4 класс Разработала: Домышева Анастасия Николаевна учитель музыки МОУ Самарская СОШ
«Чем больше человек сталкивается с жизнью, Чем больше познает ее, чем крепче любит, Тем сильнее у него желание пережить то Хорошее, что он уже испытал. Путь к этому Переживанию открывает музыка. Она способна возвратить утраченное».
(А.Калинин).
Тема урока: «Вечный солнечный
свет в музыке, имя тебе - Моцарт!»
Жители старинного г. Зальцбурга в 18 веке передавали друг другу потрясающую весть: в семье скрипача придворной капеллы Леопольда Моцарта растёт Чудо-ребёнок - мальчик исполняет пьесы с мастерством, недоступным и некоторым взрослым.
-Музыкальная одарённость Вольфганга действительно была чудом. В 6 лет он уже ' давал концерты и в родном Зальцбурге, и в других городах Австрии. Леопольд Моцарт, видя успехи сына, решает везти мальчика в концертное путешествие по Европе. Шестилетний музыкант отправляется завоёвывать мир!
Леопольд Моцарт
-На концертах он играет всё, что скажет ему отец. Чтобы поразить публику , Л. Моцарт выдумывал различные трюки: заставлял сына играть с завязанными глазами, а публика даже переворачивала ноты сверху вниз, но Вольфганг блестяще проигрывал мелодию.
- Занимала публику и внешность маленького виртуоза: мальчик был мал ростом, худенький, бледный, одетый в тяжёлый, вышитый золотом придворный костюм. В завитом и напудренном парике , как того требовала мода, он походил на волшебную куклу.
- В 14 лет отец везёт сына в Италию, куда стремились тогда все музыканты Европы. И вновь триумф - концерты Моцарта проходили с блестящим успехом.
слушание: менуэт «Аллегро».
-Поразил итальянцев и фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его, и, придя домой, записал. Все были поражены и удивлены.
Сикстинская
капелла
- Избрание Вольфганга в члены Болонской Академии было ещё одним необычайным фактом. За полчаса гениальный мальчик написал очень трудное многоголосное сочинение. Впервые в истории Академии её членом стал 14- летний композитор.
Болонская
академия
- Вернувшись домой, Моцарт много работает, растёт его мастерство, он начинает служить придворным музыкантом. Но в это время Моцарт тяжело заболевает. После выздоровления композитор переезжает в Вену. И начинается новая, трудная, но прекрасная и свободная жизнь.
- Моцарт пишет музыку, даёт уроки, выступает на концертах. В это время рождается такой шедевр как опера «Свадьба Фигаро».
Одна из самых известных опер — написанная в 1786 г. по пьесе Бомарше. Сюжет прост — предстоит свадьба Фигаро и Сюзанны, но в Сюзанну влюблён граф Альмавива, стремящийся любой ценой добиться её благосклонности.
- Но не всегда жизнь Моцарта была лёгкой. В трудные минуты рождались по характеру и другие произведения.
- Будучи больным, Моцарт пишет это произведение, которое называется «Реквием». Реквием - это хоровое траурное произведение, состоящее из нескольких частей.
Лакримоза», в переводе с латинского означает «Слёзная».
-Не завершив этот «Реквием», Моцарт умирает. Ему было всего 35 лет.
-Моцарта больше нет, но осталась его гениальная музыка, которая живёт в наших сердцах и помогает людям в трудную минуту.
1. Место рождения Моцарта:
а) Вена б) Бонн в) Зальцбург г) Эйзенштадт
2. В каком возрасте Моцарт уже давал концерты и в родном Зальцбурге, и в других городах Австрии.
а) 3 года б) 6 лет в) 8 лет ) 4 года
3. Моцарт был избран членом Болонской филармонической академии в возрасте...
а) 20 лет б) 14 лет в) 15 лет г) 30 лет
4. Последним сочинением Моцарта является...
а) опера “Волшебная флейта” б) симфония № 41 в) Реквием
г) опера “Дон-Жуан”.
5. Латинское слово «Лакримоза» означает:
а) “покой” б) “свет” в) “страдания” г) “слёзная”
- Назовите главных героев этого рассказа
- Почему незнакомец пришёл к умирающему повару?
- Какой диалог произошёл между незнакомцем и умирающим поваром? Какую тайну поведал умирающий повар?
- Что ответил незнакомец?
- Какими чертами характера обладал незнакомец?
- Какова последняя воля умирающего?
- Почему незнакомец сел к клавесину и сказал: «Слушайте и смотрите», ведь старик был слепым?
- А помогла ли музыка вспомнить?
- Кем оказался тот незнакомец, который подарил счастье?
- Ребята, какой вывод мы можем сделать, познакомившись с этим рассказом?
- Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру «Музыка в моей жизни».