СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке на тему «За Русь мы все стеной стоим...» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 3 четверти «В музыкальном театре: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки (3 действие)».

  Цели и задачи:

 - эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

- раскрыть особенности звучания русской музыки в III действии оперы «Иван Сусанин» (сцена Суса­нина с детьми - дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней);

- познакомить с особенностями музыкальной драматургии, с понятием контраст, сопоставление в музыке;

- развивать умение анализировать, сравнивать различные музыкальные эпизоды;

- исполнять песни патриотической и героической тематики (о родном крае, о его доблестных защитниках), развивать умение выражать своё отношение к Родине, своему народу в процессе исполнения;

- совершенствовать вокально-хоровые навыки;

- прививать чувство любви к Родине, формировать патриотические чувства, дружеские отношения к одноклассникам;

- воспитывать музыкальный вкус, формировать эмоционально-ценностное  отношение к музыке.

Просмотр содержимого презентации
«9_Либретто»

М.и. глинка  опера «иван сусанин» («жизнь за царя»)   действие 3 Либретто (фрагмент)

М.и. глинка опера «иван сусанин» («жизнь за царя») действие 3

Либретто (фрагмент)

ЛИБРЕТТО   — литературная основа большого музыкального сочинения (оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла); краткое содержание сюжета спектакля.

ЛИБРЕТТО   — литературная основа большого музыкального сочинения (оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла); краткое содержание сюжета спектакля.

В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе дочери Антониды и ополченца Богдана Собинина. Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку - в Ипатьевском монастыре, куда к нему стекается вооруженный люд. Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место тайного сбора ополченцев Минина. Сусанин делает вид, что подчиняется требованиям поляков, а сам тем временем обдумывает, как спасти Минина и собирающееся русское войско. В голове его быстро созревает хитрый план: он заведёт врагов в лесную чащу, откуда они точно не смогут выбраться сами. А тем временем Ваня предупредит Минина, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии.

В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе дочери Антониды и ополченца Богдана Собинина.

Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку - в Ипатьевском монастыре, куда к нему стекается вооруженный люд.

Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место тайного сбора ополченцев Минина. Сусанин делает вид, что подчиняется требованиям поляков, а сам тем временем обдумывает, как спасти Минина и собирающееся русское войско.

В голове его быстро созревает хитрый план: он заведёт врагов в лесную чащу, откуда они точно не смогут выбраться сами. А тем временем Ваня предупредит Минина, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии.

Просмотр содержимого презентации
«Иван Сусанин. Действие 3-е»

«За Русь мы все стеной стоим...» Презентация к уроку музыки (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс). Тема урока: В музыкальном театре: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.

«За Русь мы все стеной стоим...»

Презентация к уроку музыки (УМК

Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка»,

4 класс).

Тема урока: В музыкальном театре: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки

Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанска Тамбовской обл.

Цели и задачи

Цели и задачи

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • понимать особенности звучания русской музыки в III действии оперы «Иван Сусанин» (сцена Сусанина с детьми - дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней);
  • познакомиться с особенностями музыкальной драматургии, с понятием контраст, сопоставление в музыке;
  • уметь анализировать, сравнивать различные музыкальные эпизоды;
  • исполнять песни патриотической и героической тематики, выражать своё отношение к Родине, своему народу в процессе исполнения.
Отправляемся сейчас в театр музыки тот час… Театр - и зрелище, и школа для народа, Музыканты забренчали, Будить сердца людей - вот в чём его природа! Люди в зале замолчали… На путь неправедный он не даёт свернуть, Д. Хармс Он к свету нас ведёт, открыв нам правый путь… Г. Туккай

Отправляемся сейчас в театр музыки тот час…

Театр - и зрелище, и школа для народа,

Музыканты забренчали,

Будить сердца людей - вот в чём его природа!

Люди в зале замолчали…

На путь неправедный он не даёт свернуть,

Д. Хармс

Он к свету нас ведёт, открыв нам правый путь…

Г. Туккай

Прослушай, вспомни, повтори

Прослушай, вспомни, повтори

  • Угадай, что за музыка звучит:
  • Какому народу она принадлежит?
  • В каком произведении звучат эти танцы? Кто является автором музыки?
  • Для чего композитор включил в русскую оперу мелодии польских танцев?
  • О каких событиях рассказывается в опере?
  • Назови музыкальный фрагмент.
  • Каким здесь показан герой? Каким ты его видишь? Аргументируй свой ответ.
  • Прочитай фрагмент либретто оперы, предположи тему урока.
Сцена Сусанина с детьми - дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней

Сцена Сусанина с детьми - дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней

  • Прослушай фрагмент из III действия оперы «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей».
  • Каким здесь показан Иван Сусанин? Как это подчёркивает музыка?
  • Пропой музыкальную фразу «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей», ориентируясь на нотную запись.
  • Какие особенности звучания русской музыки ты слышишь?
Сцена с поляками

Сцена с поляками

  • Прослушай музыку, ответь: что нарушило покой в семье Сусанина? Что происходит в этот момент на сцене?
  • Какой характер польской щляхты изображён в мазурке?
  • Какими выразительными средствами рисует композитор их агрессивное кредо?
  • Пропой две мелодии ответа Сусанина (учебник, с. 96): «Велик и свят наш край родной...» и «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!». Знакомы ли тебе эти мелодии?
  • Прослушай музыкальные фрагменты из этой же оперы, с которыми ты познакомился на уроках музыки в 3-ем классе. Похожи ли эти мелодии на только что пропетые тобой?
  • Что ещё их объединяет?

Вывод

Родство этих исконно русских мелодий широкого дыхания очевидно. В полной серьёзного достоинства музыкальной реплике Сусанина из 3-го действия «Велик и свят наш край родной», подчёркивающей характер патриота своей Родины, зарождается тема будущего хора гимнического характера «Славься!», звучащего в финале оперы.

В интродукции оперы Глинка  показывает силу, героизм и неустрашимость русского народа. Мелодия мужского хора «Родина моя!» близка русским народным песням: звучит широко, мужественно, распевно. Хор ополчения звучит торжественно, уверенно, смело, душевно.  В музыкальном образе ополченцев композитор подчеркивает мысль о том, что народ – основное действующее лицо оперы. Народ защищает свою Родину, потому готов отдать за неё жизнь. Эта же мысль красной линией проходит и в похожей по мелодии музыкальной реплике Ивана Сусанина из 3-го действия оперы - «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!»

В таком неслучайном повторении Глинкой одних и тех же музыкальных тем в разных действиях оперы заключаются секреты развития образов, особенности музыкальной драматургии.

Музыкальная драматургия - воплощение в музыке драматического действия  В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка).  Эти общие закономерности находят выражение в музыкальном спектакле в соответствии с выразительными музыкальными средствами, рисующими музыкальные образы героев спектакля и их развитие.

Музыкальная драматургия - воплощение в музыке драматического действия

В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). 

Эти общие закономерности находят выражение в музыкальном спектакле в соответствии с выразительными музыкальными средствами, рисующими музыкальные образы героев спектакля и их развитие.

Мы - исполнители Слушаем Разучиваем «Шли солдаты на войну» муз. К. Чеснокова, сл. И. Русских

Мы - исполнители

Слушаем

Разучиваем

«Шли солдаты на войну»

муз. К. Чеснокова, сл. И. Русских

Мы - исполнители Разучиваем Слушаем В олны дальние семибалльные  Где-то там про запас Море держит для нас, Эй, мальчишки, атас! Чтобы не свернуть, Прямо в них нырнуть Нужно здесь и сейчас. Припев:  Быть мужчиной (2 р.), Добрым и надежным быть! Быть мужчиной (2 р.), Родину свою любить! «Быть мужчиной» муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука

Мы - исполнители

Разучиваем

Слушаем

В олны дальние семибалльные

Где-то там про запас

Море держит для нас,

Эй, мальчишки, атас!

Чтобы не свернуть,

Прямо в них нырнуть

Нужно здесь и сейчас.

Припев:

Быть мужчиной (2 р.),

Добрым и надежным быть!

Быть мужчиной (2 р.),

Родину свою любить!

«Быть мужчиной»

муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука

Подумай, ответь Какое основное качество русского человека изобразил в своей опере композитор М.И. Глинка? Когда проявляются лучшие качества народа? Почему нам близки сюжеты, которые так далеки от нас во времени? Домашнее задание. Выучить, выразительно исполнять разученные песни, посвящённые Дню защитника Отечества.

Подумай, ответь

  • Какое основное качество русского человека изобразил в своей опере композитор М.И. Глинка?
  • Когда проявляются лучшие качества народа?
  • Почему нам близки сюжеты, которые так далеки от нас во времени?

Домашнее задание. Выучить, выразительно исполнять разученные песни, посвящённые Дню защитника Отечества.

Итог Именно первая отечественная опера М.И. Глинки заложила главный принцип драматургии – контраст, противопоставила русской музыке польскую. Созданная гением Глинки, эта опера будит в нас высокие чувства, вдохновляет на благородные поступки. Бессмертное произведение русской оперной классики навсегда останется замечательным памятником русскому патриотизму.

Итог

Именно первая отечественная опера М.И. Глинки заложила главный принцип драматургии – контраст, противопоставила русской музыке польскую.

Созданная гением Глинки, эта опера будит в нас высокие чувства, вдохновляет на благородные поступки. Бессмертное произведение русской оперной классики навсегда останется замечательным памятником русскому патриотизму.

Используемые ресурсы

Используемые ресурсы

  • https://otvet.mail.ru/
  • https://radiomayak.ru/
  • https://rustih.ru/stixi-o-tvorchestve/
  • http://soundtimes.ru/