-Мы умные!
-Мы внимательные!
-Мы старательные!
-Мы учимся и у нас все получится!!!
Определите тему урока.
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться .
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Фразеологизмы
Постановка целей и задач
- Что получим в результате?
- Определять значения фразеологизмов, находить их в тексте, грамотно употреблять в речи.
- Будем проводить исследования.
Знакомство с понятием
это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить словом или выражением.
- Phrasis – «выражение»
- Logos – «учение»
Алгоритм
- Найти устойчивое словосочетание.
- Объяснить значение.
- Записать вывод в «Портфель знаний»
Исследование 1 Наблюдаем над свободными словосочетаниями и фразеологизмами
Развесить белье
Сесть на стул- сесть
Тянуть кота за лапу
в калошу
Вешать платье в шкаф
Исследование 2
- ( Голуби, петухи, куры) не клюют.
- (Собака, кот, козел) наплакал.
- (Тертый, ржаной, черствый) калач.
Исследование 3
- Всем классом меня тянули за уши, чтобы я исправился.
- Дождь вымочил меня до последней нитки.
Исследование 4
- Слова для справок : с гулькин нос, спустя рукава, как кошка с собакой
Укажите фразеологизмы со значением: 1 ряд - «бездельничать»; 2 ряд - «обманывать»; 3 ряд - «быстро».
- Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, вводить в заблуждение, высунув язык.
Проверьте!
Бездельничать
Обманывать
Сидеть сложа руки
Быстро
Лодыря гонять
Втирать очки
Водить за нос
Бить баклуши
Сломя голову
Вводить в заблуждение
Во все лопатки
Высунув язык
Физкультминутка
--Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побьем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу шею.
5.Замените выделенные слова известными вам фразеологизмами.
Я проснулся рано. На душе было скверно . Пошёл к Винтику, долго
бездельничал , тянул кота за хвост. Вернулся усталый . Съел еле-еле суп.
Тут неожиданно пришел Пилюлькин. Он злился . Велел запомнить , что надо мыть руки перед едой. А мне хоть
бы что.
Проверьте!
Я проснулся ни свет ни заря . На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго
бил баклуши , тянул кота за хвост . Вернулся ни жив ни мёртв . Съел с горем пополам суп.
Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии . Велел зарубить на носу , что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.
«Портфель знаний»
.
№
Признаки фразеологизмов
1.
Слова во фразеологизмах употребляются в переносном значении.
2.
Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые сочетания слов.
3.
Фразеологизм в предложении подчеркивается одним членом.
4
5.
У фразеологизмов есть синонимы и антонимы .
Фразеологизмы делают нашу речь живой и образной.
Задания по группам
- Отличники- сочинить фразеологизм, презентовать его
- Хорошисты - угадать фразеологизм по рисунку, составить с ним предложение
- Троечники- закончить фразеологические словосочетания ( упр.202 с.105)
Тест
1.Найдите неверное утверждение.
А) Существуют фразеологизмы-синонимы.
П)Фразеологизмы - свободные сочетания слов.
Я) Фразеологизмы придают речи живость и образность
2.Найдите фразеологизм с противоположным значением фразеологизму
закадычный друг
Б) мастер на все руки
Р) водой не разольешь
Я) заклятый враг
3.Определите значение фразеологизма
за тридевять земель
Ю)Быстро
Т)Далеко
Ф)Высоко
Готовимся к ОГЭ! 4. Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.
Г) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.
У) Комар сел мне на шею.
Ь) Только дай слабину — мигом на шею сядут!
М) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.
Проверьте и оцените!
1.П
2.Я
3.Т
4.Ь
ПЯТЬ
Оцените свою работу фразеологизмом
- Работал в поте лица
- Поломал голову
- Работал засучив рукава
- Каша в голове
- Витал в облаках
- Ни в зуб ногой
Рефлексия
- Я выполнял(а)…
- Я понял(а), что…
- Теперь я могу…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Домашнее задание
- Выполнить упр. 202 из учебника – общее задание для всех. Задания по группам:
- 1 группа – составить фразеологическое лото для друга.
- 2 группа – подготовить рассказ об истории происхождения фразеологизмов бить баклуши, коломенская верста, заварить кашу, сирота казанская .
- 3 группа – выписать из словаря значение следующих фразеологизмов: Авгиевы конюшни, Сизифов труд, Ахиллесова пята, блудный сын.
Спасибо
за
внимание!