СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по предмету "Метрология,стандартизация и сертификация" по теме "Разработка и утверждение национальных стандартов". Преподаватель : Овчинникова Инна Витальевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по предмету "Метрология,стандартизация и сертификация" по теме "Разработка и утверждение национальных стандартов". Преподаватель : Овчинникова Инна Витальевна»

Министерство образования Калининградской области

Государственное автономное учреждение

Калининградской области,

профессиональная образовательная

организация

«Колледж сервиса и туризма»



Реферат



На тему: Разработка и утверждение национальных стандартов







Выполнила :

Студентка 2 курса

Группы ТП18-11

Багян Анна А.

По специальности

«Метрология, стандартизация

и подтверждение соответствия»

Преподаватель Овчинникова И.В





Калининград 2020



Введение………………………………………………………………………5

1.Область применения ………………………………………………………6

1.1 Установление стандарта …………………………………………………6

1.2 Не установление стандарта ………………………………………………6

1.3 Разделы 6 и 7………………………………………………………………6

2. Нормативные ссылки ……………………………………………………...6

3. Общие положения…………………………………………………..............8

3.1 Разработка национальных стандартов…………………………................8

3.2. Последовательность разработки и утверждения национальных стандартов………………………………………………………………………8

3.3. Основывание требований в национальном стандарте………………………………………………………………………..8

3.3.1. Требования ,которые не должны устанавливаться в национальном стандарте………………………………………………………………………..8

3.3.2. Требования ,установленные в национальном стандарте……………..9

3.3.3. Разработка национального стандарта разработчиком ………………..9

3.3.4. Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта……………………………………………………………………….10

3.3.5. Правила ГОСТ………………………………………………………......10

3.4. ФГИС ………………………………………………………………………10

4. Правила разработки и утверждения национальных стандартов………….11

4.1. Организация разработки национального стандарта……………………..11

4.2. Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение………………………………………………………….11

4.3. Подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта с учетом замечаний по результатам редактирования……………………….......13

4.4. Проведение нормоконтроля проектов национальных стандартов на соответствие правилам, установленным в ГОСТ Р 1.5 и/или ГОСТ Р 1.7, и требованиям к их оформлению ……………………………………………….14

4.5. Проведение экспертизы и подготовка мотивированного предложения об утверждении проекта стандарта………………………………………………………………….……...15

4.6. Подготовка к утверждению, утверждение и регистрация национального стандарта…………………………………………………………………………17

5. Правила проведения работ по обновлению национальных стандартов ….18

5.1. Организация работ по обновлению национального стандарта…………..18

5.2. Разработка изменения к национальному стандарту………………………22

5.3. Проведение пересмотра национального стандарта……………………….25

6. Внесение поправки в национальный стандарт……………………………...26

6.1. Необходимость внесения в стандарт поправки…………………………..26

6.2. Секретариат ТК (ПТК) …………………………………………………....26

6.3. Требования, которые необходимо срочно учесть в национальном стандарте………………………………………………………………………....26

6.4. Оформление и утверждение поправки …………………………..……….27

6.5. Размещение на официальном сайте текста поправки……………………27

6.6. Издание поправок…………………………………………………………...27

Приложение А . Форма титульного листа национального стандарта Российской Федерации и его проекта …………………………………………28

Приложение Б . Форма первой страницы стандарта и его проекта....................................................................................................................29

Приложение В . Форма страниц стандарта и проекта стандарта……………..30

Приложение Г. Правила оформления последней страницы стандарта и проекта стандарта………………………………………………………………..31

Приложение Д . Форма первой страницы изменения к национальному стандарту Российской Федерации и проекта изменения………………………………………………………………………..32

Приложение Е. Форма второй и последующих страниц изменения к стандарту и проекта изменения…………………………………………………33

Заключение…...………………………………………………………..…………34

Список используемой литературы……………………………………………………………………….36



Введение

В настоящем стандарте область применения дополнена основополагающими национальными стандартами Российской Федерации, которые наряду с национальными стандартами Российской Федерации и предварительными национальными стандартами Российской Федерации являются объектами стандартизации настоящего стандарта после внесения в него изменения N 1.



Национальные стандарты Российской Федерации, предварительные национальные стандарты Российской Федерации и основополагающие национальные стандарты Российской Федерации имеют статус национальных стандартов, что отражено в наименовании настоящего стандарта.



В тексте настоящего стандарта в правилах построения, изложения, оформления и обозначения, общих для национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов Российской Федерации и основополагающих национальных стандартов Российской Федерации, для указания объекта стандартизации использовано слово "стандарт". В случае необходимости отражения особенностей изложения, оформления и обозначения, которые характерны только для отдельного объекта стандартизации, данный объект указан конкретно.



Установленные в настоящем стандарте правила построения, изложения и оформления могут быть использованы при разработке правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, а также сводов правил, стандартов организаций и технических условий.













1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (внесению изменений или пересмотру), внесению поправок, а также правила приостановки действия и отмены стандартов.

1.2 Настоящий стандарт не устанавливает исчерпывающий перечень работ по разработке проекта национального стандарта и формы взаимодействия участников работ по стандартизации. Состав и объем выполняемых работ определяются государственным контрактом на разработку национальных стандартов и/или соответствующим договором.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины, которые установлены и определены в статье 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» и межгосударственном стандарте на термины и определения в области стандартизации .

1.3 Разделы 6 и 7 распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации».

Примечание — Данное постановление зарегистрировано в Минюсте России 13 февраля 2004 г. № 5546



2 .Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.5—2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

ГОСТ Р 1.5— 2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила

построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ Р 1.8 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила

проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению

применения

OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001— 96) 001—2000 Общероссийский классификатор стандартов

ГОСТ Р 1.2—2016

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку



3 Общие положения

3.1 Разработку национальных стандартов осуществляют в соответствии с программой национальной стандартизации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

3.2 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

- организация разработки стандарта;

- разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

- доработка проекта стандарта по результатам публичного обсуждения и его редактирование;

- подготовка окончательной редакции с учетом замечаний по результатам редактирования;

- проведение контроля проектов стандартов на соответствие правилам, установленным в ГОСТ Р 1.7 и/или ГОСТ Р 1.5, и требованиям к их оформлению (далее — нормоконтроль);

- проведение экспертизы и подготовка мотивированного предложения об утверждении проекта стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта;

- подготовка к утверждению, утверждение и регистрация стандарта.

3.3 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).

3.3.1 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны:

- противоречить международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным

правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», изданным в соответствии с установленными полномочиями, техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

- дублировать нормы законодательства Российской Федерации;

- расширять или сужать права участников гражданско-правовых отношений;

- устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.

Примечание — Разрабатываемый стандарт может содержать нормы, отличные от установленных нормативными правовыми актами, только тогда, когда это допускается данными актами.

3.3.2 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны:

- быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.3) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил;

- детализировать требования технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации, если предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

3.3.3 При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:

- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, в том числе технических регламентов Евразийского экономического союза;

- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

- национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других стран;

- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;

- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

3.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта — по ГОСТР 1.5—2012 (разделы 3— 5). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих национальных стандартов Российской Федерации и действующих в этом качестве межгосударственных стандартов, заменяя их соответствующими ссылками по ГОСТ Р 1.5.

3.3.5 При применении как основы для разработки национального стандарта международного, европейского или зарубежного национального стандарта соблюдают соответствующие правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.

3.4 При разработке национального стандарта используют Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации. До принятия решения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о переходе национальной системы стандартизации на исключительное применение ФГИС проект национального стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5—2012 (раздел 5) в электронно-цифровой форме



4 Правила разработки и утверждения национальных стандартов

4.1 В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта участники работ по стандартизации направляют предложения по включению соответствующей темы в программу национальной стандартизации в соответствии с порядком учета предложений о разработке национальных стандартов, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может уполномочить на разработку национального стандарта компетентное юридическое или физическое лицо в случае отсутствия предложения о разработчике стандарта по соответствующей теме от профильного ТК (ПТК). В указанном случае федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации включает тему по разработке стандарта в программу национальной стандартизации и закрепляет ее за ТК (ПТК) по соответствующей области стандартизации.

Если заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то учет такого предложения осуществляется в установленном порядке

В предложении приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного, регионального или зарубежного национального стандарта. Вместе с предложением могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального или стандарта иностранного государства) стандарта.

4.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение

Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта.

При разработке национального стандарта разработчик руководствуется общими требованиями к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены в ГОСТ 1.5—2001 (раздел 7).

Примечание — Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации , которые также учитывают при разработке стандарта.

Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации

Разработчик направляет первую редакцию проекта стандарта с уведомлением о разработке в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией, который осуществляет рассылку первой редакции проекта стандарта членам ТК (ПТК) и другим заинтересованным лицам.

Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую проекта стандарта, готовят в письменной форме отзывы на первую редакцию проекта стандарта и направляют их по электронной почте разработчику в течение 30 календарных дней со дня получения данного проекта, но не позднее 45 календарных дней со дня размещения уведомления, если разработчик не установил иной срок, обусловленный необходимостью начала доработки проекта стандарта и/или завершения его публичного обсуждения.

Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При этом рекомендуется приводить предлагаемые автором отзыва редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображения графического материала, используя приведенную в приложении Б форму отзыва.

Отзыв на проект стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:

- о целесообразности разработки стандарта;

- проекте в целом;

- наименовании стандарта;

- об области распространения стандарта;

- о структуре стандарта;

- об отдельных разделах, подразделах, пунктах, подпунктах, абзацах, таблицах, графических материалах и/или приложениях стандарта.

Если в проекте стандарта присутствует объект патентного права, то патентообладатель в своем отзыве на данный проект заявляет о своих правах, а разработчик исключает из проекта стандарта данный объект.

По окончании срока публичного обсуждения разработчик направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта по форме, приведенной в приложении В.

Разработчик составляет сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта национального стандарта по форме и правилам, приведенным в приложении Б, и дорабатывает проект национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц.

4.3 Подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта с учетом замечаний по результатам редактирования

Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта на основе доработанного проекта стандарта. Разработчик направляет доработанный проект стандарта на редактирование. Организация, проводящая редактирование проекта стандарта, осуществляет его в установленном этой организацией порядке.

Разработчик после редактирования направляет доработанный проект стандарта в ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией с приложением копии договора о проведении редактирования доработанного проекта стандарта или уведомлением о проведении редактирования доработанного проекта стандарта силами разработчика.

Примечания

1 Уведомление о проведении редактирования доработанного проекта стандарта силами разработчика составляется в свободной форме на бланке организации и подписывается руководителем организации — разработчика проекта стандарта. Если разработчиком проекта стандарта является физическое лицо, редактирование не может проводиться им самостоятельно.

2 .По решению председателя ТК (ПТК) в число разработчиков национального стандарта может быть включена организация или физическое лицо, которые внесли существенный вклад в содержание проекта стандарта в процессе публичного обсуждения или экспертизы.

ТК (ПТК) рассматривает доработанный проект стандарта, прошедший редактирование, и принимает решение о проставлении штампа «Окончательная редакция» путем заочного голосования в порядке, установленном в положении о ТК (ПТК).

ТК (ПТК) возвращает разработчику доработанный проект стандарта со штампом «Окончательная редакция» (далее — окончательная редакция) в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления доработанного проекта стандарта в секретариат ТК (ПТК)

При отрицательных результатах рассмотрения доработанного проекта стандарта секретариат ТК (ПТК) может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его в сроки, не превышающие 30 дней.

4.4 Проведение нормоконтроля проектов национальных стандартов на соответствие правилам, установленным в ГОСТ Р 1.5 и/или ГОСТ Р 1.7, и требованиям к их оформлению

Разработчик после получения от секретариата ТК (ПТК) окончательной редакции направляет ее в организацию, проводящую нормоконтроль.

Представляемый на нормоконтроль оригинал окончательной редакции проекта стандарта должен быть напечатан краской черного цвета на одной стороне листа бумаги белого цвета. Шрифт печатающего устройства должен быть четким, начертания Arial размером не менее 10 пунктов, с двойным межстрочным интервалом.

Комплекс стандартов, имеющих общий объект стандартизации, запланированных к утверждению и вводу в действие одновременно и содержащих перекрестные нормативные ссылки друг на друга, должны представляться на нормоконтроль одновременно (комплектом). При этом организация, осуществляющая нормоконтроль проектов стандартов, выдает рекомендацию по присвоению обозначений стандартам, входящим в состав комплекса. По этой рекомендации оператор Федерального информационного фонда стандартов (далее — оператор фонда) присваивает обозначения комплексу стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.5—2012. Перед проведением нормоконтроля перекрестные нормативные ссылки должны быть внесены в проект в соответствии с полученными обозначениями стандартов.

На проекте стандарта, получившем положительное заключение по результатам нормоконтроля, проставляется штамп «В набор» на каждой странице проекта. Допускается проставление штампа «В набор» по результатам редактирования, если редактирование этого проекта проводилось организацией, осуществляющей нормоконтроль.

В случае необходимости внесения исправлений и/или изменений в проект стандарта, прошедший нормоконтроль, такой проект стандарта направляется на нормоконтроль повторно до его утверждения.

При наличии замечаний по результатам нормоконтроля окончательную редакцию возвращают разработчику для доработки и повторного представления ее для проведения нормоконтроля.

Разработчик направляет в секретариат ТК (ПТК) оригинал проекта стандарта со штампом «В НАБОР» на всех листах и его копию с оригиналами подписей разработчиков на последней странице этой копии для проведения экспертизы.

4.5 Проведение экспертизы и подготовка мотивированного предложения об утверждении проекта стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта

Разработчик представляет в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией для проведения экспертизы следующие документы:

- оригинал окончательной редакции со штампом «В набор»;

- сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта

- документы, подтверждающие согласование проекта стандарта с федеральными органами исполнительной власти, в случае если это установлено Правительством Российской Федерации или федеральным законодательством;

- оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.

Секретариат ТК (ПТК) на основании представленных разработчиком документов рассматривает окончательную редакцию со штампом «В набор» и организует проведение экспертизы в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации .

При положительных результатах рассмотрения окончательной редакции со штампом «В набор» секретариат ТК (ПТК) рассылает ее на рассмотрение членам ТК (ПТК).

Члены ТК (ПТК) рассматривают окончательную редакцию со штампом «В набор» и участвуют в проведении экспертизы в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации . В случае если в заключении экспертизы даны рекомендации по внесению изменений в окончательную редакцию, измененная редакция должна быть повторно направлена для проведения нормоконтроля в соответствии с 4.4.

Примечание — Принципы проведения экспертизы проекта национального стандарта установлены в статье 24 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»

С учетом результатов экспертизы проектов стандартов ТК (ПТК) в случае достижения консенсуса подготавливает мотивированное предложение об утверждении проекта национального стандарта в соответствии с частью 14 статьи 24 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»

В случае недостижения консенсуса в ТК (ПТК) в отношении предложения об утверждении

национального стандарта может быть принято мотивированное предложение об утверждении проекта в качестве предварительного национального стандарта или об отклонении данного проекта.

Примечания

1 Основания, по которым ТК (ПТК) может предложить отклонить проект стандарта, указаны в части 10 статьи 24 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

2 Для достижения консенсуса при разработке национального стандарта применяют соответствующие правила, установленные федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Если ТК (ПТК) предлагает утвердить проект национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, то разработчик переоформляет данный проект в виде проекта предварительного национального стандарта с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.5 для этого вида документов национальной системы стандартизации.

Примечание — Случаи, когда ТК (ПТК) может предложить утвердить проект национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, указаны в части 12 статьи 24 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» .

4.6 Подготовка к утверждению, утверждение и регистрация национального стандарта

Подготовка стандарта к утверждению осуществляется в соответствии с пунктом 4 правил стандартизации в части требований, не противоречащих положениям настоящего стандарта.

Перед направлением проекта национального стандарта на утверждение ему присваивается обозначение в соответствии с ГОСТ Р 1.5, ГОСТ Р 1.7.

Обозначение присваивает оператор фонда в течение трех рабочих дней после поступления документов от ТК (ПТК) или, в случае разработки стандартов за счет средств федерального бюджета, от исполнителя государственного контракта.

При этом оператор фонда проверяет:

- комплектность документов (дело стандарта) на соответствие

- соответствие наименования стандарта и шифра темы утвержденной программе национальной

стандартизации;

- правильность оформления приказа в соответствии с шаблонами типовых приказов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

- правильность оформления дела стандарта, наличие оригинальных подписей и печатей в соответствии с пунктами 5.4— 5.10 правил стандартизации

В случае несоответствия хотя бы одному из перечисленных требований оператор фонда возвращает документы на доработку.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации на основании представленных документов в течение 30 дней принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации». При этом решение об утверждении стандарта оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом. В данном документе устанавливают дату введения национального стандарта в действие.

Срок действия национального стандарта не ограничивают, за исключением случаев, когда это обусловлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В обоснованных случаях при установлении даты введения национального стандарта в действие пользователям может быть предоставлено право его досрочного применения.

Регистрацию утвержденного национального стандарта, публикацию уведомления о его утверждении на официальном сайте федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет, а также официальное опубликование данного стандарта осуществляют с соблюдением соответствующего порядка и порядка , установленных федеральными органами исполнительной власти в сфере стандартизации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.

Издание утвержденного национального стандарта производится с соблюдением порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, и требований ГОСТ Р 1.5. При поступлении единичных запросов — в виде «печати по запросу» или по заявкам заинтересованных лиц — изготавливается тираж печатных или электронных изданий

5 Правила проведения работ по обновлению национальных стандартов

5.1 Национальный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:

- если его содержание вошло в противоречие с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целями и принципами национальной стандартизации и в результате не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям страны, в том числе не соответствует достигнутому уровню развития науки и техники;

- если содержание стандарта не обеспечивает соблюдение требований принятого или разрабатываемого технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза) или препятствует соблюдению вновь заключенного международного соглашения;

- если его содержание противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого национального стандарта Российской Федерации* (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в действие в качестве национального стандарта) либо утвержденного или разрабатываемого свода правил. В последнем случае при организации обновления действующего национального стандарта необходимо стремиться к обеспечению комплексности работ по стандартизации взаимосвязанных объектов по срокам введения в действие распространяющихся на них стандартов и сводов правил.

Обновление действующего национального стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра или разработки изменения к стандарту.

При необходимости обновления национального стандарта члены ТК (ПТК), заинтересованные участники работ по стандартизации направляют соответствующие предложения (с аргументированным обоснованием и предложением по финансированию данной работы) в секретариат ТК (ПТК), за которым закреплен данный объект стандартизации, а при отсутствии такого ТК (ПТК) — в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Вместе с предложениями могут быть представлены документы, подтверждающие их обоснованность, а также текст изменения, который целесообразно внести в данный стандарт.

Секретариат ТК (ПТК) или федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает, анализирует и обобщает полученные предложения по обновлению национального стандарта, оценивает их актуальность, определяет способ обновления стандарта (в виде изменения или пересмотра).

* Допускается противоречие между содержанием разрабатываемого предварительного национального стандарта и действующего национального стандарта Российской Федерации.

Если в течение пяти лет после утверждения национального стандарта в секретариат ТК

(ПТК) не поступали предложения по его обновлению, секретариат ТК (ПТК) самостоятельно проводит проверку содержания данного стандарта или направляет членам ТК (ПТК) запрос о представлении предложений, позволяющих оценить целесообразность обновления стандарта или его отмены .Проверку национального стандарта проводят с целью выявления необходимости его обновления, которое может быть направлено:

- на обеспечение соблюдения требований разрабатываемых технических регламентов (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза);

- устранение противоречий с действующими и вводимыми нормами законодательства Российской Федерации;

- приведение стандарта в соответствие с вновь заключенными международными соглашениями;

- гармонизацию стандарта на международном и/или региональном уровне;

- распространение передового опыта, повышение качества продукции (работ или услуг) в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, потребностями населения, экономики и безопасности страны;

- более полное достижение целей национальной стандартизации и на решение задач, которые установлены в статье 3 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» ;

- устранение противоречий или дублирования с вновь разработанными, пересмотренными и измененными национальными стандартами Российской Федерации и межгосударственными стандартами, действующими на ее территории в качестве национальных стандартов, а также сводами правил;

- исключение ссылок на отмененные стандарты или на межгосударственные стандарты, действие которых на территории Российской Федерации прекращено в одностороннем порядке.

При проведении работ, указанных в 5.1.4 и 5.1.5, следует оценить необходимость одновременного обновления взаимосвязанных с обновляемым национальным стандартом других национальных стандартов Российской Федерации, а также межгосударственных стандартов (в том числе стандартов, в которых даны нормативные ссылки на данный стандарт), а также сводов правил.

Если в процессе анализа выявлена необходимость обновления взаимосвязанного национального или межгосударственного стандарта, закрепленного за другим ТК (ПТК), соответствующее предложение направляют в секретариат этого ТК (ПТК).

Секретариат ТК (ПТК), в который поступило предложение по обновлению национального стандарта, анализирует его, определяет способ обновления закрепленного за ним стандарта (в виде изменения или пересмотра) и сообщает свое мнение в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для последующего включения в программу национальной стандартизации на соответствующий год.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает предложения различных ТК (ПТК) и принимает решение, направленное на обеспечение координации проводимых ими работ, доводя его до секретариатов соответствующих ТК (ПТК), в случае положительного решения соответствующую тему работ обязательно включают в программу национальной стандартизации на соответствующий год.

При необходимости федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может организовать проведение анализа определенной части фонда действующих национальных стандартов с целью его обновления путем оценки научно-технического уровня входящих в него стандартов.

Проверку действующих национальных стандартов проводят при включении их в перечень

документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза), или в перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Примечания

1 В том случае, когда по результатам проверки действующего стандарта выявлена необходимость его изменения или пересмотра, данный стандарт может быть включен в один из указанных перечней только после введения в действие этого изменения или заменяющего стандарта.

2 Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, формируют путем применения методики, установленной в правилах стандартизации

5.2 Разработка изменения к национальному стандарту

Изменение к национальному стандарту на продукцию разрабатывают при необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или их фрагментов, если это не влечет

за собой нарушения взаимозаменяемости продукции, изготовленной по измененному стандарту, и продукции, изготовленной по стандарту до внесения в него изменения, а также не приводит к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до внесения в него изменения.

Изменение к национальному стандарту на метод контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на метрологические характеристики результатов испытаний (измерений), полученных при использовании данного метода.

Для остальных видов национальных стандартов изменение к стандарту разрабатывают, если его объем не превышает 20 % текста стандарта.

Изменение к национальному стандарту только редакционного (лингвистического) и/или ссылочного* характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают, а включают в изменение, необходимость которого обусловлена заменой, дополнением и/или исключением определенных положений стандарта, или оформляют в виде поправки

В национальный стандарт также вносят изменение, если в стандарте дана нормативная ссылка на один из следующих документов:

- отмененный межгосударственный стандарт, если данный стандарт отменен без замены или вместо него действует другой межгосударственный стандарт, имеющий в обозначении иной регистрационный номер;

- межгосударственный стандарт, применение которого в Российской Федерации прекращено в одностороннем порядке (в соответствии с ГОСТ Р 1.8);

- отмененный национальный стандарт Российской Федерации, если данный стандарт отменен без замены или вместо него действует межгосударственный стандарт или другой национальный стандарт, имеющий в обозначении иной регистрационный номер;

- в иных случаях по решению федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.

Положение стандарта, в котором дана ссылка на национальный или межгосударственный стандарт, который отменен без замены либо утратил статус действующего в Российской Федерации на

национальном уровне без утверждения вместо него другого национального или межгосударственного стандарта Российской Федерации, исключают или модифицируют путем включения недостающего требования (правила).

Примечание — Если по какой-либо причине в стандарт не было внесено изменение, то пользователи стандарта самостоятельно осуществляют поиск стандартов, которые действуют взамен отмененных ссылочных стандартов. Причем в случае, когда ссылочный стандарт отменен без замены или утратил статус действующего в Российской Федерации на национальном уровне без утверждения вместо него национального стандарта Российской Федерации, положение (или его часть), в котором дана эта ссылка, может не применяться. При этом в случае возникновения разногласий у пользователей стандарта по вопросам, связанным с применением нормативных ссылок на отмененные стандарты, рекомендуется обращаться за разъяснениями в

секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией, а при отсутствии такого ТК (ПТК) — в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр стандарта также является предпочтительным, если объем вносимого изменения может превысить 20 % текста стандарта или при необходимости существенного изменения наименования либо области применения стандарта.

Построение и изложение изменения — по ГОСТ Р 1.5— 2012 (раздел 6). При этом вносимому в стандарт изменению присваивают очередной порядковый номер.

Разработку изменения к стандарту, его утверждение и регистрацию проводят в соответствии с правилами, установленными для стандартов в разделе 4, и с учетом правил, установленных в настоящем подразделе. При этом в качестве разработчика изменения к стандарту рекомендуется привлекать лицо, являющееся разработчиком данного стандарта. Редактирование проектов изменений должно проводиться организацией, которая осуществляет издание изменений.

Примечание — При необходимости одновременно с разработкой данного изменения осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам и сводам правил. Подготовку проекта изменения к утверждению и его регистрацию после утверждения проводят с соблюдением соответствующего порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации .В пояснительной записке к проекту изменения приводят характеристику вносимого изменения, а также технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности внесения данного изменения и ожидаемую эффективность от его внедрения. В пояснительной записке к проекту изменения к стандарту допускается не приводить сведения о международных и региональных стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью гармонизации данного национального стандарта Российской Федерации на международном или региональном уровне.

При подготовке уведомления о разработке проекта изменения к национальному стандарту соблюдают правила.

Изменение к стандарту вводят в действие не ранее трех месяцев после его утверждения и с учетом времени, необходимого для проведения соответствующих организационно-технических мероприятий.

Уведомление об утвержденном изменении к стандарту размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет. Издание изменений к национальным стандартам в печатном виде осуществляется в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

В обоснованных случаях вместо публикации текста изменения осуществляют новое издание стандарта, включающее это и все предыдущие изменения к стандарту, а также поправки к этому стандарту.

5.3 Проведение пересмотра национального стандарта

Пересмотр стандарта необходим, если предлагаемые значительные изменения его содержания или структуры, а также включение в него новых и/или более прогрессивных требований приводят к следующим последствиям:

- нарушению взаимозаменяемости с продукцией, изготовленной до введения этих требований;

- нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до введения в него новых требований;

- оказанию влияния на метрологические характеристики результатов испытаний (измерений), проводимых по пересмотренному стандарту и действующему ранее стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом разработку стандарта, его утверждение, регистрацию, издание и введение в действие проводят в порядке, установленном в разделе 4 для вновь разрабатываемых стандартов. В качестве разработчика обновляемого стандарта, как правило, привлекают лицо, являющееся разработчиком действующего стандарта.

Примечание — При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта осуществляют работы по подготовке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам и сводам правил или работы по их пересмотру.

При пересмотре действовавший ранее стандарт отменяют, а в пересмотренном стандарте (в

предисловии) указывают, взамен какого стандарта он разработан. При присвоении обозначения обновленному стандарту сохраняют регистрационный номер действовавшего ранее стандарта и приводят после него (отделяя тире) четыре цифры, означающие год утверждения обновленного стандарта.

Информацию о замене действующего национального стандарта и об утверждении обновленного стандарта размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в

сфере стандартизации в сети Интернет в виде соответствующего уведомления в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации

Официальное опубликование обновленного стандарта организует федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации

6. Внесение поправки в национальный стандарт

6.1 При необходимости внесения исправлений в опубликованный национальный стандарт, которые направлены на устранение опечаток, ошибок или неточностей, допущенных при подготовке стандарта к утверждению или опубликованию, любой пользователь стандарта может направить в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией (при его отсутствии — непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации) предложение по внесению в стандарт поправки. Необходимость внесения в стандарт поправки также может быть обусловлена необходимостью актуализации датированной ссылки на другой национальный или межгосударственный стандарт в случае пересмотра ссылочного стандарта, когда замена данной ссылки не влияет на техническое содержание стандарта.

6.2 Секретариат ТК (ПТК) рассматривает данное предложение и в случае согласия с ним оформляет в соответствии с приложением Ж поправку и направляет ее на редактирование в организацию, которая осуществляет издание поправок. Секретариат ТК (ПТК) направляет поправку, прошедшую редактирование, вместе с докладной запиской, подписанной председателем ТК (ПТК), в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

6.3 В случае принятия Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, требования которого необходимо срочно учесть в действующем стандарте, а разработка изменения в соответствии с установленными в 5.2 правилами не позволяет это сделать, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение по внесению в данный стандарт поправки без проведения процедуры публичного обсуждения и одобрения членами ТК (ПТК).

6.4 Поправку к стандарту оформляют и утверждают в соответствии с разделом 8 правил стандартизации

6.5 Текст поправки к национальному стандарту размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет, а также учитывают при переиздании данного стандарта, соблюдая при этом порядок опубликования документов национальной системы стандартизации, установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации

6.6 Издание поправок к национальным стандартам в печатном виде осуществляется в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».





Приложение А (обязательное). Форма титульного листа национального стандарта Российской Федерации и его проекта













Приложение Б .Форма первой страницы стандарта и его проекта

















Приложение В .Форма страниц стандарта и проекта стандарта















Приложение Г. Правила оформления последней страницы стандарта и проекта стандарта















Приложение Д. Форма первой страницы изменения к национальному стандарту Российской Федерации и проекта изменения



















Приложение Е . Форма второй и последующих страниц изменения к стандарту и проекта изменения



















Заключение

Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики.

Действующая система стандартизации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимы для обеспечения взаимопонимания между партнёрами как в сфере техники и технологий, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

Сформированная на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования была заменена на национальную систему стандартизации, призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

Изучив особенности и состав национальной системы стандартизации Российской Федерации, мы пришли к следующим выводам:

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ и услуг

Стандартизация осуществляется на следующих уровнях: региональная, международная, национальная. Уровень стандартизации зависит от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.

Стандартизация является деятельностью по разработке рекомендаций, то ее цели, закрепленные законодательно, не следует считать исчерпывающими. Все цели стандартизации являются областями ее применения

Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. вопросы стандартизации в настоящее время регулируются Федеральным Законом «О техническом регулировании».

Национальную систему стандартизации составляют следующие элементы: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил. Каждый из перечисленных элементов имеет свои принципиальные особенности, отражающие сущность, правовой статус, условия и порядок разработки и применения.

Деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы: Национальный орган по стандартизации, технические комитеты по стандартизации, разработчики стандартов, научно-исследовательские организации по стандартизации. В настоящее время выполнение функций Национального органа по стандартизации возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

В его компетенцию входит разработка и утверждение национальных стандартов. Порядок разработки национальных стандартов определяется на законодательном уровне, а утверждение же национальных стандартов осуществляется на ведомственном уровне - национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации.

Также Национальным органом по стандартизации согласуются общероссийские классификаторы, которые разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией.

Таким образом, формирование национальной системы стандартизации, направленной на обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности российской экономики, эффективности управленческой деятельности на различных уровнях, должно осуществляться на основе комплексного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическими целями, принципами, задачами и направлениями развития национальной системы стандартизации.









Список используемой литературы



  1. https://studwood.ru/1941916/tovarovedenie/zaklyuchenie

  2. http://docs.cntd.ru/document/1200101156

  3. https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293753/4293753876.pdf