыкальные программы для детей, несколько концертов ежедневно — это будни Кафедрального собора и его органа, который звучит почти круглосуточно.
Кафедральный собор - многофункциональный культурный центр,
Здесь лучший инструмент в стране, самый большой в России, с богатейшими возможностями: это признают органисты со всего мира, которые сюда приезжают.
Вера Таривердиева: «Кафедральный собор на Острове Канта уникален по своей красоте и значению как культурный центр города. Здесь концентрируется многовековая история, хранится множество тайн, которые продолжают открываться и в наши дни.
Это территория истории, культуры, философии. Здесь похоронен Кант. И, конечно, территория музыки. Все это привлекает людей со всего мира. Они слушают музыку и выходят из Собора в совершенно особом, возвышенном настроении и состоянии. Собственно, для этого музыка и существует.