СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по праву (профильный уровень) «Право средневековой Европы»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвещён возникновению и развитию законодательства в средневековой Европе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по праву (профильный уровень) «Право средневековой Европы»»

Право средневековой Европы (право, 10 класс, профильный уровень)

Право средневековой Европы

(право, 10 класс,

профильный уровень)

Варварские правды

Варварские правды

Варварские правды (составлены между V и IX веках)

салическая

бургундская

алеманская

баварская

Салический закон , или  Салическая правда  (лат. lex Salica ) — правовой кодекс салических франков. Термин «салический закон» означает также правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса

Бургундская правда

(лат. Lex Burgundio-num) – собрание законодательных актов бургундских королей 2-й половины V — начала VI в. Основные тексты Б.п. записаны впервые приблизительно в 490 г. при короле Гундобаде (отсюда иное название Б.п. - лат. Lex Gundobada, фр. - Loi Gombette). В дальнейшем они подверглись переработке и дополнениям. Б.п. испытала сильное влияние римского права, но основой для нее послужило обычное право бургундов. Б.п. регламентировала важнейшие стороны жизни бургундского общества и его взаимоотношения с галло-римским населением. Б.п. зафиксировала процесс земельных разделов

В «Алеманской правде» говорится о ястребе, который ловит журавлей, и в швабской игре, появившейся позже, речь идет об охоте ястреба на журавлей. С ястребом охотились также на цапель, диких гусей и уток.

Баварская правда  (лат. lex Baiuvariorum ) — запись обычного права (имущественного, договорного, семейного, уголовного и т. п.), сложившегося в VII—VIII веках у германского племени баваров

Варварские правды  (составлены между V и IX веках) салическая бургундская алеманская баварская ленное право городское право цеховое право регулировало отношения между сеньорами и вассалами определяло правовое положение горожан цеховые уставы регулировали порядок производства и сбыта ремесленных изделий и отношения между мастерами

Варварские правды (составлены между V и IX веках)

салическая

бургундская

алеманская

баварская

ленное право

городское право

цеховое право

регулировало отношения между сеньорами и вассалами

определяло правовое положение горожан

цеховые уставы регулировали порядок производства и сбыта ремесленных изделий и отношения между мастерами

Гражданские и семейные отношения регулировались нормами церковного права

Гражданские и семейные отношения регулировались нормами церковного права

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ СУД  в его основе лежал сословный принцип каждое сословие имело свой суд

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ СУД

в его основе лежал сословный принцип

каждое сословие имело свой суд

«Кулак – нам совесть, и закон нам – меч!» слова героя шекспировской драмы Ричарда III  довольно точно выражают сущность средневекового права, которое часто называют КУЛАЧНЫМ

«Кулак – нам совесть, и закон нам – меч!»

слова героя шекспировской драмы Ричарда III

довольно точно выражают сущность средневекового права, которое часто называют КУЛАЧНЫМ

БОЖИЙ СУД – ОРДАЛИИ   представлял собой средство установления юридической истины путем обращения к воле Творца.

БОЖИЙ СУД – ОРДАЛИИ представлял собой средство установления юридической истины путем обращения к воле Творца.

право в Средние века находилось под сильным влиянием РЕЛИГИИ

церковные догматы придавали правовым нормам силу закона

гражданские и семейные отношения регулировались нормами КАНОНИЧЕСКОГО (ЦЕРКОВНОГО) ПРАВА

БОЖИЙ СУД (ОРДАЛИИ) – в рабовладельческом и феодальном обществе род испытания, с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина. Первоначально связывался с представлением о всезнающем божестве, могущем защитить правого и обвинить виновного. Б.с. известен законам Хаммурапи, но в особенности законам Ману. Был усвоен всеми варварскими правдами, Русской правдой, Польской правдой и др.

Наиболее распространённые формы Б.с. — испытания водой (холодной и кипящей), огнем, раскалённым железом. В некоторых районах Африки Б.с. заключался в том, что подозреваемого обязывали переплыть реку, кишащую крокодилами, и т.п. Разновидностью Б.с. были также судебный поединок и жребий; с принятием христианства появились новые виды Б.с. — клятва на кресте и мощах и др. Как правило, Б.с. применяли при отсутствии несомненных доказательств виновности.

Сохранялся в Западной Европе вплоть до 17 в. (особенно в делах о колдовстве). Русская правда упоминает об испытании раскалённым железом и водой. Судебный поединок (поле), упомянутый в договоре смоленского князя Мстислава с немцами (13 в.), сохранился в Судебнике 1497, но постепенно перестал применяться. Дольше всего в практике сохранялись крестное целование (скрепленная клятвой присяга) и жребий.

право в Средние века  нельзя представить  без судов ИНКВИЗИЦИИ Святая инквизиция  (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium , «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью (от греч. слова eresis: отделение, разделение, секта — по учению Православной Церкви состоит в том, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине) «Задача инквизиции – истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики; еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защитники» Бернар Ги

право в Средние века нельзя представить без судов ИНКВИЗИЦИИ

Святая инквизиция  (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium , «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью (от греч. слова eresis: отделение, разделение, секта — по учению Православной Церкви состоит в том, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине)

«Задача инквизиции – истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики; еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защитники»

Бернар Ги

СУД ИНКВИЗИЦИИ

СУД ИНКВИЗИЦИИ

Задача инквизиции – истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики   Бернар Ги (XVI в)

Задача инквизиции – истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики

Бернар Ги (XVI в)

Суть христианства толкала

некоторые слои общества к борьбе за некоторые

ПРАВА и СВОБОДЫ

ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ

ХАБЕАС КОРПУС АКТ

(лат. Magna Charta Libertatum, англ. The Great Charter), грамота, подписанная английским королём Иоанном Безземельным 15 июня 1215. Написана на латинском языке, содержит 63 статьи. Подписанию В. х. в. предшествовало восстание баронов, которые были недовольны усилением королевской власти. В восстании участвовали также рыцари и горожане, выступавшие против налогового гнёта, притеснений со стороны королевских чиновников и неудачной внешней политики короля. Большинство статей В. х. в., закрепившей временную победу баронов над королём, отражало интересы феодальной аристократии. В. х. в. гарантировала соблюдение королём феодальных обычаев по отношению к его вассалам — баронам, запрещала взимать субсидии с феодалов без их согласия, судить баронов иначе как судом равных им по званию пэров; она ликвидировала право короля вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий и создавала комитет из 25 баронов, который в случае нарушения хартии королём мог начать против него войну.

(Habeas Corpus Act), закон, принятый английским парламентом в 1679; один из основных конституционных актов Великобритании. Устанавливает правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан. Согласно Х. к. а., по заявлению арестованного, в котором он перечисляет подтвержденные присягой основания неправомерности своего ареста, судья обязан в установленные сроки издать приказ о его доставке в суд для проверки заявления. Заявление рассматривается судьей единолично в присутствии арестованного; судья вправе освободить его (безоговорочно или под залог) или же направить обратно в тюрьму, установив, что он арестован правомерно. Действие Х. к. а. не распространяется на лиц, подозреваемых в государственной измене; оно может быть приостановлено парламентом при чрезвычайных обстоятельствах (войны, забастовки, внутренние беспорядки).

вошли в качестве законов в неписанную английскую конституцию

Грациан ( XII в.) – монах из итальянского города Болонья, автор обширного труда, систематизировавшего каноническое (церковное) право. В дополненном виде этот труд называют Сводом декретов (или Сводом Грациана).

Грациан ( XII в.) – монах из итальянского города Болонья, автор обширного труда, систематизировавшего каноническое (церковное) право. В дополненном виде этот труд называют Сводом декретов (или Сводом Грациана).

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) – философ и теолог, доминиканец. Считал, что государство способствует сохранению мира. В книге «Сумма теологии» выделил вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право. Естественное право присуще всем людям, поскольку они – сознательные, моральные и социальные существа. Позитивное право способно помешать людям делать зло.

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) – философ и теолог, доминиканец. Считал, что государство способствует сохранению мира. В книге «Сумма теологии» выделил вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право. Естественное право присуще всем людям, поскольку они – сознательные, моральные и социальные существа. Позитивное право способно помешать людям делать зло.

Гроций Гуго (1583-1645) – голланский юрист и общественный деятель. Силе он противопоставлял идею права. Существом права считал естественные права человека. Главный труд Гроция – «О праве войны и мира». Делил войны на несправедливые (захватнические) и справедливые (в ответ на нарушение права). Признавал не только индивидуальные, но и коллективные права человека (право народов на гуманное обращение во время войны).

Гроций Гуго (1583-1645) – голланский юрист и общественный деятель. Силе он противопоставлял идею права. Существом права считал естественные права человека. Главный труд Гроция – «О праве войны и мира». Делил войны на несправедливые (захватнические) и справедливые (в ответ на нарушение права). Признавал не только индивидуальные, но и коллективные права человека (право народов на гуманное обращение во время войны).

Макиавелли Никколо (1469-1527) – итальянский теоретик политики. Считал, что благая цель создания и сохранения государства оправдывает даже безнравственные средства. По его мнению, единовластие необходимо при создании и формировании государства. В другие времена продуктивнее республиканское правление.

Макиавелли Никколо (1469-1527) – итальянский теоретик политики. Считал, что благая цель создания и сохранения государства оправдывает даже безнравственные средства. По его мнению, единовластие необходимо при создании и формировании государства. В другие времена продуктивнее республиканское правление.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Темы для рефератов:  Почему в средневековой Европе право силы восторжествовало над силой права? Государственная власть и права человека: связь, противоречия, перспективы взаимодействия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Темы для рефератов:

  • Почему в средневековой Европе право силы восторжествовало над силой права?
  • Государственная власть и права человека: связь, противоречия, перспективы взаимодействия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!