Красноярский педагогический колледж №1 им. Горького
Развитие естественно-научной грамотности
Выполнили студентки 20П-7 ПНК: Кошкина У., Капошко А., Кулакова А., Крайтор Д.
понимание основных закономерностей и особенностей естествознания,
Естественно-научная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах.
осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества;
проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности:
- использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций,
- задачи, моделирующие конкретные практические ситуации,
- задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях,
- задания на преобразование и интерпретацию данных.
химия
биология
физика
география
Окружающий мир
Какими должны быть работы по формированию
естественно-научной грамотности?
Задания должны основываться на текстах близких и понятных детям, при этом основной задачей оценки и критериями оценки должны выступать не овладение обязательным минимумом содержания, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Составляющие естественно-научной грамотности по Н. Ф. Виноградовой
Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.
Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомлённость о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.
Овладение методами познания природных явлений умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.
Способность к рефлексивным действиям: оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.
Методы и методические приёмы формирования естественно-научной грамотности
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Структурной единицей любого метода является методический приём.
Методический приём - это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата.
Решение открытых задач
Пример:
Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов.
1. Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной?
2. Кукушка не высиживает своих птенцов, а подбрасывает свои яйца в другие гнёзда. Почему?
3. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?
Попробуйте сами
«Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?»
Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.
Варианты ответов
1. Сделать прививку. (Приём «Предварительное действие»).
2. Не следует ходить в лес в период активности клещей. (Приём «Проскок»).
3. Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей (спец. служба). (Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник»)
4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей). (Приём «Предварительное действие», «Посредник»)
5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка»)
Варианты ответов
6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). (Приём «Предварительное действие»)
7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат. (Приём «Своевременное действие»)
8. Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении. (Приём «Своевременное действие», «Антидействие»)