Просмотр содержимого документа
«Презентация по пьесе Фонвизина Д.И. "Недоросль"»
Денис Иванович Фонвизин (14 апреля 1744 г. – 1 декабря 1792 г.)
Комедия «НЕДОРОСЛЬ»
(1782 г.)
Денис Иванович Фонвизин
(1745 -1792)
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
… Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной.
А.С. Пушкин. «Послание к цензору»
История рода Фонвизиных
- Какова по происхождению фамилия Фонвизиных?
- Когда они появились в России?
- Где родился Фонвизин?
- В честь кого он назван?
- Где и как он учился?
О комедии «Недоросль» - проблематика
- Какие недостатки обличает Фонвизин?
- В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли?
О комедии «Недоросль» - постановка
- Где впервые была поставлена комедия?
- Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии?
- Что осудил писатель в комедии?
- Что раньше обозначало слово «недоросль»?
Драма – от греч. «действие»
- В драматическом произведении движения событий протекают особенно остро и напряжённо. В то же самое время события могут быть просты и обыкновенны, но каждое слово и движение раскрывает характер персонажа.
Особенности драмы как рода литературы
- основа драмы – действие
- речь героя – главное средство создания образа
- отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения
- важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.)
- авторскую позицию помогает уяснить ремарка (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы и т.д.)
Термины
1.Обличающая, бичующая ирония.
2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности
Ирония - употребление слов в противоположном значении.
- Афиша - список действующих лицах драматического произведения
Термины
- Диалог – разговор двух или нескольких лиц
- Монолог – речь, рассказ, выражение мыслей и чувств от первого лица
- Ремарка – авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах
Термины
- Говорящая фамилия – авторская оценка героя с помощью его фамилии, указывающей на определенные качества персонажа, прием свойственный обычно сатирическим произведениям
- Зоологизация - это оживотнивание .
В переводе с латинского «классицизм» -«образцовый», «первоклассный».
Черты классицизма
- Обращение к образцам и формам античности как к идеалу
- Соблюдение в драме единства места, времени и действия
- Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений
- Обращение к общественной проблематике
Основные правила классической комедии
- Изображение повседневной жизни, людских пороков
- Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; каждый из них – носитель одной черты, одного порока;
- Говорящие фамилии
- Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)
- Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
- Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)
- Установка на разговорный язык
Проблематика произведения
Главная проблема:
крепостной действительности.
- Трагизм судьбы простого человека.
Проблематика произведения
Вторая проблема:
Гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.
Третья проблема:
Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.
Новаторство произведения
проявилось в создании речи персонажей . Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением .
Подумаем
Какие из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?
- единство места (деревня Простаковых)
- единство времени (одни сутки)
- одна идея ( воспитание достойного гражданина)
- деление героев на отрицательных и положительных
- «говорящие» фамилии, подчеркивающие доминантную черту характера, носителем которой является персонаж
- отступление от единства действия ( в комедии «Недоросль» две сюжетные линии)
- отрицательные герои интересны и неоднозначны
- при создании характеров героев используется речевая характеристика
- несчастливый конец
Вот злонравия достойные плоды…
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ УР “Столичный лицей” г. Ижевска
Бузанакова Надежда Валентиновна
2024 г.