Урок № 12-13
Обществознание, 5 класс
Образование в жизни человека
Д.З.: § 6, ?? (с.58), «в классе и дома» (с.58-59)
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- формировать представления учащихся о системе российского образования, значении образования.
- развивать познавательный интерес к разным формам и способам получения общего и профессионального образования ;
- Воспитывать ответственное отношение к образованию, самосовершенствованию в целом.
Универсальные учебные действия
- Готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).
- Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.
- Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.
- Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.
- Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями
Понятия, термины
- образование;
- общее образование /начальное, основное, среднее (полное)/;
- профессиональное образование /среднее, высшее, послевузовское/;
- алгоритм;
- бакалавр, магистр
Изучение нового материала
- Роль образования в жизни человека.
- Значение образования для общества.
- Ступени школьного образования.
Актуализация проблемы
ВСПОМНИМ. Как ты первый раз пошёл в школу? Какое у тебя было настроение?
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Кто такой школьник? Что его отличает от других? Кого бы ты назвал хорошим учеником? Чему учат в школе?
Школьное образование
Средняя (полная) школа
10- 11 классы
Основная школа
5- 9 классы
Общее образование в нашей стране обязательно !
Начальная школа
1- 4 классы
Послевузовское образование
/аспирантура, ординатура, докторантура/
Не получив высшего образования, нельзя стать врачом, юристом, инженером, психологом, учёным.
Высшее образование
/институт, академия, университет/
Среднее профессиональное образование
Все профессии нужны, все профессии важны!
/ПУ, колледж, техникум/
Путешествие в прошлое
(с. 51-53)
Работаем с учебником в группах:
1) распределяем ответственных;
2) делим работу по фрагментам и этапам;
3) выделяем главное;
4) отвечаем на вопрос;
5) делаем выводы
- Сравни предметы, которые изучали в школе XVIII века, с теми которые изучают в начальной школе теперь.
- Какое образование можно считать более широким?
- Чем отличается современная школа?
Жил на свете человек
Николай Иванович Пирогов (1810-1881)
1. Пирогов внёс значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял
методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.
2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.
3.Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо
изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся . Он отрицательно относился к переводным экзаменам , отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.
Российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846).
Что тебе представляется наиболее ценным в педагогических взглядах Н.И. Пирогова?
Раньше вместо слов « пойти в школу » говорили « отдать в учение ».
Чему учит школа сегодня?
Научить чему- то важному для жизни
Человеку приходится учиться всему, поэтому школ у каждого в жизни много и учителей много. Школой для нас становится не только здание, но и сама жизнь. Так и говорят: «Прошёл хорошую жизненную школу».
Учись учиться
Чему ты научишься в школе, зависит от тебя самого.
И оценки за твою учебу тебе будет ставить сама жизнь.
Можно ли сделать вывод, что твоя успешная учеба в школе важна не только для тебя самого, но и для общества?
Учёба – твой основной труд, можно сказать – твоя профессия.
Чтобы овладеть профессией надо проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.
Твоя школьная отметка – это результат твоего труда!!!
Как ты поступаешь, когда не понимаешь материал, делаешь ошибки и т.д.?
Кто – то равнодушно скажет «Ну и что, подумаешь!» и отложит тетрадь.
Другого начинают мучить мысли «Я ничего не могу, я не на что не способен».
Третий, испытывает досаду, огорчение, но пытается разобраться в том, что непонятно, в причине ошибки. И для этого проявляет усилия: перечитывает текст, спрашивает у учителя, обращается за помощью к родителям или одноклассникам.
А как поступаешь ты? Какие выводы для себя сделал?
Труд ученика состоит из занятий в школе и подготовки уроков дома.
Рассмотрите рисунки на с. 56.
Можно ли сказать, что эти школьники правильно организуют свой труд?
Уметь учиться – это правильно организовать свой труд.
От правильной организации труда зависит не только твоя успеваемость, но и твое самочувствие.
Самое подходящее время для выполнения домашнего задания с 15(16) часов до 17(18) часов.
Вечером память ослабевает, внимание рассеивается, снижается работоспособность. И если это происходит изо дня в день, то в результате не только неудачи в учебе, но и физическая усталость.
Уметь учиться – это и хорошо развитые умения читать, считать, писать.
Если ты чувствуешь, что умение учиться сформировано у тебя не достаточно, то займись его развитием: больше читай, разгадывай кроссворды, играй в шахматы, учи стихи, беседуй на разные темы с друзьями и взрослыми. Вскоре ты заметишь, что стал лучше учиться.
Проверь себя
- В каких учебных заведениях человек получает образование?
- Чем школа, в которой ты учишься, отличается от старой русской школы?
- Куда могут пойти учиться выпускники школы?
- Как ты понимаешь пословицу «Учиться – одно, научиться - другое»?
- Что сегодня означают слова «остаться неграмотным»?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?