Итоговое изложение
(4 класс
УМК «Начальная школа XXI века»)
Подготовила учитель начальных классов:
Силакова Светлана Валентиновна
МБОУ «СОШ №14 г.Железногорска
Курской области.
Прочитай текст.
Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.
В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.
Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.
Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.
Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
(По К. Паустовскому)
Ответьте на вопросы.
1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?
2. Как относится рассказчик к поступку героя?
3. С каким настроением рассказывает старик сказку?
4. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?
5. Почему его рассказ можно назвать сказкой?
6. Как её можно озаглавить?
Прочитай и перескажи.
Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени.
В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.
Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.
Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.
Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.
Составь план.
2. Первый выстрел.
3. Как было раньше.
4. Загрустила земля.
Объясните смысл выражений.
ударил из обоих стволов
никуда не подавался
крепко беречь
Убил человек первую птицу — и загрустила земля.
Обрати внимание на строение предложений.
А иные листья , куда попала птичья кровь , покраснели и тоже осыпались .
Выходит , что мы себе навредили.
А надобно нам ничего не портить , а крепко беречь.
Вставь пропущенные буквы.
ь
о
ск…вали руж…ишко
н…б…сами заз…вают
… б… их н…куда
н.. п…д…вался н…ч…лись
лист…пады кре…к…
б…р…ч…
е
е
ы
о
о
и
а
а
е
а
о
п
о
о
ь
е
е
Выбери из текста опорные слова.
сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;
птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;
загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.
Материалы.
1. Шаблоны для презентаций Интернет сайт pedsovet.su/load/320
2. В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. «Оценка достижения планируемых результатов обучения». Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. Под редакцией С.В.Иванова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2013