Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день…
Музыка к фильму «Властелин колец»
В конце 19 – начале 20 в. в кинопрокате стали появляться фильмы в жанре «фэнтези».
Их увлекательные сюжеты, завораживающая современная компьютерная графика, запоминающаяся музыка сделали эти фильмы популярными среди зрителей, особенно молодёжи.
История создания романа
«Властелин колец»
Роман-эпопея английского писателя Джона Толкина - одно из самых известных произведений жанра фэнтези. «Властелин колец» был написан как единая книга, но из-за объёма при первом издании его разделили на 3 части - «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». На писателя произвела тяжелое впечатление Первая Мировая война, которая, по его мнению, разрушила ту Англию, что он знал и любил. Поэтому «Властелину колец» присуща тоска по прошлому.
Джон Толкин
(1892-1973гг.)
Фильмы в жанре «фэнтези»
Современный канадский композитор Г.Л. Шор озвучил свыше 200 голливудских фильмов.
В начале 70-х годов Шор был саксофонистом одной из рок-групп, игравшей своеобразный прогрессивный хард-рок.
С 1980 г. сосредоточился на карьере композитора. Основной сферой деятельности канадца стали саундтреки к кинофильмам «Игра», «Авиатор», «Сумерки», «Хоббит» и другие.
Говард Лесли Шор
(1946г.)
Эния,
ирландская певица
Питер Джексон,
режиссёр
Кинотрилогия «Властелин колец» была создана режиссёром Питером Джексоном. Шор написал саундтрек ко всем трём фильмам. Несколько песен были созданы в соавторстве с Энией, известной ирландской певицей в жанре нью-эйдж (жанр музыки с расслабляющим и лёгким звучанием).
Музыка к трилогии «Властелин колец»
Наибольшую популярность композитору принесла музыка к трилогии «Властелин колец».
Позже композитор написал симфонию, в которой были использованы музыкальные темы из кинофильма.
Как дирижёр этого произведения он объездил весь мир. Исполнялась эта симфония и в Москве.
Сказочный мир Средиземья
Главные герои толкиновской эпопеи «Властелин колец» – эльфы, маги, гномы, хоббиты – один из народов Средиземья (место действия в вымышленной вселенной Джона Толкина).
Образ Кольца
Кольцо - один из универсальных образов в поэтике Толкина не-
сущий огромную смысловую нагрузку. Кольцо – традиционный
волшебный предмет, который наделяет обладателя магически-
ми способностями:
1. Делает обладателя невидимым.
2. Сохраняет молодость.
3. Дает исцеление.
4. Становится проводником в сказочный мир.
Хоббит Фродо и Саурон
Хоббит Фродо – владелец кольца. На него возложена миссия по его уничтожению. Кольцо даёт возможность править миром, и поэтому за ним охотится оживший дух тёмного властелина Саурона.
Хоббит Фродо и Орки
Люди Саурона преследуют Фродо, но мудрые преданные и сильные друзья не дают маленького хоббита в обиду. Ведь, если Саурон сможет заполучить кольцо, то на планете произойдёт катастрофа.
Драматургия романа
Драматургия романа построена на противопоставлении добра и зла. Зло воплощено в кольце, которое дает власть над миром и, тем самым, заставляет отказаться от любви. Не случайно кольцо уничтожает не великан-герой, а маленький хоббит (сказочно-фантастическая версия образа маленького человека, распространенного в литературе XIX - XX вв.).
- Говард Шор не только написал музыку, но и сам оркестровал ее и был дирижером оркестра при звукозаписи.
- Большая часть музыки к Властелину Колец была записана в студии звукозаписи с лондонским филармоническим оркестром, а часть - в Новой Зеландии с новозеландским симфоническим оркестром.
- Было записано более 8000 дублей.
Для того, чтобы создать мир Средиземья, нужно было совершенно особенное звучание. Для этого Шор использовал самые разнообразные инструменты .
- Помимо классического оркестра он использовал экзотичные и народные инструменты.
мюзет
маримба
дульцимер
Если же вслушаться, то можно даже услышать инструменты, которые таковыми не являются: наковальню, железные цепи и стальные пластины, по которым бьют молотком .
1 ТЕМА КОЛЬЦА - КОЛЬЦО ВСЕВЛАСТИЯ
- Центральная тема Кольца, История Кольца, впервые звучит в фильме в тот момент, когда на экране появляется заставка. Она выступает в качестве прелюдии. Мелодия плавно идёт вверх и вниз, что выявляет её «дышащую» природу.
- С одной стороны, эта тема передаёт течение времени, с другой - печаль ввиду безграничного зла Кольца.
ТЕМА СОБЛАЗНА КОЛЬЦА
- «тихая, отдалённая тревога» в музыке создаёт основу для первого проведения темы Соблазна Кольца.
- Хор мальчиков-сопрано выражает добрые намерения, которыми Кольцо обольщает своих жертв; с другой стороны это намёк на мальчишескую природу хоббитов.
- Эта мелодия демонстрирует самые зловещие мотивы. Тема выдержана в восточном ключе и исполняется на райте (африканский двуязычковый инструмент, напоминающий гобой)
ЗЛО КОЛЬЦА
- В сюжете фильма её первое звучание - в момент, когда Фродо и Сэм идут по кукурузному полю в Шире: именно этот момент закладывает начало Братству. Фрагменты добавляются с прибытием каждого нового члена Братства.
ТЕМА БРАТСТВА КОЛЬЦА
ENYA - MAY IT BE (ДА БУДЕТ ТАК)
- Это молитва о том, что когда наступают темные времена, вы оставались сильными и справлялись с трудностями.
- Использование языка квенья («эльфийское наречие, эльфийский язык») для припева показывает, что он был написан непосредственно для мифов Толкина.
ENYA - MAY IT BE (ДА БУДЕТ ТАК)
Да будет так, вечерняя звезда Светит тебе,
Да будет так, когда наступит тьма,
Твое сердце будет истинно.
Ты идешь по одинокой дороге.
О, как далеко ты от дома?
Морния утуля, Поверь, и ты найдешь свой путь.
Морния алантия, Обещание живет внутри тебя.
Может быть, зов Тени Улетит прочь.
Пусть будет так, ты путешествуешь, Чтобы осветить день,
Когда ночь преодолена,
Ты можешь подняться, чтобы найти солнце.
Домашнее задание:
Вспомнить, в каких художественных произведениях противопоставлены образы добра и зла, света и тьмы,
любви и ненависти?