Конфликт.
Поведение в конфликтных ситуациях.
- В каком состоянии находятся люди во время конфликта?
- Какие эмоции они испытывают?
В ходе конфликта его участники испытывают такие же физические реакции, как во время стресса: повышение тембра голоса и темпа речи, учащенное дыхание и сердцебиение, вегетативные проявления, плач, тремор (дрожание) рук и т.д.
Для эмоциональных реакций характерно большое количество раздражения, гнева, обиды, страха, чувство вины, раскаяние.
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
1. Дайте партнеру «выпустить пар».
Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.
Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он.
Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.
Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка, через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
2. Попросите его спокойно обосновать претензии.
Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства.
Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?».
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
3. Не давайте ему отрицательных оценок,
а говорите о СВОИХ чувствах.
Не говорите: «Ты меня обманываешь», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым». Не говорите: «Ты грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как ты со мной разговариваешь».
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.
Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Негативное отношение к человеку могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
5. Предложите оппоненту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.
Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший.
При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и другой человек должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным.
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
6. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо».
Не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: «Ты уже дважды не выполнил свое обещание», но нельзя говорить: «Ты — необязательный человек».
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
7. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий.
Кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли я тебя понял?», «Вы хотели сказать…?», «Позволь я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я тебя понял или нет». Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
8. Придерживайтесь позиции равенства.
Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции неэффективны. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности. Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обоим не «потерять свое лицо».
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
9. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
Во-первых, это обезоруживает оппонента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях :
10. Ничего не надо доказывать.
В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это — бесполезное, пустое занятие.
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
11. Не характеризуйте состояние оппонента.
Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: «А чего ты нервничаешь, чего злишься?… Чего ты бесишься?». Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.
Соблюдайте двенадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
12. Замолчите первым.
Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Не от «противника» требуйте: «Замолчи!… Прекрати!», а от себя! Добиться этого легче всего. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?
Тест Томаса - типы поведения в конфликте
- Для описания типов поведения людей в конфликтах К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются:
- кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию;
- и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.
Выделяется пять способов регулирования конфликтов:
- Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
- Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
- Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
- Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
- Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Инструкция:
- Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения в конфликтных ситуациях.
- Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
- Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе.
- В бланке обведите соответственно один из вариантов (А или В) для каждого утверждения.
- Отвечать надо как можно быстрее, не задумываясь. И максимально честно и правдиво.