Существует ли в музыке чистая изобразительность?
Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока: Проблема: Существует ли в музыке чистая изобразительность?
Подготовила: И.В. Мокшанова , учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
ЦЕЛЬ: И сследование проблемы: «Существует ли в музыке чистая изобразительность?»
ЗАДАЧИ:
- различать изобразительность музыки;
- познакомиться с музыкой вступления к балету «Спящая красавица» Чайковского, в котором сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета;
- иметь представление об оркестровых красках, помогающих передать эти образы;
- познакомиться с вальсом из II действия, передавать его характер в двигательных импровизациях;
- выразительно исполнять разученные песни;
- уметь передавать характер сказочных персонажей в движениях, инсценировках.
Поём, играем
Колядка « Щедрик-Петрик »
Поём, играем
«Снежная песенка»
Поём, играем
«Падает снег»
В замке короля Флорестана
- О какой сказке идёт речь?
- Кто автор этой сказки?
Угадай сказку
Музыкальная п а л и т р а
ЛАД
ДИНАМИКА
ТЕМП
РЕГИСТР
РИТМ
ТЕМБР
МЕЛОДИЯ
П.И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»
Узнай героев по музыке
Обрати внимание, как отличаются персонажи, какая разная музыка их изображает.
Музыкальный анализ
- К акая фея изображена в начале Вступления (добрая или злая), а какая во второй его части?
- Ч айковский просто противопоставил друг другу два контрастных образа или показал противопоставлением нечто большее?
- К ак увидеть, какая музыка принадлежит злой фее, а какая - доброй?
Рисуем контраст музыки
Слушай, анализируй
- К ак называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией?
- К акой характер музыки у этого танца?
Играем, исполняем
Королевский марш
На площади перед дворцом короля Флорестана собираются гости из всех сказок Шарля Перро на свадьбу. Под марш выходят Король с королевой, невеста с женихом, феи драгоценностей: Сапфира, Серебра, Золота, Бриллиантов.
Под медленный торжественный марш-полонез в танце проходят все гости: Кот в сапогах с Белой кошечкой, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик со своими братьями.
Конфликтная драматургия В.А. Моцарта
Опера «Волшебная флейта»
П рекрасная музыка оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» – также пример противопоставляемых жизненных начал.
В ней также с помощью музыки происходят разные чудеса.
В.А. Моцарт. Опера «Волшебная флейта»
П редставь, что ты идёшь на первое представление оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта». Рассмотри на слайде афишу и мы отправимся в прошлое, на 200 лет назад.
Слушай, анализируй
Дуэт Папагено и Папагены
Хор «Откуда приятный и нежный тот звон»
- Ч то стоит за соотношениями контрастных образов, помещённых в одно музыкальное пространство, — простой приём контраста или конфликт добра и зла?
- О чем рассказала музыка хора?
- Ч то можно сказать об изобразительных моментах в музыке хора?
Дуэт – ансамбль из двух исполнителей
Сальери . Что ты мне принёс?
Моцарт. Нет – так: безделицу.
Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.
Сегодня их я набросал. Хотелось
Твоё мне слышать мненье...
(Моцарт играет)
Сальери. Ты с этим шёл ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрипача слепого! – Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.
Моцарт. Что ж, хорошо?
Сальери. Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь.
Моцарт сочиняет
П опробуй представить и напеть эту чудесную мелодию:
Как чудно… Как звонко… Как нежно звенит,
Как будто звук тонкий плясать нам велит!
Разучиваем, поём, играем
Откуда приятный и нежный тот звон, тра-ля…
Такого я прежде нигде не слыхал, тра-ля...
Такого я прежде нигде не слыхал, тра-ля...
Если б каждый мог найти колокольчик нежный,
Без труда своих врагов он прогнал, конечно.
Жил бы счастливо тогда
В полном мире и любви, в полном мире и любви.
Только дружба и любовь горе облегчают.
А без них какая жизнь всех нас ожидает?..
Слушай, думай, размышляй
- О чём рассказывает эта музыка?
- Ч его здесь больше – выразительности или изобразительности?
- Д ослушай музыку до конца. Что ты ещё в ней услышишь?
- Э то продолжение развития музыки или возникла новая тема?
Выразительное и изобразительное начала в серьёзной музыке
Рефлексия
- Г де тебе могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
- К ому ты сможешь рассказать о своих впечатлениях от услышанной музыки?
- З акончи предложение:
- Я познакомился с …
- Я побывал в роли …
Домашнее задание: Нарисуй злую фею Карабос и добрую фею Сирени.
Итог
Д обро и зло, добро и зло непримиримые вовеки.
Д обро и зло, добро и зло есть в каждом человеке!
И дёт борьба внутри него, - хотите, не хотите ли, -
Н о жизнь зависит от того, кто станет победителем!
Используемые ресурсы
- http ://music-fantasy.ru/uroki-muzyki
- http://www.classic-musik.com/
- https://www.syl.ru/article/356599/balet-spyaschaya-krasavitsa--- kratkoe-soderjanie-opisanie-i-interesnyie-faktyi