Урок русского языка в 5 классе Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Школа №127 г.Уфы
Селюкова Екатерина Игоревна
Тема урока
- Главные и второстепенные члены предложения
Цель урока
- формировать понятие о главных и второстепенных членах предложения;
- развивать умение выделять главные и второстепенные члены предложения;
- воспитывать внимательное обращение к слову, учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.
Прочтите слова, расставляя правильно ударения
АлфавИт, свЁкла, пОнял, облегчИть , киломЕтр,
понялА, досУг, звонИт, портфЕль, предмЕт , столЯр, тОрты, цемЕнт , щавЕль
Ошибка в ударении Граничит с преступлением, Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым Нельзя одним ударом Не то, что нужно, ставить под удар
Запомни! Вставьте вместо точек слова, расставляя ударения. А поможет вам в этом рифма. Самолетом правит летчик. Трактор водит тракторист. Электричку – машинист. Стены выкрасил ... . Доску выстругал ... . В доме свет провел ... . В шахте трудится ... . В жаркой кузнице ... . Кто все знает – ... !
ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог.
• Расскажите, что вы знаете о главных и второстепенных членах предложения.
• Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Приведите примеры.
1. Все слова в предложении, которые отвечают на вопросы, называются членами предложения . Служебные части речи (предлоги, союзы и частицы) не отвечают на вопросы, поэтому не являются членами предложения.
2. Все члены предложения делятся на главные и второстепенные .
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое . Без них не может быть построено предложение. Они составляют его грамматическую основу .
Остальные члены предложения называются второстепенными .
Главные члены предложения
1.Подлежащее — главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа кто? ч т о? и выражается чаще всего именем существительным и местоимением в именительном падеже. I
2. Сказуемое — главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
Сказуемые могут отвечать на вопросы что делает предмет? ( Солнце взошло .); каков предмет? (Денек сегодня хорош .); что такое предмет? кто такой предмет? (Солнце — это яркая звезда . Рысь — это хищный зверь .)
Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным и существительным.
Спишите, подчеркните грамматическую основу предложений.
- Мне снилась осень в полусвете стёкол.
- Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября. (Б. Пастернак)
- Второстепенные члены предложения – это определения, дополнения и обстоятельства.
1.Определение обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? И выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. Определение зависит от члена предложения, который выражен существительным. При синтаксическом разборе определение подчёркивается волнистой линией.
какие?
Береза роняет лимонные листья. (К. Паустовский)
2. Дополнение обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимением.
Дополнение чаще всего зависит от глагола-сказуемого. При разборе предложения дополнение подчёркивается пунктирной линией.
Люблю я пышное природы увяданье. (А. Пушкин)
- 3.Обстоятельство обозначает признак действия. Основные вопросы к обстоятельствам:
где? когда? куда? откуда?
почему? зачем? и как?
Обстоятельства обычно выражаются наречиями и именами существительными с предлогами и относятся к глаголам-сказуемым; подчёркивается обстоятельство пунктиром с точками
(штрих-пунктиром):
За бугром догорала вечерняя заря. (А. Чехов)
Физкультминутка
- Спишите, выделяя грамматическую основу предложений, подчеркивая второстепенные члены предложений и вставляя пропущенные буквы .
- Белой ноч_ю мес_ц красный выплывает в с_неве. (А. Белый) 2) В минуты музыки печальной я предст_вляю желтый плёс. (Н. Рубцов) 3) Обогнула зеленый холм голубая по_кова озера. (В. Белов) 4) Ябл_ками мочёными пахн_т тающий март. (Ф. Сухов) 5) Вдоль деревни, от избы до избы, зашагали т_ропливые столбы. (М. Исаковский)
2. Проведите морфемный разбор выделенных слов .
3. Объясните лексическое значение слова плёс. Проверьте себя по толковому словарику.
Итоги урока
- Чем урок полезен?
- Что нового вы открыли для себя?
- Чему научились?
Домашнее задание
Рефлексия
- Я доволен уроком, потому что
Спасибо за урок.
Удачи вам, ребята!