СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке "Симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с Симфонией №7 Д. Шостаковича, её основными музыкальными темами.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по музыке "Симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича"»

И днем и ночью шла бомбежка, И днем и ночью шел обстрел. На клумбах - не цветы, росла картошка: Защитник есть хотел. 120 грамм простого хлеба – Вот весь был детский рацион. Никто три года сытым не был, Но много кто был погребен.

И днем и ночью шла бомбежка,

И днем и ночью шел обстрел.

На клумбах - не цветы, росла картошка:

Защитник есть хотел.

120 грамм простого хлеба –

Вот весь был детский рацион.

Никто три года сытым не был,

Но много кто был погребен.

В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.

Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Началась блокада… Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год. Начало:  8 сентября 1941 г. Окончание:  27 января 1944 г.

Началась блокада…

Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине.

Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.

Начало:  8 сентября 1941 г.

Окончание:  27 января 1944 г.

Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим.

Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше продуктов стали выдавать по карточкам.

Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим.

900 дней голода, холода, горя. Смерть - хозяйка в городе. Поджидала всюду. В это время среди жителей Ленинграда был и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович . Ему 35 лет. Душа его кипела великим гневом. И в это время зрел грандиозный замысел нового музыкального сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня» , - вспоминал он потом.

900 дней голода, холода, горя. Смерть - хозяйка в городе. Поджидала всюду.

В это время среди жителей Ленинграда был и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович . Ему 35 лет.

Душа его кипела великим гневом. И в это время зрел грандиозный замысел нового музыкального сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня» , - вспоминал он потом.

Вместе с другими Шостакович ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать в Консерватории. Д. Шостакович на занятиях по тушению авиабомб. Ленинград, июль 1941 г.

Вместе с другими Шостакович ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать в Консерватории.

Д. Шостакович на занятиях по тушению авиабомб.

Ленинград, июль 1941 г.

 Дмитрий Шостакович (1906-1975) Композитор, пианист, педагог. Носил звание Народного артиста СССР, награжден многочисленными премиями СССР И РСФСР. На протяжении 20 столетия дважды разыгрывались мировые войны. Трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека.

Дмитрий Шостакович

(1906-1975)

Композитор, пианист, педагог.

Носил звание Народного артиста СССР, награжден многочисленными премиями СССР И РСФСР.

На протяжении 20 столетия дважды разыгрывались мировые войны. Трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека.

Шостакович начал писать музыку с 9 лет. Его первым сочинением стала пьесы «Солдат». Шёл 1915 год. Колонны солдат по улицам Петрограда отправлялись на фронты Первой мировой войны. Много позже, в 1941 г. Шостакович откликнулся на страшные события Второй мировой войны Симфонией №7.

Шостакович начал писать музыку с 9 лет. Его первым сочинением стала пьесы «Солдат».

Шёл 1915 год. Колонны солдат по улицам Петрограда отправлялись на фронты Первой мировой войны.

Много позже, в 1941 г. Шостакович откликнулся на страшные события Второй мировой войны Симфонией №7.

История создания   Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, тема первой части превратилась в большой эпизод.  В сентябре 1941 года, уже в блокированном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей.   1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.

История создания

  • Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м.
  • Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, тема первой части превратилась в большой эпизод. 
  • В сентябре 1941 года, уже в блокированном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей.
  •   1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.
Премьера симфонии №7 Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве под управлением дирижёра Самуила Самосуда. 29 марта под управлением С. Самосуда симфония была впервые исполнена в Москве. Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 19 июля 1942 года в Нью-Йорке — её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини.

Премьера симфонии №7

  • Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве под управлением дирижёра Самуила Самосуда.
  • 29 марта под управлением С. Самосуда симфония была впервые исполнена в Москве.
  • Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 19 июля 1942 года в Нью-Йорке — её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини.
Первое исполнение симфонии  в Куйбышеве.

Первое исполнение симфонии в Куйбышеве.

Д. Шостакович на первом исполнении симфонии  в Куйбышеве.

Д. Шостакович на первом исполнении симфонии в Куйбышеве.

Партитура Седьмой, «Ленинградской», симфонии Шостаковича была доставлена в город самолетом тайком от фашистов, и 9 августа 1942 года в руках у жителей и защитников Ленинграда были приглашения на концерт.

Партитура Седьмой, «Ленинградской», симфонии Шостаковича была доставлена в город самолетом тайком от фашистов,

и 9 августа 1942 года в руках у жителей и защитников Ленинграда были приглашения на концерт.

По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов, но в условиях блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофичном состоянии. Некоторые едва смогли поднять инструменты. Казалось, исполнить симфонию невозможно.

По партитуре в оркестре должно было быть

79 музыкантов, но в условиях блокады многие оркестранты погибли, а многие из тех, кто выжил, находились в ужасном дистрофичном состоянии. Некоторые едва смогли поднять инструменты. Казалось, исполнить симфонию невозможно.

- Как оживились люди, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир, - вспоминал потом художественный руководитель радиовещания Яков Бабушкин. - Это было трогательное до слез зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты, и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции. - Правда, первая репетиция продлилась всего 20 минут. Никто из музыкантов просто физически не выдержал бы дольше. Дирижера привезли на санках, он едва держался на ногах, не все из приехавших на репетицию смогли подняться по лестнице.
  • - Как оживились люди, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир, - вспоминал потом художественный руководитель радиовещания Яков Бабушкин.
  • - Это было трогательное до слез зрелище, когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты, и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции.
  • - Правда, первая репетиция продлилась всего 20 минут. Никто из музыкантов просто физически не выдержал бы дольше. Дирижера привезли на санках, он едва держался на ногах, не все из приехавших на репетицию смогли подняться по лестнице.
Играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей. Несмотря ни на что, концерт состоялся! Программа концерта в Большом зале Ленинградской филармонии, где 9 августа 1942 г.  была исполнена 7-я симфония.
  • Играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.
  • Несмотря ни на что, концерт состоялся!

Программа концерта

в Большом зале

Ленинградской филармонии,

где 9 августа 1942 г.

была исполнена

7-я симфония.

Здание Ленинградской филармонии

Здание Ленинградской филармонии

Дирижировал Карл Элиасберг

Дирижировал Карл Элиасберг

Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что она была исполнена в осажденном городе 9 августа 1942 года. Это именно в этот день, гитлеровцы готовились победоносно войти в Ленинград и отпраздновать свою победу в одной из лучших гостиниц Ленинграда – «Астории».

Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что она была исполнена в осажденном городе 9 августа 1942 года. Это именно в этот день, гитлеровцы готовились победоносно войти в Ленинград и отпраздновать свою победу в одной из лучших гостиниц Ленинграда – «Астории».

Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что этот композитор был бы среди первых казненных после взятия немцами Москвы…
  • Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что этот композитор был бы среди первых казненных после взятия немцами Москвы…
Симфония №7 «Ленинградская» IV часть Финал I часть Сонатная форма с эпизодом вместо разработки II часть Скерцо III часть Адажио

Симфония №7 «Ленинградская»

IV часть

Финал

I часть

Сонатная форма

с эпизодом вместо разработки

II часть

Скерцо

III часть

Адажио

1 часть – «Нашествие» Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Все дышит спокойствием мирной жизни .   Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты. Так начинается  «эпизод нашествия» . Эта тема превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути. По словам Шостаковича, 1-я часть Симфонии №7 рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь» ворвалась грозная сила – война…»

1 часть – «Нашествие»

Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Все дышит спокойствием мирной жизни .

Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты.

Так начинается  «эпизод нашествия» .

Эта тема превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

По словам Шостаковича, 1-я часть Симфонии №7 рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь» ворвалась грозная сила – война…»

Финал первой части симфонии – тема сопротивления советских войск. Финал 1 части начинается еле слышным тремоло литавр . Как будто постепенно собираются силы.  Это образ борьбы, народно­го гнева. В финале симфонии главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.  

Финал первой части симфонии – тема сопротивления советских войск.

Финал 1 части начинается еле слышным тремоло литавр . Как будто постепенно собираются силы.

Это образ борьбы, народно­го гнева. В финале симфонии главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.  

Идёт война, гибнут люди. Далее музыка в симфонии изменяется, становится скорбной. Звучит реквием по павшим, но не побеждённым героям. Но финал Седьмой симфонии - победный!

Идёт война, гибнут люди. Далее музыка в симфонии изменяется, становится скорбной. Звучит реквием по павшим, но не побеждённым героям.

Но финал Седьмой симфонии - победный!

Каждый творческий человек откликается на происходящие события через свои произведения. Композитор же передаёт свои мысли и чувства, своё отношение к происходящему через музыку. Это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются на победу. А какое бы вы дали название симфонии?

Каждый творческий человек откликается на происходящие события через свои произведения. Композитор же передаёт свои мысли и чувства, своё отношение к происходящему через музыку.

Это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются на победу.

А какое бы вы дали

название симфонии?

- Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война, Простите, милый, но кому, дружище, Сегодня ваша музыка нужна? Солируют фугасы. Пули свищут, Кромешный ад. Селения горят. Прёт супостат. Не до гармоний вечных. Когда, мой милый, пушки говорят, Смолкают музы. С музыкой, конечно. - Смолкают? Нет уж! Нет! Молчать, нельзя! - Оборотясь, отрезал. За очками, Казалось, полыхнули не глаза, А из души прорвавшееся пламя. Может быть, поэт Лев Болеславский был прав, написав в поэме «Шостакович» такие строки. Почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”  О чём он говорит?

- Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,

Простите, милый, но кому, дружище,

Сегодня ваша музыка нужна?

Солируют фугасы. Пули свищут,

Кромешный ад. Селения горят.

Прёт супостат. Не до гармоний вечных.

Когда, мой милый, пушки говорят,

Смолкают музы. С музыкой, конечно.

- Смолкают? Нет уж! Нет!

Молчать, нельзя!

- Оборотясь, отрезал. За очками,

Казалось, полыхнули не глаза,

А из души прорвавшееся пламя.

Может быть, поэт Лев Болеславский был прав,

написав в поэме «Шостакович» такие строки.

Почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”

О чём он говорит?

Картина «Седьмая симфония Шостаковича» Юрия Филиппова

Картина «Седьмая симфония Шостаковича» Юрия Филиппова

Какова идея симфонии №7? Идея симфонии – борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу. Вот как определили идею симфонии сам композитор : «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе», так писал он в газете «Правда» 29 марта 1942 года.

Какова идея симфонии №7?

Идея симфонии – борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу.

Вот как определили идею симфонии сам композитор : «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе», так писал он в газете «Правда» 29 марта 1942 года.

Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в тылу, на заводах и в госпиталях. Какой подвиг совершали музыканты в годы войны? Музыканты в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг, это живая страница нашей истории, о которой мы должны помнить. Ведь она звучала всем смертям на зло.

Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в тылу, на заводах и в госпиталях.

  • Какой подвиг совершали музыканты в годы войны?

Музыканты в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне.

7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг, это живая страница нашей истории, о которой мы должны помнить.

Ведь она звучала всем смертям на зло.

Вопросы по теме 1. Выберите верные утверждения: А) Ленинградская симфония целиком была сочинена Шостаковичем в блокадном Ленинграде. Б) Ленинградская симфония была сочинена Шостаковичем в эвакуации. В) Ленинградская симфония была начата Шостаковичем в Ленинграде, и завершена в эвакуации. 2. В каком году композитор закончил работу над партитурой своей седьмой симфонии? А) 1942 Б) 1941 В) 1943 3. О чем рассказывает начало Симфонии № 7? А) о победе Б) о мирной жизни В) о нашествии фашистских захватчиков

Вопросы по теме

1. Выберите верные утверждения:

А) Ленинградская симфония целиком была сочинена Шостаковичем в блокадном Ленинграде.

Б) Ленинградская симфония была сочинена Шостаковичем в эвакуации.

В) Ленинградская симфония была начата Шостаковичем в Ленинграде, и завершена в эвакуации.

2. В каком году композитор закончил работу над партитурой своей седьмой симфонии?

А) 1942 Б) 1941 В) 1943

3. О чем рассказывает начало Симфонии № 7?

А) о победе Б) о мирной жизни

В) о нашествии фашистских захватчиков

4. Выберите название темы симфонии, которая сначала кажется безобидной, но, постепенно усиливаясь, превращается в чудовище, в машину уничтожения всего живого: А) тема нашествия Б) тема мира В) тема победы 5. Седьмая симфония Шостаковича рассказывает о: А) борьбе Советсткого Союза с фашизмом в Ленинграде Б) истории Ленинграда В) революции в Ленинграде. 6. Восстановите порядок частей в симфонии №7: А) Родина в годину испытаний Б) Нашествие В) Через борьбу к победе Г) Человек и война

4. Выберите название темы симфонии, которая сначала кажется безобидной, но, постепенно усиливаясь, превращается в чудовище, в машину уничтожения всего живого:

А) тема нашествия Б) тема мира В) тема победы

5. Седьмая симфония Шостаковича рассказывает о:

А) борьбе Советсткого Союза с фашизмом в Ленинграде

Б) истории Ленинграда

В) революции в Ленинграде.

6. Восстановите порядок частей в симфонии №7:

А) Родина в годину испытаний

Б) Нашествие

В) Через борьбу к победе

Г) Человек и война

7. В период блокады Ленинград фактически оказался отрезанным от большой земли. Как ноты Седьмой симфонии попали в город? 8. Как искали музыкантов для исполнения симфонии? 9. Дата премьеры Симфонии №7 была выбрана неслучайно. Что еще должно было произойти в этот день?

7. В период блокады Ленинград фактически оказался отрезанным от большой земли. Как ноты Седьмой симфонии попали в город?

8. Как искали музыкантов для исполнения симфонии?

9. Дата премьеры Симфонии №7 была выбрана неслучайно. Что еще должно было произойти в этот день?

Выразите своё отношение к Седьмой симфонии Д . Шостаковича в синквейне. Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Первая строка – понятие или тема (1 существительное). Вторая строка – описание этого понятия (2 прилагательных). Третья строка – описываются действия, относящиеся к теме синквейна (3 глагола). Четвертая строка - Фраза или предложение, показывающее ваше отношение к теме (крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата) Пятая строка – 1 синоним, который повторяет суть темы.

Выразите своё отношение к Седьмой симфонии Д . Шостаковича в синквейне.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Первая строка

– понятие или тема (1 существительное).

Вторая строка

– описание этого понятия (2 прилагательных).

Третья строка

– описываются действия, относящиеся к теме синквейна (3 глагола).

Четвертая строка

- Фраза или предложение, показывающее ваше отношение к теме (крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата)

Пятая строка

– 1 синоним, который повторяет суть темы.