26.10.2022.
Обществознание
Какие сферы жизни общества вам известны?
экономическая
социальная
духовная
политическая
Зачитайте выводы на
с. 31 учебника.
- Человек стремится не только выполнять различные операции, но и придавать смысл своей деятельности. Те деяния, которые содержат в себе творческое начало, принято относить к духовной сфере. Что такое духовная сфера? Какие элементы она включает? Чем различаются материальная и нематериальная культура? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема: Сфера духовной жизни
План урока
1.Духовная сфера жизни общества.
2.Культура личности и общества.
3.Развитие культуры в современной России.
Сфера жизни общества
Существует четыре сферы жизни: экономическая, политическая, социальная, и духовная. На таблице изображены все четыре сферы, а посередине них - человек, т.к. он вписан во все сферы общества
Приведём примеры элементов духовной сферы
наука
религия
философия
искусство
Нравственность
Работаем с рубрикой « ПОДУМАЕМ»
В жизни каждого человека и общества в целом существенную роль играет культура.
Ученые не могут дать одного,общего определения понятию «культура».
Словари предлагают более 200 наименований.
КУЛЬТУРА
Это слово латинского происхождения, и первоначально оно означало «возделывание, обработка земли»
Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний». Каждый должен назвать слово, наиболее полно, по его мнению, характеризующее слово «культура».
В узком смысле - это
процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются,
распределяются духовные ценности
Работаем с рубрикой «ФАКТЫ»
Может ли человек ограничиваться только материальными благами?
1. Духовная сфера жизни
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
8
Духовная сфера жизни
Духовная сфера — – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей (мораль, религия, образование, наука и т.д.), их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.
8
Духовная сфера жизни
Духовная сфера — – это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
8
Что же отличает духовную сферу от других сфер общества?
Структура духовной сферы
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
- религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
- мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
- искусство — художественное освоение мира;
- наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
- право — совокупность норм, письменных законов, поддерживаемых государством;
- образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
8
Характерные черты духовной сферы
- Имеет сложную структуру
- Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры занято немало людей раличных профессий ( учителя, музейные работники, библиотекари, учёные)
- Достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных заведений ( школы, библиотеки, музеи, театры, филармонии и т.д.)
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.), то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
8
Работаем с рубрикой « ДОКУМЕНТ»
2. Культура личности и общества
Преобразуя естественные природные материалы ( камень глину, кость), человек преобразовывал и себя: совершенствовал умения, развивал творческие способности, воображение, образное мышление
Культура
Формы культуры
Материальная
Духовная
совокупность физических объектов, созданных человеческими руками.
процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства т. д.
Культурный человек
Культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный, воспитанный и порядочный человек, который уважает себя и окружающих.
В толковом словаре С.И. Ожегова понятие культуры трактуется так: «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей»; культурный человек – «это находящийся на высоком уровне культуры и соответствующий ему», а так же «относящийся к просветительской или интеллектуальной деятельности».
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ стр.47
- «Декларация прав культуры»
1.На ком лежит ответственность за сохранение культурных ценностей и культуры?
2.На что имеет право культура во всех её формах?
3.Какая обязанность лежит на гос.организациях?
4.Как воздействует культура на общество?
3. Развитие культуры в современной России
Наш урок подходит к концу. Что вы получили от этого урока?
- Что чувствовали?
- Что вас удивило?
- За что вы можете себя похвалить?
- За что вы можете похвалить одноклассников?
Продолжите фразы.
- Я хочу сказать...
- Мне больше всего удалось...
- Для меня было открытием, что...
-
Домашнее задание
- Параграф 5- стр.48 – вопросы «Проверим себя»
« В классе и дома» стр.48-49- № 1,2
( по желанию)