Проектный модуль «Грибы - друзья или враги?!»
Авторы разработки проектного модуля проектно-дифференцированного обучения
Вдовина А.М. СироткинаТ.В.
Баранова Е.А. ФокановаВ.А.
Жилова Н.А. ШтоколоваИ.А
Жирнов Н.А. Ширяева Т.В.
Проектный модуль «Грибы - друзья или враги?!»
Предмет: Биология
Класс: 5
Количество учебных часов: 5
Раздел учебной программы: « Царство Грибы»
УМК: Биология. Программы для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы/ В.В. Пасечник – М.: Дрофа, 2013
Пасечник, В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа
Предметное содержание модуля :
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Проблемная ситуация:
… Школьный коридор. У окна стоит грустный мальчик. К нему подбегает одноклассник.
- Привет, Серега!
- Привееееет, Витек! (без радости). Ты что грустишь? Смотри, солнышко! Скоро выходные! Ура!
- Да, ну, эти грибы! Ненавижу! Все выходные испортили! Из-за них меня в бассейн не пускают! Сказали, что у меня
грибы на ногах растут!
- Ты что-то путаешь, Сергей! Зачем в бассейн, там грибы не растут, грибы в лесу растут: белые, подберезовики,
лисички. Как же я их люблю! Это же тихая охота – собирать грибы, а потом пожарить с картошкой. А ты –
ненавижу! Перегрелся что ли на солнышке у окна?
Слова учителя:
Почему у учеников возник спор? Они же оба говорят о грибах! Можем ли мы сейчас сказать, кто из них прав?
(ответить с помощью сигнальных карточек – кто за Серегу, Витька, оба не правы)
Проблема проекта : отсутствие систематизированной информации о значении грибов в жизни человека не дает
возможности разрешить спор.
Цель проекта : систематизировать информацию о значении грибов в жизни человека сделать вывод, кто из ребят прав.
Представить решение спора в виде флаера на выставке «Грибы-друзья или враги?!»
Ожидаемый продукт: флаер– «Грибы-друзья или враги».
Друзья?
Враги?
Организация деятельности в рамках модуля
Этапы П/Д
№
Актуализация
урока
Цели урока
1
Продукт урока
1.Актуализировать знания об особенностях строения грибов и их значении в жизни человека.
1. Определена граница знания – незнания
Проблематизация
2.Сформулировать проблему проекта
Средства
1.Раздаточный материал – сигнальные карточки (красный-враг, зеленый-друг), ситуационный текст (проанализировать и высказать свое мнение с использованием сигнальных карточек), алгоритм формулирования цели и продукта. Шаблон таблицы « Роль грибов в жизни человека »
Домашнее
(дидактические,
задание
материальные,
2. Работа по формулированию проблемы, на основании высказываний.
1.Начать заполнение таблицы на основе рисунка 39 на странице 68, параграф 13.
3.Групповое задание
технические)
2. Сформулирована проблема : отсутствие систематизированной информации о значении грибов в жизни человека.
« Формулировка цели » (по алгоритму)
3.Сформулирована цель: систематизировать информацию о значении грибов в жизни человека и представить ее в виде выставки флаеров « Грибы-друзья или враги?! »
4. Сформирован образ проектного продукта:
3.Сформулировать цель проекта
4. Групповое задание
Целеполагание
« Определение проектного продукта » (по алгоритму)
флаер – « Грибы-друзья или враги?! »
5. Сформированы проектные группы (шляпочные грибы, плесневые, грибы-паразиты)
Концептуализация
4.Сформировать образ проектного продукта
5. Сформировать проектные группы
Моделирование
Моделирование
2
1. Разработать макет информационного флаера
1. Разработан макет – информационного флаера формата А4:
1. Групповое задание
-тема флаера
Продолжить заполнение таблицы на основе 14 параграфа. Начать сбор информации для заполнения флаера. (иллюстрации, текст, выбор объекта для флаера)
-иллюстрации или иллюстрация
Структура информационного флаера (алгоритм)
- текст флаера
- автор (Ф.И, класс)
- 2. Сформированы критерии оценки информационного флаера « Грибы- враги или друзья?! »
Критерии оценки проектного продукта
2. Сформировать критерии оценки информационного флаера « Грибы- враги или друзья?! » .
1.Форма - флаер
2.Полнота и достоверность информации
2.Групповое задание
3.Эстетичность оформления
« Критерии оценки флаера » (алгоритм)
4. Логичность.
За каждый критерий от 0 до 3балла (3 балла – критерий полностью представлен, 2- не достаточно представлен, 1- представлен частично,
0 – критерий отсутствует)
Оценка « 5 » - 10-12 баллов
Оценка « 4 » - 8-9 баллов
Оценка « 3 » - 6-7
Оценка « 2 » - менее 6 баллов
3. Сбор информации по теме « Шляпочные грибы »
На этапе моделирования проходит изучение программного материала раздела « Шляпочные грибы »
3. Таблица « Роль грибов в жизни человека »
Планирование
3
1. Составить план работы в проекте.
1. Составлен план работы в проекте:
Планирование
План работы в проекте:
1. Планирование работы (алгоритм)
1.Узнать, как оформляется флаер
Продолжить заполнение таблицы на основе 15 параграфа. Продолжить сбор информации о грибах.
2.Изучить теоретический материал по теме
3.Подготовить и отредактировать информацию
4. Оформить информационный флаер -
продукт проекта.
5. Представить
(презентовать) проектный
продукт.
6.Оценить проектный
продукт – информационный флаер по ранее
разработанным критериям.
7.Оценить собственную
проектную деятельность.
2.Сформировать критерии оценки проектной деятельности.
Сформированы критерии оценки проектной деятельности
2.Критерии оценки проектной деятельности:
3. Сбор информации по теме « Плесневые грибы » и « Грибы – паразиты »
2.Групповое задание « Критерии оценки проектной деятельности » (алгоритм)
На этапе моделирования проходит изучение программного материала раздела « Плесневые грибы » и Грибы-паразиты »
1.Получение результата с заданными параметрами.
2.Полная реализация плана деятельности.
3.Умение сотрудничать в групповой работе.
3. Таблица « Роль грибов в жизни человека »
4. Умение оценивать результат проектной деятельности по критериям.
5. Разработан макет – информационная листовка формата А4
Реализация
Реализация
4
1.Выбрать вариант дизайна информационного флаера.
1. Выбран вариант дизайна флаера.
2.Создать информационные флаеры по теме группы
1.Групповое задание « Критерии оценки проектной деятельности по алгоритму »
2. Созданы флаеры согласно структуре и критериям оценки.
2. Групповое задание « Планирование работы над созданием информационного флаера по алгоритму »
Подготовка к презентации
3. Таблица « Роль грибов в жизни человека »
Презентация Оценка Рефлексия
Презентация
Оценка
5
Рефлексия
1.Презентация проектного продукта
1.Презентован проектный продукт – флаер – « Грибы-друзья или враги? »
1. Алгоритм подготовки проведения презентации проектного продукта. 2. Структура информационного флаера.
2.Проведена оценка проектного продукта в соответствии с критериями, разработанными ранее.
2.Оценить проектные
3.Проведена оценка собственной деятельности в проекте
Подготовка к демонстрации информационного флаера и защите проекта.
продукты.
в соответствии с критериями, разработанными ранее
3.Алгоритм оценки продукта.
Презентовать проектный продукт знакомым и родителям
4. Оценочные протоколы
3.Оценить проектную деятельность
5.
4.Диагностика сформированности проектной компетентности.
Урок № 1
«Роль грибов в жизни человека»
Задание : используя материалы указанных параграфов, заполните таблицу.
№
Группы грибов
1
Шляпочные грибы
Положительная роль
2
Мухомор
3
Отрицательная роль
Содержит лекарственные вещества для животных.
Плесневые грибы и дрожжи
Грибы-паразиты
П.14
П.15
Ядовит для человека
П.16
Задание, формирующее проектное действие,
совершаемое обучающимся с помощью учителя.
Дидактическая цель: формирование у школьников умения формулировать проблему.
Формируемый уровень проектной компетентности : минимальный базовый.
Учебная дисциплина : биология
Форма организации выполнения задания : фронтальная (какие-то части задания по
выбору учителя возможно выполнять в группах)
Средства : видеофрагмент с предлагаемой проблемной ситуацией, раздаточные
листы с алгоритмом формулирования проблемы
Цель: определить, что такое проблема, как она формулируется и сформулировать проблему к ситуациям, предложенным на уроке.
Описание задания:
Обучающимся предлагается для изучения текст.
Внимательно прочитайте текст:
… Школьный коридор. У окна стоит грустный мальчик. К нему подбегает одноклассник.
- Привет, Серега!
- Привееееет, Витек! (без радости). Ты что грустишь? Смотри, солнышко!
Скоро выходные! Ура!
- Да, ну, эти грибы! Ненавижу! Все выходные испортили! Из-за них меня в бассейн не пускают! Сказали, что у меня грибы на ногах растут!
- Ты что-то путаешь, Сергей! Зачем в бассейн, там грибы не растут, грибы в лесу растут: белые, подберезовики, лисички. Как же я их люблю! Это же тихая охота – собирать грибы, а потом пожарить с картошкой. А ты – ненавижу! Перегрелся что ли на солнышке у окна?
Учитель: -Почему у учеников возник спор? Они же оба говорят о грибах! Можем ли мы сейчас сказать, кто из них прав? (ответить с помощью сигнальных карточек – кто за Серегу- красная, за Витька -зеленая).
1. В чем они не совпадают, то есть определите противоречие.
Дети выявляют противоречие.
Результат: выявлено противоречие : между положительным и отрицательным значением грибов.
2. Определите, чего нам не хватает для разрешения данного спора ?
Мы не можем разрешить это противоречие, т.к. Нам не хватает
знаний для решения данного спора.
Результат: сформулирован кратко вывод из сравнения — проблема - отсутствие
систематизированной информации о значении грибов в жизни человека не дает возможности
разрешить спор.
Инструкция для учащихся
Внимательно прочитайте алгоритм формулирования проблемы.
Вспомните, совершали ли мы эти шаги при разборе ситуации, описанной в тексте .
Алгоритм формулировки проблемы
1. Ознакомиться с информацией, представленной в проблемной ситуации.
2. Вычленить, зафиксировать письменно или устно фактическое (существующее на данный момент) состояние ситуации.
3. Определить, зафиксировать письменно или устно желаемое или требуемое состояние ситуации (то, чего хотелось бы в сложившихся обстоятельствах).
4. Сравнить желаемое и фактическое состояние ситуации — выявить противоречие между ними.
5. Сформулировать и записать проблему либо в форме отсутствия или недостатка того, чего хотелось бы, либо в форме расхождения между фактами, приводящего к возникновению проблемной ситуации.
Инструкция для учащихся
Внимательно прочитайте алгоритм формулировки цели.
Вспомните, совершали ли мы эти шаги при обсуждении нашей проблемы .
Дидактическая цель: формирование умения формулировать цель.
Формируемый уровень проектной компетентности : минимальный базовый.
Учебная дисциплина : биология
Форма организации выполнения задания : групповая
Средства : листы с заданиями, раздаточные листы с алгоритмом формулировки цели.
Описание задания
Цель: сформулировать цель, адекватную поставленной проблеме, пользуясь алгоритмом.
Инструкция для учащихся
— К представленной на рабочем листе проблеме сформулируйте соответствующую цель, пользуясь предложенным алгоритмом (см. алгоритм в предыдущем задании).
— Запишите цель в таблицу
Отсутствие систематизированной информации о значении грибов в жизни человека не дает возможности разрешить спор.
Проблема
Цель
Задание для перевода действий, совершаемых обучающимся при помощи учителя, в действия по алгоритму, оформленному в виде памятки
Дидактическая цель: формирование навыка, определять проектный продукт.
Формируемый уровень проектной компетентности : минимальный базовый.
Учебные дисциплины : биология.
Форма организации выполнения задания: групповая
Средства: листы с заданиями, раздаточные листы с алгоритмом определения проектного продукта.
Алгоритм определения проектного продукта
1. Воспроизвести сформулированную цель.
2. Проанализировать данную цель.
3. Выделить в формулировке цели ту часть, которая отвечает на вопрос: «Какой объект мы получим в
результате действий по достижению цели?».
4. Зафиксировать (письменно или устно) вид проектного продукта.
Цель: пользуясь алгоритмом, определить проектный продукт, соответствующий поставленной цели.
Инструкция для учащихся
В соответствии с представленными на рабочем листе целями определите проектный продукт, пользуясь алгоритмом
Систематизировать информацию о значении грибов в жизни человека сделать вывод, кто из ребят прав. Представить решение спора в виде флаера на выставке «Грибы-друзья или враги?!»
Цель
Проектный продукт
Задание для перевода действий, совершаемых обучающимся при помощи учителя, в действия по алгоритму, оформленному в виде памятки
Дидактическая цель: формирование навыка оценки проектного продукта.
Формируемый уровень проектной компетентности : минимальный базовый.
Учебные дисциплины : биология.
Форма организации выполнения задания: групповая (5-й класс)
Средства: проектная документация с материалами проекта, лист с алгоритмом оценки проектного продукта.
Алгоритм оценки проектного продукта
1. Ознакомиться с представленным (созданным) проектным продуктом.
2. Провести сравнение характеристик созданного проектного продукта с характеристиками
запланированного по заранее сформулированным критериям.
3. Зафиксировать полученные результаты сравнения (в количественном виде).
4. Сформулировать вывод о соответствии/несоответствии созданного проектного продукта
запланированному.
Инструкция для учащихся .
Используя алгоритм, заполните таблицу оценки проектных продуктов других групп.
Таблица оценки проектных продуктов
Критерии оценки
За каждый критерий от 0 до 3балла (3 балла – критерий полностью представлен, 2- не достаточно представлен, 1- представлен частично,
1 группа
0 – критерий отсутствует)
Форма – флаер
Шляпочные грибы
2 группа
Полнота и достоверность информации
Эстетичность оформления
Шляпочные грибы
3 группа
4 группа
Плесневые грибы
Логичность
Грибы-паразиты
Инструктивная карточка для работы в группах.
1. Собрать материал согласно заданию (информационный, иллюстративный)
2. Разделить собранный материал на две группы: «положительная роль» и
«отрицательная роль»
3. Индивидуальная работа по оформлению флаера.
4. Обсуждение результаты индивидуальной работы (флаеров).
5. Выбрать представителя для презентации проектного продукта.
Проектный продукт