Отрабатываем письмо элементов
Тип урока: повторение и закрепление.
Цель урока: отработка графического навыка.
Результаты:
- личностные: первоначальное представление о научной картине мира;
- предметные: писать аккуратным разборчивым почерком;
- метапредметные:
— регулятивные: выстраивать последовательность выбранных действий;
— коммуникативные: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
— познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Примечание: для урока понадобится пластилин и доска для лепки для каждого обучающегося.
1 класс
Самоопределение к деятельности Учитель предлагает ученикам с помощью смайлов написать послание однокласснику с пожеланием хорошего настроения.
— Ребята, давайте пожелаем друг другу хорошего настроения! На листочках (в тетрадях) нарисуйте смайл для своего соседа по парте. Примеры смайлов вы можете увидеть на экране.
[ ] [ ] [ ] [ ]
Актуализация
— Посмотрите на экран? Что у меня тут? (Квадратные скобки.)
— А для чего они нужны? (В них мы будем обозначать звуки.)
— Сколько звуков может здесь быть? (Четыре.)
— Придумайте такое слово.
— Назовите в нём гласные звуки.
Целеполагание
— Посмотрите, заврик, кажется, хулиганит. Что у него во рту? (Элемент.)
— Для чего нужны элементы? (Из элементов состоят буквы, которые мы будем скоро учиться писать.)
— Как же мы сможем с вами писать буквы, если элемент откусил завр? (Мы уже учились писать элементы отдельно.)
— Верно, чтобы писать буквы, нам нужно знать и уметь писать элементы отдельно.
— Сегодня на уроке мы будем тренироваться это делать и посмотрим, чему вы уже научились.
Отрабатываем письмо
элементов букв
Знать и узнавать графическое изображение основных элементов букв
Писать аккуратным разборчивым почерком элементы букв по памяти
Целеполагание
После обсуждения версий ребят учитель помогает сформулировать тему и цели урока.
Повторение
— Посмотрите на спинку завра. Что у него там? (Рабочие строчки прописи.)
— А зачем нам нужны эти строчки? (Писать на них элементы.)
— Каждый элемент пишется от определённой точки и занимает своё место. Эти места будут важны и для написания букв.
— Покажите и назовите части рабочих строк прописи.
Повторение
— Давайте поиграем?
— Вы очень долго и старательно учились писать элементы букв, лепили их из пластилина, рассказывали, как нужно писать, своим одноклассникам. Вы большие молодцы! Вы сделали первый, но очень серьёзный шаг к красивому и правильному использованию письменной речи.
— Но сегодня я хочу проверить, как хорошо вы поработали и что запомнили с предыдущих уроков. — Наша игра будет заключаться в следующем: наши герои будут давать вам разные задания и задавать вопросы.
— Вы готовы к испытаниям?
Повторение
— Посмотрите и послушайте вопрос Ба: как называются эти элементы? (Короткая наклонная линия, длинная наклонная линия.)
Повторение
— Гриша интересуется, откуда ему начинать писать данные элементы. (Чуть выше нижней рабочей линии.)
Повторение
— Соне и её другу очень интересно, правильно ли она выделила начало написания каждого элемента? Найдите и назовите по счёту элементы, в которых это показано с ошибкой. (Второй и четвёртый.)
Повторение
— Каким цветом Катя выделила элемент, который написан неправильно? (Красным.)
Повторение
— Выйдите к доске, найдите и покажите элементы, которые мы не используем при записи рукописных букв.
— Отлично! Вы настоящие герои, выдержали все испытания завров!
Отрабатываем письмо
элементов букв
Знать и узнавать графическое изображение основных элементов букв
Писать аккуратным разборчивым почерком элементы букв по памяти
Сверяемся с целями
— Здорово! Нам удалось достичь первой цели. Что мы для этого сделали?
Физкультминутка
Физкультминутка
— Давайте теперь разомнёмся.
— Дотроньтесь правой рукой до носа.
— Дотроньтесь левой рукой до правого уха.
— Положите ладонь левой руки на голову.
— Дотроньтесь правой рукой до подбородка.
— Положите ладонь правой руки на живот.
— Положите ладонь левой руки на правое плечо.
— Дотроньтесь левой рукой до носа.
— Дотроньтесь правой рукой до левого уха.
Открытие нового знания
Пластилинография.
— Посмотрите на слайд. Кто догадался, что мы будем делать? (Что-то мастерить из пластилина.)
— Верно! Достаньте пластилин с досками. — Но какие элементы мы будем с вами сегодня лепить, ведь Соня ничего не показала.
— Я предлагаю вам сегодня слепить тот элемент, который вам больше всего нравилось писать. Подумайте и выберите пластилин любимого цвета. Слепите элемент.
— А теперь вспомните элемент, который никак вам не удавался или вам просто не нравилось его писать, потому что это было сложно. Слепите из пластилина и этот элемент.
Пальчиковая гимнастика
Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение синхронно обеими руками, показывая каждое упражнение на своих пальцах. Сначала показывает все отдельные действия, параллельно выполняя их. Затем делает упражнения с комментированием действий вместе с детьми.
1-е упражнение «Класс!» — показать «класс» соседу по парте.
2-е упражнение «Приглашение» — расправить ладонь, отодвинув лишь большие пальцы в стороны, а остальные пальцы вместе. Повернуться к соседу по парте, как бы приглашая его руками.
3-е упражнение «Зайчики» — расправить ладонь, соединить вместе парами: мизинец с безымянным и средний с указательным. Развести пары пальцев друг от друга. Приставить «ушки» к голове.
4-е упражнение «Кулачки» — сжать ладони в кулаки, отодвинув в стороны большие пальцы.
5-е упражнение «Очки» — обеими руками изобразить «колечки» — соединить большой палец с указательным пальцем, остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты. Поднимаем руки и подносим к глазам.
6-е упражнение «Объятия» — ладони сделать «в замок», скрестив пальцы друг с другом и соединив ладони. Пальцы будто «обнимаются» после разлуки.
Подготовка к письму
Учитель напоминает о правильной посадке за партой, как правильно держать ручку и карандаш при письме.
Правильная посадка за партой.
Сидите прямо, не сутультесь. Спина должна быть ровной, опирайтесь на спинку стула.
Ноги стоят на полу, колени согнуты под прямым углом.
Локти лежат на парте, плечи расправлены.
Расстояние от глаз до тетради должно быть около 30–35 см.
Как держать ручку.
Возьмите ручку тремя пальцами: большим, указательным и средним.
Большой палец должен находиться снизу ручки, указательный и средний — сверху.
Кончики пальцев слегка согнуты, ручка лежит на подушечке указательного пальца.
Ручка должна быть наклонена под углом 45–60 градусов к тетради.
Помните, что правильная посадка и положение ручки помогут писать аккуратно и не уставать во время занятий. Тренируйтесь каждый день, и у вас всё получится!
Повторение
— В самом начале урока я говорила о том, что сегодня проверю, чему вы научились.
Далее учитель раздаёт детям карточки в закрытом виде, на каждой карточке либо 3 элемента, примерно подобранные по сложности, либо три отдельных карточки с элементами.
— Выберите три элемента, которые вам предстоит написать.
— Пропишите их самостоятельно по строчке каждый. Я не буду помогать и объяснять вам движение руки, начало и конец линий и закруглений. Вы всё умеете сами! Будьте внимательны и аккуратны.
Открытие нового знания
— А теперь возьмите в руки зелёный карандаш и обведите те элементы, которые у вас получились хорошо.
— Сверьте с образцом результат своего письма.
— Выскажите своё мнение о том, как вы научились писать элементы букв.
Повторение
— Посмотрите, заврик увидел, как многому вы научились, и вернул букве её элемент!
— Это буква «А». Её мы будем изучать уже на следующем уроке!
Физкультминутка
— Двигаем глазами по направлению стрелок. Учитель предлагает выполнить упражнение с каждой фигурой 3–4 раза в одну и в другую сторону.
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Отрабатываем письмо элементов букв» из сервиса «Подготовка к уроку» .
Формулировку задания читает учитель или хорошо читающий ученик.
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:
— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с эталоном. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента, отметить их двумя звёздочками. А один момент, который нужно доработать, отметить знаком вопроса.
— Поясните, почему вы так считаете.
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш, ручку. Выполните задания на рабочих листах. Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Отрабатываем письмо элементов букв» из сервиса «Подготовка к уроку» .
Формулировку задания читает учитель или хорошо читающий ученик.
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах. Например:
— Ребята, предлагаю каждому проверить работу своего соседа по парте до сверки с эталоном. Для этого вам необходимо обменяться тетрадями и не оценивать работу соседа, а определить в ней два положительных момента, отметить их двумя звёздочками. А один момент, который нужно доработать, отметить знаком вопроса.
— Поясните, почему вы так считаете.
Отрабатываем письмо
элементов букв
Знать и узнавать графическое изображение основных элементов букв
Писать аккуратным разборчивым почерком элементы букв по памяти
Рефлексия. Подведение итогов
— Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь? — Чем занимались сегодня на уроке? Что вас удивило на уроке?
Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
— Перед вами карта настроения. На каком острове вы сегодня пребывали: Радости, Интереса, Скуки, Грусти? Объясните свой выбор.
— Покажите карточки. (Если нет карточек, можно предложить нарисовать смайлик на листочках и показать.)
— Объясните выбор смайлика.