- познавательные: сформулировать совместно с обучающимися цель урока; научить их осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
- коммуникативные: адекватное использование речевых средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; развитие умений сотрудничать в поиске и сборе информации, правильно формулировать и выражать свои мысли.
- регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) |
Орг. момент | Приветствие обучающихся. Создание положительного настроя на продуктивную работу | Проверка готовности к уроку, приветствие учителя | | |
Мотивация к учебной деятельности | Просмотр видеоролика «Образование меняет жизни». Фронтальная беседа: - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? -На какие вопросы нам предстоит ответить? -Чему учат в школе? -Для чего все люди учатся? | Смотрят видеоролик, аргументированно отвечают на вопросы, пытаются самостоятельно сформулировать цель урока | Фронтальная работа | Личностные УУД: понимает необходимость учения выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и представлении социального способа оценки знаний Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Актуализация знаний | Беседа об актуальности образования по следующим вопросам: - Какие науки изучает человек? - Использует ли современный человек знания, накопленные предыдущими поколениями людей? - Можно ли без них обойтись? Почему? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. | Фронтальная работа | Коммуникативные УУД: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
Ознакомление с новым материалом | Часть жизни человека проходит в школе. И очень важно понять для себя: это потраченные в пустую годы или же, наоборот, полезные, дающие личный старт? Поговорим об этом на нашем уроке. Запись в тетрадь понятия «образование» – это получение знаний, умений, навыков. | Записывают в тетрадь два определения: 1. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков. Образование – это получение знаний, умений, навыков. | |
Ознакомление с новым материалом | Работа с текстом учебника на с.50-51: - опираясь на текст учебника на с.50, назовите три ступени школьного образования; - проанализируйте схему на с.50 и определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли? - на какой ступени образования вы находитесь сейчас? - какие ступени у вас впереди? | Анализируют схему, отвечают на вопросы следующим образом: - начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; - прошли начальное общее образование; - сейчас находимся на ступени основного общего образования. - впереди среднее общее образование. | Фронтальная работа | Регулятивные УУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации - - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
Ознакомление с новым материалом | Учитель делит класс на три группы и предлагает выполнить задания, а затем проверить результат | Первая группа: пишет рассказ из 5 предложений о том, какая школа была в Московской Руси, по картине Кустодиева на с. 53. Вторая группа: пишет рассказ из 5 предложений на тему: «Школа будущего». Третья группа: пишет рассказ из 5 предложений, о том какова школа в наше время. | Работа в группах | Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. |
Физминутка | Учитель предлагает установить соответствия между понятием и определением, а также выбрать верные утверждения | Обучающиеся работают с заданиями на слайде: Выберите верные высказывания об образовании. Какое из приведенных понятий соответствует определению. В каком из высказываний идет речь о профессиональном образовании? Выберите верное определение. Выберите верные высказывания и аргументируйте свой выбор. | | |
Закрепление изученного материала | Работа по карточкам: Задание 1. Распределите знания по группам. Задание 2. Закончите известные пословицы об учении. | Каждый выполняет задания на индивидуальных карточках, затем обучающиеся, находящиеся в парах, обмениваются карточками и производят проверку. | Индивидуальная работа, работа в парах. | Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Подведение итогов урока | Как вы понимаете высказывание «Остаться неграмотным»? Есть ли разница между выражениями «иметь образование» и «быть образованным»? Какую роль играет школа в образовании? Какую роль играет образование в жизни человека? | Отсутствие умений и навыков письма, чтения, разговорной речи. Есть. Можно получить образование или специальность, но не уметь применять их в жизни. Школа позволяет получить основные знания по предметам и выбрать свой профессиональный путь. Образование позволяет разобраться в окружающем мире, решить возникшие проблемы, найти сферу, в которой человеку будет интересно и он сможет быть полезным обществу. | Фронтальная работа | Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами. |
Домашнее задание | Эссе на одну из тем: - «Образование-дорога в будущее». - «Школа-это маленькая жизнь». | Запись домашнего задания | | |
Рефлексия | Учитель предлагает каждому провести самооценку с помощью листа с указанными критериями. Затем оценить уровень знаний, полученных на уроке, при помощи метода «Дерево творчества». | Обучающиеся заполняют листы самооценки. Обучающиеся наклеивают на дерево, нарисованное в тетради, листья, цветы, плоды: -яблоко – урок полезен, все понятно; -цветок – узнал много, но еще придется потрудиться; листок – да, трудно все-таки учиться! | | Личностные УУД: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |