«За Русь мы все стеной стоим...»
Презентация к уроку музыки (УМК
Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка»,
4 класс).
Тема урока: В музыкальном театре: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской обл.
Цели и задачи
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- понимать особенности звучания русской музыки в III действии оперы «Иван Сусанин» (сцена Сусанина с детьми - дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней);
- познакомиться с особенностями музыкальной драматургии, с понятием контраст, сопоставление в музыке;
- уметь анализировать, сравнивать различные музыкальные эпизоды;
- исполнять песни патриотической и героической тематики, выражать своё отношение к Родине, своему народу в процессе исполнения.
Отправляемся сейчас в театр музыки тот час…
Театр - и зрелище, и школа для народа,
Музыканты забренчали,
Будить сердца людей - вот в чём его природа!
Люди в зале замолчали…
На путь неправедный он не даёт свернуть,
Д. Хармс
Он к свету нас ведёт, открыв нам правый путь…
Г. Туккай
Прослушай, вспомни, повтори
- Угадай, что за музыка звучит:
- Какому народу она принадлежит?
- В каком произведении звучат эти танцы? Кто является автором музыки?
- Для чего композитор включил в русскую оперу мелодии польских танцев?
- О каких событиях рассказывается в опере?
- Назови музыкальный фрагмент.
- Каким здесь показан герой? Каким ты его видишь? Аргументируй свой ответ.
- Прочитай фрагмент либретто оперы, предположи тему урока.
Сцена Сусанина с детьми - дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней
- Прослушай фрагмент из III действия оперы «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей».
- Каким здесь показан Иван Сусанин? Как это подчёркивает музыка?
- Пропой музыкальную фразу «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей», ориентируясь на нотную запись.
- Какие особенности звучания русской музыки ты слышишь?
Сцена с поляками
- Прослушай музыку, ответь: что нарушило покой в семье Сусанина? Что происходит в этот момент на сцене?
- Какой характер польской щляхты изображён в мазурке?
- Какими выразительными средствами рисует композитор их агрессивное кредо?
- Пропой две мелодии ответа Сусанина (учебник, с. 96): «Велик и свят наш край родной...» и «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!». Знакомы ли тебе эти мелодии?
- Прослушай музыкальные фрагменты из этой же оперы, с которыми ты познакомился на уроках музыки в 3-ем классе. Похожи ли эти мелодии на только что пропетые тобой?
- Что ещё их объединяет?
Вывод
Родство этих исконно русских мелодий широкого дыхания очевидно. В полной серьёзного достоинства музыкальной реплике Сусанина из 3-го действия «Велик и свят наш край родной», подчёркивающей характер патриота своей Родины, зарождается тема будущего хора гимнического характера «Славься!», звучащего в финале оперы.
В интродукции оперы Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость русского народа. Мелодия мужского хора «Родина моя!» близка русским народным песням: звучит широко, мужественно, распевно. Хор ополчения звучит торжественно, уверенно, смело, душевно. В музыкальном образе ополченцев композитор подчеркивает мысль о том, что народ – основное действующее лицо оперы. Народ защищает свою Родину, потому готов отдать за неё жизнь. Эта же мысль красной линией проходит и в похожей по мелодии музыкальной реплике Ивана Сусанина из 3-го действия оперы - «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!»
В таком неслучайном повторении Глинкой одних и тех же музыкальных тем в разных действиях оперы заключаются секреты развития образов, особенности музыкальной драматургии.
Музыкальная драматургия - воплощение в музыке драматического действия
В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка).
Эти общие закономерности находят выражение в музыкальном спектакле в соответствии с выразительными музыкальными средствами, рисующими музыкальные образы героев спектакля и их развитие.
Мы - исполнители
Слушаем
Разучиваем
«Шли солдаты на войну»
муз. К. Чеснокова, сл. И. Русских
Мы - исполнители
Разучиваем
Слушаем
В олны дальние семибалльные
Где-то там про запас
Море держит для нас,
Эй, мальчишки, атас!
Чтобы не свернуть,
Прямо в них нырнуть
Нужно здесь и сейчас.
Припев:
Быть мужчиной (2 р.),
Добрым и надежным быть!
Быть мужчиной (2 р.),
Родину свою любить!
«Быть мужчиной»
муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука
Подумай, ответь
- Какое основное качество русского человека изобразил в своей опере композитор М.И. Глинка?
- Когда проявляются лучшие качества народа?
- Почему нам близки сюжеты, которые так далеки от нас во времени?
Домашнее задание. Выучить, выразительно исполнять разученные песни, посвящённые Дню защитника Отечества.
Итог
Именно первая отечественная опера М.И. Глинки заложила главный принцип драматургии – контраст, противопоставила русской музыке польскую.
Созданная гением Глинки, эта опера будит в нас высокие чувства, вдохновляет на благородные поступки. Бессмертное произведение русской оперной классики навсегда останется замечательным памятником русскому патриотизму.
Используемые ресурсы
- https://otvet.mail.ru/
- https://radiomayak.ru/
- https://rustih.ru/stixi-o-tvorchestve/
- http://soundtimes.ru/