СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения"»

 МОУ СОШ № 104

МОУ СОШ № 104

1. Повторим теорию:   главные члены предложения - подлежащее и сказуемое   образец рассуждения при нахождении главных членов предложения   когда между подлежащим и сказуемым ставится тире  распространённые и нераспространённые предложения   Второстепенные члены предложения – определение, дополнение и обстоятельство.   определение   дополнение   обстоятельство  как определить вид второстепенного члена предложения   вопросы и задания для самоконтроля 2.  Проверим наши знания:   дополни предложение   определи части речи   определи слова (дополнение или подлежащее)   по заданным признакам определите предмет   допиши окончания   замените фразеологизмы наречиями.   определите роль выделенных слов.

1. Повторим теорию:

 главные члены предложения - подлежащее и сказуемое

 образец рассуждения при нахождении главных членов предложения

 когда между подлежащим и сказуемым ставится тире

 распространённые и нераспространённые предложения

 Второстепенные члены предложения – определение, дополнение и обстоятельство.

 определение

 дополнение

 обстоятельство

 как определить вид второстепенного члена предложения

 вопросы и задания для самоконтроля

2. Проверим наши знания:

 дополни предложение

 определи части речи

 определи слова (дополнение или подлежащее)

 по заданным признакам определите предмет

 допиши окончания

 замените фразеологизмы наречиями.

 определите роль выделенных слов.

Подлежащее Сказуемое главный член предложения, который означает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

Подлежащее

Сказуемое

главный член предложения, который означает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

Подлежащее Сказуемое можно задать общий вопрос: о чём (о ком) говорится в предложении? То, о чём (о ком) говорится в предложении, — это предмет речи. можно задать общий вопрос: что говорится о предмете речи? Общий вопрос к сказуемому может уточняться вопросами: что делает предмет? какой он? кто он такой? и др.

Подлежащее

Сказуемое

можно задать общий вопрос: о чём (о ком) говорится в предложении? То, о чём (о ком) говорится в предложении, — это предмет речи.

можно задать общий вопрос: что говорится о предмете речи?

Общий вопрос к сказуемому может уточняться вопросами: что делает предмет? какой он? кто он такой? и др.

Сказуемое выражается чаще всего глаголами. Сказуемое может быть выражено также существительными и прилагательными.  Подлежащее обычно выражается существительным или местоимением в им. п.  Мы  живём на Земле. Земля  — планета . Она  прекрасна . Её украшают  океаны , моря , реки , горы , леса . Будем её беречь. Будем помнить, что она принадлежит не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.  Вверху дул слабый ветер . Он сбрасывал с ветвей снег. (К. Паустовский.)  пример Вернуться к содержанию пример

Сказуемое выражается чаще всего глаголами.

Сказуемое может быть выражено также существительными и прилагательными.

Подлежащее обычно выражается существительным или местоимением в им. п.

Мы живём на Земле. Земляпланета . Она прекрасна . Её украшают океаны , моря , реки , горы , леса . Будем её беречь. Будем помнить, что она принадлежит не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.

Вверху дул слабый ветер . Он сбрасывал с ветвей снег. (К. Паустовский.)

пример

Вернуться к содержанию

пример

Образец рассуждения при нахождении главных членов: Вверху дул слабый ветер В предложении Вверху дул слабый ветер предметом речи является ветер . Это  подлежащее . Что говорится о ветре? — дул . Глагол  дул  выполняет роль сказуемого . Для продолжения щёлкни мышкой Например При разборе предложения вместо слова «предмет» вводим конкретное подлежащее: что делает ученик?  Ученик читает книгу. ученик какой? каков?  Ученик аккуратный . Ученик аккуратен. Книга — источник знаний. что такое книга? книга какая? какова?  Книга интересная Книга интересна. Вернуться к содержанию

Образец рассуждения при нахождении главных членов:

Вверху дул слабый ветер

В предложении Вверху дул слабый ветер

предметом речи является ветер . Это подлежащее .

Что говорится о ветре? — дул .

Глагол дул выполняет роль сказуемого .

Для продолжения щёлкни мышкой

Например

При разборе предложения вместо слова «предмет» вводим конкретное подлежащее:

что делает ученик? Ученик читает книгу.

ученик какой? каков? Ученик аккуратный .

Ученик аккуратен. Книга — источник знаний.

что такое книга? книга какая? какова?

Книга интересная Книга интересна.

Вернуться к содержанию

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в им. п ., между ними ставится тире.   Если в составе сказуемого есть слово это, тире ставится перед ним:  Книга — источник знаний. Книга — это источник знаний, [сущ. — (это) сущ.]   Вернуться к содержанию

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в им. п ., между ними ставится тире. Если в составе сказуемого есть слово это, тире ставится перед ним: Книгаисточник знаний. Книгаэто источник знаний, [сущ. — (это) сущ.]

Вернуться к содержанию

 Распространённые Нераспространённые Предложения, состоящие только из главных членов Предложения, имеющие второстепенные члены  После знойного лета наступила золотая осень . Наступила осень .  Распространённые предложения дают больше информации, чем нераспространённые, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами.  Вернуться к содержанию

Распространённые

Нераспространённые

Предложения, состоящие только из главных членов

Предложения, имеющие второстепенные члены

После знойного лета наступила золотая осень .

Наступила осень .

Распространённые предложения дают больше информации, чем нераспространённые, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами.

Вернуться к содержанию

Второстепенные члены предложения.  Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов и грамматически подчинены им.  Второстепенные члены предложения — это определение, дополнение и обстоятельство.   Вернуться к содержанию

Второстепенные члены предложения. Второстепенными называются члены предложения, которые служат для пояснения, уточнения, дополнения главных или других второстепенных членов и грамматически подчинены им. Второстепенные члены предложения — это определение, дополнение и обстоятельство.

Вернуться к содержанию

Определение —  второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В качестве определения обычно выступают прилагательные и местоимения, которые зависят от членов предложения, выраженных существительными:  Наша (чья?) дорога вывела нас на (какую?) широкую поляну. (К. Паустовский.) Для продолжения щёлкни мышкой Определение может быть выражено существительным: Планы и мечты  (чьи?) бабушки простирались далеко-о… (В. Астафьев)   Вернуться к содержанию

Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

В качестве определения обычно выступают прилагательные и местоимения, которые зависят от членов предложения, выраженных существительными: Наша (чья?) дорога вывела нас на (какую?) широкую поляну. (К. Паустовский.)

Для продолжения щёлкни мышкой

Определение может быть выражено существительным: Планы и мечты (чьи?) бабушки простирались далеко-о… (В. Астафьев)

Вернуться к содержанию

Дополнение  —  второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? (чего?), кому? (чему?) и др . Дополнения выражаются существительными и местоимениями и чаще всего зависят от сказуемого: Старик ловил (ч е м?) неводом (чт о ?) рыбу.  (А. Пушкин.) Приплы ла (к кому?) к нему рыбка ... (А. Пушкин.) Вернуться к содержанию

Дополнение

второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? (чего?), кому? (чему?) и др .

Дополнения выражаются существительными и местоимениями и чаще всего зависят от сказуемого:

Старик ловил (ч е м?) неводом (чт о ?) рыбу. (А. Пушкин.)

Приплы ла (к кому?) к нему рыбка ... (А. Пушкин.)

Вернуться к содержанию

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т. д. и отвечает на вопросы  где? когда? почему? как? и др.   Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными с предлогами и чаще всего зависят от сказуемого: Над рекой (где?) опустился туман. (К. Паустовский.) После знойного лета (когда?) наступила золотая осень. (И. Соколов-Микитов.) Люди валились с ног (почему? отчего?) от усталости.  (В. Санин.) Дуб растёт (как?) медленно. (И. Соколов-Микитов.) Вернуться к содержанию

Обстоятельство

второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т. д. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.

Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными с предлогами и чаще всего зависят от сказуемого:

Над рекой (где?) опустился туман. (К. Паустовский.)

После знойного лета (когда?) наступила золотая осень. (И. Соколов-Микитов.)

Люди валились с ног (почему? отчего?) от усталости. (В. Санин.)

Дуб растёт (как?) медленно. (И. Соколов-Микитов.)

Вернуться к содержанию

Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно: найти слово, от которого этот второстепенный член зависит; выяснить, что он обозначает; узнать, на какой вопрос отвечает; определить, какой частью речи  выражен.

Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно:

найти слово, от которого этот второстепенный член зависит;

выяснить, что он обозначает;

узнать, на какой вопрос отвечает;

определить, какой частью речи

выражен.

Последовательность действий  Члены предложения  определение Установить, от какого слова зависит  От существительного Выяснить, что обозначает  дополнение Признак предмета (лица)  Найти, на какой вопрос отвечает  От глагола или прилагательного обстоятельство  Какой?  Определить, чем выражен  Предмет, с которым связано действие или признак  Чаще всего прилагательным или местоимением; существительным в косвенном падеже  Как или при каких обстоятельствах совершается действие или проявляется признак  Вопросы косвенных падежей  Как? когда? как долго? где? куда? откуда? почему? зачем?  Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже  Чаще всего наречием; существительным в косвенном падеже с предлогом  Вернуться к содержанию

Последовательность

действий

Члены предложения

определение

Установить,

от какого слова зависит

От существительного

Выяснить, что обозначает

дополнение

Признак предмета (лица)

Найти, на какой вопрос отвечает

От глагола или прилагательного

обстоятельство

Какой?

Определить, чем выражен

Предмет, с которым связано действие или признак

Чаще всего прилагательным или местоимением; существительным в косвенном падеже

Как или при каких обстоятельствах совершается действие или проявляется признак

Вопросы косвенных падежей

Как? когда? как долго? где? куда? откуда? почему? зачем?

Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже

Чаще всего наречием; существительным в косвенном падеже

с предлогом

Вернуться к содержанию

Вопросы и задания для самоконтроля   1. Какие члены предложения называются второстепенными? Перечислите все второстепенные члены предложения. 2. Что называется дополнением? 3. К чему относится и чем выражается дополнение? 4. Что такое прямое дополнение, чем оно выражается? 5. Что такое косвенное дополнение, чем оно выражается? 6. Что такое определение? 7. Что называется обстоятельством? Перечислите группы обстоятельств по значению, укажите, на какие вопросы они отвечают, и приведите примеры. 8. Назовите способы выражения обстоятельств, приведите примеры. Вернуться к содержанию

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие члены предложения называются второстепенными? Перечислите все второстепенные члены предложения.
  • 2. Что называется дополнением?
  • 3. К чему относится и чем выражается дополнение?
  • 4. Что такое прямое дополнение, чем оно выражается?
  • 5. Что такое косвенное дополнение, чем оно выражается?
  • 6. Что такое определение?
  • 7. Что называется обстоятельством? Перечислите группы обстоятельств по значению, укажите, на какие вопросы они отвечают, и приведите примеры.
  • 8. Назовите способы выражения обстоятельств, приведите примеры.

Вернуться к содержанию

Запишите предложения.  Вставьте подходящие по смыслу слова.   1. Подлежащее и сказуемое — это ... члены предложения второстепенные главные

Запишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

1. Подлежащее и сказуемое — это ... члены предложения

второстепенные

главные

Запишите предложения.  Вставьте подходящие по смыслу слова.   2. Главные члены предложения составляют его… . грамматическую основу красоту

Запишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

2. Главные члены предложения составляют его… .

грамматическую основу

красоту

Запишите предложения.  Вставьте подходящие по смыслу слова.   3. Предложения могут не иметь второстепенных членов. Поэтому они называются … . простыми сложными нераспространёнными распространёнными

Запишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

3. Предложения могут не иметь второстепенных членов. Поэтому они называются … .

простыми

сложными

нераспространёнными

распространёнными

Запишите предложения.  Вставьте подходящие по смыслу слова.   4. Если в предложении имеются второстепенные члены, значит оно … . простое сложное нераспространённое распространённое

Запишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

4. Если в предложении имеются второстепенные члены, значит оно … .

простое

сложное

нераспространённое

распространённое

Запишите предложения.  Вставьте подходящие по смыслу слова.   5. Второстепенные члены предложения – это … . подлежащее и сказуемое существительное и глагол определение, дополнение, обстоятельство разные слова Вернуться к содержанию

Запишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.

5. Второстепенные члены предложения – это … .

подлежащее и сказуемое

существительное и глагол

определение, дополнение, обстоятельство

разные слова

Вернуться к содержанию

Подлежащее и сказуемое — это ... члены предложения Следующий вопрос

Подлежащее и сказуемое —

это ... члены предложения

Следующий вопрос

Подумай ещё! Вернуться к вопросу

Подумай ещё!

Вернуться к вопросу

Главные члены предложения составляют его… . Следующий вопрос

Главные члены предложения составляют его… .

Следующий вопрос

Подумай ещё! Вернуться к вопросу

Подумай ещё!

Вернуться к вопросу

Предложения могут не иметь второстепенных членов.  Поэтому они называются … . Следующий вопрос

Предложения могут не иметь второстепенных членов. Поэтому они называются … .

Следующий вопрос

Подумай ещё! Вернуться к вопросу

Подумай ещё!

Вернуться к вопросу

Если в предложении имеются второстепенные члены, значит оно … . Следующий вопрос

Если в предложении имеются второстепенные члены, значит оно … .

Следующий вопрос

Подумай ещё! Вернуться к вопросу

Подумай ещё!

Вернуться к вопросу

Второстепенные члены предложения – это … . Следующий вопрос

Второстепенные члены предложения – это … .

Следующий вопрос

Подумай ещё! Вернуться к содержанию Следующий тест

Подумай ещё!

Вернуться к содержанию

Следующий тест

Какими частями речи выражены выделенные дополнения? Книга Открываешь книгу ты — Шелестят ее листы! На листах За рядом в ряд Буквы черные стоят. Надо знать их имена, И тогда про все вокруг Поведет с тобой она Речь, как самый верный друг. И про солнце, И про снег, И про силу буйных рек, И про то, как эти реки, Покоряет человек. Книга все тебе расскажет, С ней беседа не наскучит. Край родной она покажет И любить тебя научит. (П.Силс) Именами существительными с предлогами и без предлогов Местоимениями с предлогами и без предлогов разные слова Именами существительными и местоимениями с предлогами и без предлогов

Какими частями речи выражены выделенные дополнения?

Книга

Открываешь книгу ты —

Шелестят ее листы!

На листах

За рядом в ряд

Буквы черные стоят.

Надо знать их имена,

И тогда про все вокруг

Поведет с тобой она

Речь, как самый верный друг.

И про солнце,

И про снег,

И про силу буйных рек,

И про то, как эти реки,

Покоряет человек.

Книга все тебе расскажет,

С ней беседа не наскучит.

Край родной она покажет

И любить тебя научит.

(П.Силс)

Именами существительными с предлогами и без предлогов

Местоимениями с предлогами и без предлогов

разные слова

Именами существительными и местоимениями с предлогами и без предлогов

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим? Расстояние преодолевает конь, препятствие преодолевает воля. Подлежащее Дополнение

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим?

Расстояние преодолевает конь,

препятствие преодолевает воля.

Подлежащее

Дополнение

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим? Малая лень большое горе приносит. Подлежащее Дополнение

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим?

Малая лень большое горе приносит.

Подлежащее

Дополнение

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим? Иной язык мед принесет, другой беду накличет.   Подлежащее Дополнение

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим?

Иной язык мед принесет,

другой беду накличет.

Подлежащее

Дополнение

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим? Дерево точит червь  изнутри.   Подлежащее Дополнение

Чем являются выделенные слова, дополнением или подлежащим?

Дерево точит червь изнутри.

Подлежащее

Дополнение

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Подумай ещё! Вернуться к вопросу

Подумай ещё!

Вернуться к вопросу

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Подумай ещё! Вернуться к вопросу

Подумай ещё!

Вернуться к вопросу

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Подумай ещё! Вернуться к вопросу

Подумай ещё!

Вернуться к вопросу

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Вернуться к содержанию Следующий тест

Вернуться к содержанию

Следующий тест

По данным признакам определите предмет   линейка  сено  Большой деревянный... день  листья стол  небо утро

По данным признакам определите предмет

линейка

сено

Большой деревянный...

день

листья

стол

небо

утро

По данным признакам определите предмет   линейка   сено  день  Короткая, узкая... листья стол  небо утро

По данным признакам определите предмет

линейка

сено

день

Короткая, узкая...

листья

стол

небо

утро

По данным признакам определите предмет   линейка  сено  день  Сухое, свежее, душистое... листья стол  небо утро

По данным признакам определите предмет

линейка

сено

день

Сухое, свежее, душистое...

листья

стол

небо

утро

По данным признакам определите предмет   линейка  сено  день  Желтые, сухие... листья  стол  небо утро

По данным признакам определите предмет

линейка

сено

день

Желтые, сухие...

листья

стол

небо

утро

По данным признакам определите предмет   линейка  сено  день   Дождливый, пасмурный... листья стол  небо утро

По данным признакам определите предмет

линейка

сено

день

Дождливый, пасмурный...

листья

стол

небо

утро

По данным признакам определите предмет   линейка  сено  день  Неприветливое, холодное... листья стол  небо утро

По данным признакам определите предмет

линейка

сено

день

Неприветливое, холодное...

листья

стол

небо

утро

По данным признакам определите предмет   линейка  сено  день  Серое, хмурое... листья стол  небо  утро

По данным признакам определите предмет

линейка

сено

день

Серое, хмурое...

листья

стол

небо

утро

Подумай ещё! Вернуться к вопросу

Подумай ещё!

Вернуться к вопросу

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Вернуться к содержанию Следующий тест

Вернуться к содержанию

Следующий тест

Допишите окончания.  Определите, какими членами предложения являются эти слова. 1. Хорош работа и старика молодит. 2. Летн день год кормит. 3. Красн лето — зеленый покос. 4. Больш кораблю — больш плавание. 5. Добр портной с запасом шьет. 6. В осени ненастье семь погод на дворе. 7. В зимн холод всякий молод. 8. Осторожн коня и зверь в поле не берет. 9. Худ слово доведет до зл 10. От одн берега отстал, к друг не пристал.

Допишите окончания. Определите, какими членами предложения являются эти слова.

1. Хорош работа и старика молодит.

2. Летн день год кормит.

3. Красн лето — зеленый покос.

4. Больш кораблю — больш плавание.

5. Добр портной с запасом шьет.

6. В осени ненастье семь погод на дворе.

7. В зимн холод всякий молод.

8. Осторожн коня и зверь в поле не берет.

9. Худ слово доведет до зл

10. От одн берега отстал, к друг не пристал.

Замените фразеологизмы наречиями. 1. Мальчик бежал во все лопатки . 2. Он сказал не в бровь, а в глаз . 3. Девочка выучила задание назубок . 4. Она пришла ни свет ни заря . 5. Работу он знал как свои пять пальцев . 6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо . 7. До спорткомплекса рукой подать . 8. Она работает не покладая рук .  Для справок: плохо, близко, хорошо, быстро, рано, точно, добросовестно.

Замените фразеологизмы наречиями.

1. Мальчик бежал во все лопатки .

2. Он сказал не в бровь, а в глаз .

3. Девочка выучила задание назубок .

4. Она пришла ни свет ни заря .

5. Работу он знал как свои пять пальцев .

6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо .

7. До спорткомплекса рукой подать .

8. Она работает не покладая рук .

Для справок: плохо, близко, хорошо, быстро, рано,

точно, добросовестно.

Прочитайте предложения,  определите роль выделенных слов. Небо молнией летучей опоясалось кругом.  (Ф.Тютчев) Обстоятельство  Дополнение

Прочитайте предложения, определите роль выделенных слов.

Небо молнией летучей опоясалось кругом. (Ф.Тютчев)

Обстоятельство

Дополнение

Прочитайте предложения,  определите роль выделенных слов. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.  (А.Пушкин.) Обстоятельство  Дополнение

Прочитайте предложения, определите роль выделенных слов.

И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. (А.Пушкин.)

Обстоятельство

Дополнение

Прочитайте предложения,  определите роль выделенных слов. Он не доволен кругом своих знакомых. Обстоятельство  Дополнение

Прочитайте предложения, определите роль выделенных слов.

Он не доволен кругом своих знакомых.

Обстоятельство

Дополнение

Прочитайте предложения,  определите роль выделенных слов. Часть плоскости, ограниченная окружностью, называется  кругом. Обстоятельство  Дополнение

Прочитайте предложения, определите роль выделенных слов.

Часть плоскости, ограниченная окружностью, называется кругом.

Обстоятельство

Дополнение

Вернуться к содержанию Следующий тест

Вернуться к содержанию

Следующий тест

Подумай ещё! Вернуться к вопросу

Подумай ещё!

Вернуться к вопросу

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Следующий вопрос

Вернуться к содержанию Закончить опрос

Вернуться к содержанию

Закончить опрос


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!