СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по проектно-дифференцированному обучению

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

пример разработки темы в формате проектно-дифференцированного обучения

Просмотр содержимого документа
«Презентация по проектно-дифференцированному обучению»

Проектный модуль  «Грибы - друзья или враги?!»

Проектный модуль «Грибы - друзья или враги?!»

Авторы разработки проектного модуля проектно-дифференцированного обучения Вдовина А.М. СироткинаТ.В. Баранова Е.А. ФокановаВ.А. Жилова Н.А. ШтоколоваИ.А Жирнов Н.А. Ширяева Т.В.

Авторы разработки проектного модуля проектно-дифференцированного обучения

Вдовина А.М. СироткинаТ.В.

Баранова Е.А. ФокановаВ.А.

Жилова Н.А. ШтоколоваИ.А

Жирнов Н.А. Ширяева Т.В.

Проектный модуль «Грибы - друзья или враги?!»

Предмет: Биология

Класс: 5

Количество учебных часов: 5

Раздел учебной программы: « Царство Грибы»

УМК: Биология. Программы для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы/ В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2013

Пасечник, В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа

Предметное содержание модуля :

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Проблемная ситуация:

… Школьный коридор. У окна стоит грустный мальчик. К нему подбегает одноклассник.

- Привет, Серега!

- Привееееет, Витек! (без радости). Ты что грустишь? Смотри, солнышко! Скоро выходные! Ура!

- Да, ну, эти грибы! Ненавижу! Все выходные испортили! Из-за них меня в бассейн не пускают! Сказали, что у меня

грибы на ногах растут!

- Ты что-то путаешь, Сергей! Зачем в бассейн, там грибы не растут, грибы в лесу растут: белые, подберезовики,

лисички. Как же я их люблю! Это же тихая охота – собирать грибы, а потом пожарить с картошкой. А ты –

ненавижу! Перегрелся что ли на солнышке у окна?

Слова учителя:

Почему у учеников возник спор? Они же оба говорят о грибах! Можем ли мы сейчас сказать, кто из них прав?

(ответить с помощью сигнальных карточек – кто за Серегу, Витька, оба не правы)

Проблема проекта : отсутствие систематизированной информации о значении грибов в жизни человека не дает

возможности разрешить спор.

Цель проекта : систематизировать информацию о значении грибов в жизни человека сделать вывод, кто из ребят прав.

Представить решение спора в виде флаера на выставке «Грибы-друзья или враги?!»

Ожидаемый продукт: флаер– «Грибы-друзья или враги».

Друзья? Враги?

Друзья?

Враги?

Организация деятельности в рамках модуля

Этапы П/Д

Актуализация

урока

Цели урока

1

Продукт урока

1.Актуализировать знания об особенностях строения грибов и их значении в жизни человека.

1. Определена граница знания – незнания

Проблематизация

2.Сформулировать проблему проекта

Средства

1.Раздаточный материал – сигнальные карточки (красный-враг, зеленый-друг), ситуационный текст (проанализировать и высказать свое мнение с использованием сигнальных карточек), алгоритм формулирования цели и продукта. Шаблон таблицы « Роль грибов в жизни человека »

Домашнее

(дидактические,

задание

материальные,

2. Работа по формулированию проблемы, на основании высказываний.

1.Начать заполнение таблицы на основе рисунка 39 на странице 68, параграф 13.

3.Групповое задание

технические)

2. Сформулирована проблема : отсутствие систематизированной информации о значении грибов в жизни человека.

« Формулировка цели » (по алгоритму)

3.Сформулирована цель: систематизировать информацию о значении грибов в жизни человека и представить ее в виде выставки флаеров « Грибы-друзья или враги?! »

4. Сформирован образ проектного продукта:

3.Сформулировать цель проекта

4. Групповое задание

Целеполагание

« Определение проектного продукта » (по алгоритму)

флаер – « Грибы-друзья или враги?! »

5. Сформированы проектные группы (шляпочные грибы, плесневые, грибы-паразиты)

Концептуализация

4.Сформировать образ проектного продукта

5. Сформировать проектные группы

Моделирование

Моделирование

2

1. Разработать макет информационного флаера

1. Разработан макет – информационного флаера формата А4:

1. Групповое задание

-тема флаера

Продолжить заполнение таблицы на основе 14 параграфа. Начать сбор информации для заполнения флаера. (иллюстрации, текст, выбор объекта для флаера)

-иллюстрации или иллюстрация

Структура информационного флаера (алгоритм)

  • текст флаера
  • автор (Ф.И, класс)
  • 2. Сформированы критерии оценки информационного флаера « Грибы- враги или друзья?! »

Критерии оценки проектного продукта

2. Сформировать критерии оценки информационного флаера « Грибы- враги или друзья?! » .

1.Форма - флаер

2.Полнота и достоверность информации

2.Групповое задание

3.Эстетичность оформления

« Критерии оценки флаера » (алгоритм)

4. Логичность.

За каждый критерий от 0 до 3балла (3 балла – критерий полностью представлен, 2- не достаточно представлен, 1- представлен частично,

0 – критерий отсутствует)

Оценка « 5 » - 10-12 баллов

Оценка « 4 » - 8-9 баллов

Оценка « 3 » - 6-7

Оценка « 2 » - менее 6 баллов

3. Сбор информации по теме « Шляпочные грибы »

На этапе моделирования проходит изучение программного материала раздела « Шляпочные грибы »

3. Таблица « Роль грибов в жизни человека »

Планирование

3

1. Составить план работы в проекте.

1. Составлен план работы в проекте:

Планирование

План работы в проекте:

1. Планирование работы (алгоритм)

1.Узнать, как оформляется флаер

Продолжить заполнение таблицы на основе 15 параграфа. Продолжить сбор информации о грибах.

2.Изучить теоретический материал по теме

3.Подготовить и отредактировать информацию

4. Оформить информационный флаер -

продукт проекта.

5. Представить

(презентовать) проектный

продукт.

6.Оценить проектный

продукт – информационный флаер по ранее

разработанным критериям.

7.Оценить собственную

проектную деятельность.

2.Сформировать критерии оценки проектной деятельности.

Сформированы критерии оценки проектной деятельности

2.Критерии оценки проектной деятельности:

3. Сбор информации по теме « Плесневые грибы » и « Грибы – паразиты »

2.Групповое задание « Критерии оценки проектной деятельности » (алгоритм)

На этапе моделирования проходит изучение программного материала раздела « Плесневые грибы » и Грибы-паразиты »

1.Получение результата с заданными параметрами.

2.Полная реализация плана деятельности.

3.Умение сотрудничать в групповой работе.

3. Таблица « Роль грибов в жизни человека »

4. Умение оценивать результат проектной деятельности по критериям.

5. Разработан макет – информационная листовка формата А4

Реализация Реализация 4 1.Выбрать вариант дизайна информационного флаера. 1. Выбран вариант дизайна флаера. 2.Создать информационные флаеры по теме группы 1.Групповое задание « Критерии оценки проектной деятельности по алгоритму » 2. Созданы флаеры согласно структуре и критериям оценки. 2. Групповое задание « Планирование работы над созданием информационного флаера по алгоритму » Подготовка к презентации 3. Таблица « Роль грибов в жизни человека »

Реализация

Реализация

4

1.Выбрать вариант дизайна информационного флаера.

1. Выбран вариант дизайна флаера.

2.Создать информационные флаеры по теме группы

1.Групповое задание « Критерии оценки проектной деятельности по алгоритму »

2. Созданы флаеры согласно структуре и критериям оценки.

2. Групповое задание « Планирование работы над созданием информационного флаера по алгоритму »

Подготовка к презентации

3. Таблица « Роль грибов в жизни человека »

Презентация Оценка Рефлексия Презентация Оценка 5 Рефлексия 1.Презентация проектного продукта 1.Презентован проектный продукт – флаер –  « Грибы-друзья или враги? » 1. Алгоритм подготовки проведения презентации проектного продукта. 2. Структура информационного флаера. 2.Проведена оценка проектного продукта в соответствии с критериями, разработанными ранее. 2.Оценить проектные 3.Проведена оценка собственной деятельности в проекте Подготовка к демонстрации информационного флаера и защите проекта. продукты. в соответствии с критериями, разработанными ранее 3.Алгоритм оценки продукта. Презентовать проектный продукт знакомым и родителям 4. Оценочные протоколы 3.Оценить проектную деятельность 5. 4.Диагностика сформированности проектной компетентности.

Презентация Оценка Рефлексия

Презентация

Оценка

5

Рефлексия

1.Презентация проектного продукта

1.Презентован проектный продукт – флаер – « Грибы-друзья или враги? »

1. Алгоритм подготовки проведения презентации проектного продукта. 2. Структура информационного флаера.

2.Проведена оценка проектного продукта в соответствии с критериями, разработанными ранее.

2.Оценить проектные

3.Проведена оценка собственной деятельности в проекте

Подготовка к демонстрации информационного флаера и защите проекта.

продукты.

в соответствии с критериями, разработанными ранее

3.Алгоритм оценки продукта.

Презентовать проектный продукт знакомым и родителям

4. Оценочные протоколы

3.Оценить проектную деятельность

5.

4.Диагностика сформированности проектной компетентности.

Урок № 1 «Роль грибов в жизни человека» Задание : используя материалы указанных параграфов, заполните таблицу. № Группы грибов 1 Шляпочные грибы Положительная роль 2 Мухомор 3 Отрицательная роль Содержит лекарственные вещества для животных. Плесневые грибы и дрожжи Грибы-паразиты П.14 П.15 Ядовит для человека П.16

Урок № 1

«Роль грибов в жизни человека»

Задание : используя материалы указанных параграфов, заполните таблицу.

Группы грибов

1

Шляпочные грибы

Положительная роль

2

Мухомор

3

Отрицательная роль

Содержит лекарственные вещества для животных.

Плесневые грибы и дрожжи

Грибы-паразиты

П.14

П.15

Ядовит для человека

П.16

Задание, формирующее проектное действие, совершаемое обучающимся с помощью учителя. Дидактическая цель: формирование у школьников умения формулировать проблему. Формируемый уровень проектной компетентности  : минимальный базовый. Учебная дисциплина : биология  Форма организации выполнения задания  : фронтальная (какие-то части задания по  выбору учителя возможно выполнять в группах) Средства : видеофрагмент с предлагаемой проблемной ситуацией, раздаточные  листы с алгоритмом формулирования проблемы Цель: определить, что такое проблема, как она формулируется и сформулировать проблему к ситуациям, предложенным на уроке. Описание задания:  Обучающимся предлагается для изучения текст.  Внимательно прочитайте текст:

Задание, формирующее проектное действие,

совершаемое обучающимся с помощью учителя.

Дидактическая цель: формирование у школьников умения формулировать проблему.

Формируемый уровень проектной компетентности : минимальный базовый.

Учебная дисциплина : биология

Форма организации выполнения задания : фронтальная (какие-то части задания по

выбору учителя возможно выполнять в группах)

Средства : видеофрагмент с предлагаемой проблемной ситуацией, раздаточные

листы с алгоритмом формулирования проблемы

Цель: определить, что такое проблема, как она формулируется и сформулировать проблему к ситуациям, предложенным на уроке.

Описание задания:

Обучающимся предлагается для изучения текст.

Внимательно прочитайте текст:

Школьный коридор. У окна стоит грустный мальчик. К нему подбегает одноклассник.

- Привет, Серега!

  • Привееееет, Витек! (без радости). Ты что грустишь? Смотри, солнышко!

Скоро выходные! Ура!

- Да, ну, эти грибы! Ненавижу! Все выходные испортили! Из-за них меня в бассейн не пускают! Сказали, что у меня грибы на ногах растут!

- Ты что-то путаешь, Сергей! Зачем в бассейн, там грибы не растут, грибы в лесу растут: белые, подберезовики, лисички. Как же я их люблю! Это же тихая охота – собирать грибы, а потом пожарить с картошкой. А ты – ненавижу! Перегрелся что ли на солнышке у окна?

Учитель: -Почему у учеников возник спор? Они же оба говорят о грибах! Можем ли мы сейчас сказать, кто из них прав? (ответить с помощью сигнальных карточек – кто за Серегу- красная, за Витька -зеленая).

1. В чем они не совпадают, то есть определите противоречие.

Дети выявляют противоречие.

Результат: выявлено противоречие : между положительным и отрицательным значением грибов.

2. Определите, чего нам не хватает для разрешения данного спора ?

Мы не можем разрешить это противоречие, т.к. Нам не хватает

знаний для решения данного спора.

Результат: сформулирован кратко вывод из сравнения — проблема - отсутствие

систематизированной информации о значении грибов в жизни человека не дает возможности

разрешить спор.

Инструкция для учащихся Внимательно прочитайте алгоритм формулирования проблемы. Вспомните, совершали ли мы эти шаги при разборе ситуации, описанной в тексте . Алгоритм формулировки проблемы 1. Ознакомиться с информацией, представленной в проблемной ситуации. 2. Вычленить, зафиксировать письменно или устно фактическое (существующее на данный момент) состояние ситуации. 3. Определить, зафиксировать письменно или устно желаемое или требуемое состояние ситуации (то, чего хотелось бы в сложившихся обстоятельствах). 4. Сравнить желаемое и фактическое состояние ситуации — выявить противоречие между ними. 5. Сформулировать и записать проблему либо в форме отсутствия или недостатка того, чего хотелось бы, либо в форме расхождения между фактами, приводящего к возникновению проблемной ситуации.

Инструкция для учащихся

Внимательно прочитайте алгоритм формулирования проблемы.

Вспомните, совершали ли мы эти шаги при разборе ситуации, описанной в тексте .

Алгоритм формулировки проблемы

1. Ознакомиться с информацией, представленной в проблемной ситуации.

2. Вычленить, зафиксировать письменно или устно фактическое (существующее на данный момент) состояние ситуации.

3. Определить, зафиксировать письменно или устно желаемое или требуемое состояние ситуации (то, чего хотелось бы в сложившихся обстоятельствах).

4. Сравнить желаемое и фактическое состояние ситуации — выявить противоречие между ними.

5. Сформулировать и записать проблему либо в форме отсутствия или недостатка того, чего хотелось бы, либо в форме расхождения между фактами, приводящего к возникновению проблемной ситуации.

Инструкция для учащихся Внимательно прочитайте алгоритм формулировки цели. Вспомните, совершали ли мы эти шаги при обсуждении нашей проблемы . Дидактическая цель: формирование умения формулировать цель. Формируемый уровень проектной компетентности : минимальный базовый. Учебная дисциплина : биология  Форма организации выполнения задания : групповая Средства : листы с заданиями, раздаточные листы с алгоритмом формулировки цели. Описание задания Цель: сформулировать цель, адекватную поставленной проблеме, пользуясь алгоритмом.  Инструкция для учащихся — К представленной на рабочем листе проблеме сформулируйте соответствующую цель, пользуясь предложенным алгоритмом (см. алгоритм в предыдущем задании). — Запишите цель в таблицу  Отсутствие систематизированной информации о значении грибов в жизни человека не дает возможности разрешить спор. Проблема  Цель

Инструкция для учащихся

Внимательно прочитайте алгоритм формулировки цели.

Вспомните, совершали ли мы эти шаги при обсуждении нашей проблемы .

Дидактическая цель: формирование умения формулировать цель.

Формируемый уровень проектной компетентности : минимальный базовый.

Учебная дисциплина : биология

Форма организации выполнения задания : групповая

Средства : листы с заданиями, раздаточные листы с алгоритмом формулировки цели.

Описание задания

Цель: сформулировать цель, адекватную поставленной проблеме, пользуясь алгоритмом.

Инструкция для учащихся

— К представленной на рабочем листе проблеме сформулируйте соответствующую цель, пользуясь предложенным алгоритмом (см. алгоритм в предыдущем задании).

— Запишите цель в таблицу

Отсутствие систематизированной информации о значении грибов в жизни человека не дает возможности разрешить спор.

Проблема

Цель

Задание для перевода действий, совершаемых обучающимся при помощи учителя, в действия по алгоритму, оформленному в виде памятки

Дидактическая цель: формирование навыка, определять проектный продукт.

Формируемый уровень проектной компетентности : минимальный базовый.

Учебные дисциплины : биология.

Форма организации выполнения задания: групповая

Средства: листы с заданиями, раздаточные листы с алгоритмом определения проектного продукта.

Алгоритм определения проектного продукта

1. Воспроизвести сформулированную цель.

2. Проанализировать данную цель.

3. Выделить в формулировке цели ту часть, которая отвечает на вопрос: «Какой объект мы получим в

результате действий по достижению цели?».

4. Зафиксировать (письменно или устно) вид проектного продукта.

Цель: пользуясь алгоритмом, определить проектный продукт, соответствующий поставленной цели.

Инструкция для учащихся

В соответствии с представленными на рабочем листе целями определите проектный продукт, пользуясь алгоритмом

Систематизировать информацию о значении грибов в жизни человека сделать вывод, кто из ребят прав. Представить решение спора в виде флаера на выставке «Грибы-друзья или враги?!»

Цель

Проектный продукт

Задание для перевода действий, совершаемых обучающимся при помощи учителя, в действия по алгоритму, оформленному в виде памятки Дидактическая цель: формирование навыка оценки проектного продукта.  Формируемый уровень проектной компетентности  : минимальный базовый. Учебные дисциплины : биология. Форма организации выполнения задания: групповая (5-й класс) Средства: проектная документация с материалами проекта, лист с алгоритмом оценки проектного продукта. Алгоритм оценки проектного продукта 1. Ознакомиться с представленным (созданным) проектным продуктом. 2. Провести сравнение характеристик созданного проектного продукта с характеристиками  запланированного по заранее сформулированным критериям. 3. Зафиксировать полученные результаты сравнения (в количественном виде). 4. Сформулировать вывод о соответствии/несоответствии созданного проектного продукта  запланированному. Инструкция для учащихся . Используя алгоритм, заполните таблицу оценки проектных продуктов других групп.

Задание для перевода действий, совершаемых обучающимся при помощи учителя, в действия по алгоритму, оформленному в виде памятки

Дидактическая цель: формирование навыка оценки проектного продукта.

Формируемый уровень проектной компетентности : минимальный базовый.

Учебные дисциплины : биология.

Форма организации выполнения задания: групповая (5-й класс)

Средства: проектная документация с материалами проекта, лист с алгоритмом оценки проектного продукта.

Алгоритм оценки проектного продукта

1. Ознакомиться с представленным (созданным) проектным продуктом.

2. Провести сравнение характеристик созданного проектного продукта с характеристиками

запланированного по заранее сформулированным критериям.

3. Зафиксировать полученные результаты сравнения (в количественном виде).

4. Сформулировать вывод о соответствии/несоответствии созданного проектного продукта

запланированному.

Инструкция для учащихся .

Используя алгоритм, заполните таблицу оценки проектных продуктов других групп.

Таблица оценки проектных продуктов  Критерии оценки За каждый критерий от 0 до 3балла (3 балла – критерий полностью представлен, 2- не достаточно представлен, 1- представлен частично, 1 группа 0 – критерий отсутствует) Форма – флаер Шляпочные грибы 2 группа  Полнота и достоверность информации Эстетичность оформления Шляпочные грибы 3 группа  4 группа Плесневые грибы Логичность Грибы-паразиты

Таблица оценки проектных продуктов

Критерии оценки

За каждый критерий от 0 до 3балла (3 балла критерий полностью представлен, 2- не достаточно представлен, 1- представлен частично,

1 группа

0 критерий отсутствует)

Форма – флаер

Шляпочные грибы

2 группа

Полнота и достоверность информации

Эстетичность оформления

Шляпочные грибы

3 группа

4 группа

Плесневые грибы

Логичность

Грибы-паразиты

Инструктивная карточка для работы в группах. 1. Собрать материал согласно заданию (информационный, иллюстративный) 2. Разделить собранный материал на две группы: «положительная роль» и  «отрицательная роль» 3. Индивидуальная работа по оформлению флаера. 4. Обсуждение результаты индивидуальной работы (флаеров). 5. Выбрать представителя для презентации проектного продукта.

Инструктивная карточка для работы в группах.

1. Собрать материал согласно заданию (информационный, иллюстративный)

2. Разделить собранный материал на две группы: «положительная роль» и

«отрицательная роль»

3. Индивидуальная работа по оформлению флаера.

4. Обсуждение результаты индивидуальной работы (флаеров).

5. Выбрать представителя для презентации проектного продукта.

Проектный продукт

Проектный продукт