СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Изложение и его виды" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Изложение и его виды" (5 класс)»

 Шестое октября  Классная работа Изложение и его виды Автор презентации:  Попов Дмитрий Сергеевич

Шестое октября Классная работа

Изложение и его виды

Автор презентации: Попов Дмитрий Сергеевич

Что такое изложение? Изложение   — это письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста.

Что такое изложение?

Изложение   — это письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста.

ЗАЧЕМ ПИШУТ ИЗЛОЖЕНИЯ? Изложение — это способ развития нашей с вами речи. Изложение учит:  1) воспринимать информацию на слух; 2) выделять главное и отсекать второстепенную информацию; 3) правильно и логично излагать мысли, иначе — речевой культуре; 4) постоянно прорабатывать словарный запас — активный и пассивный; 5) активизировать мыслительную деятельность, развивать логику и память; 6) подбирать необходимые обобщающие слова, заменять сложные предложения простыми, заменять прямую речь косвенной.

ЗАЧЕМ ПИШУТ ИЗЛОЖЕНИЯ?

Изложение — это способ развития нашей с вами речи.

Изложение учит: 1) воспринимать информацию на слух;

2) выделять главное и отсекать второстепенную информацию;

3) правильно и логично излагать мысли, иначе — речевой культуре;

4) постоянно прорабатывать словарный запас — активный и пассивный;

5) активизировать мыслительную деятельность, развивать логику и память;

6) подбирать необходимые обобщающие слова, заменять сложные предложения простыми, заменять прямую речь косвенной.

Различают четыре вида изложения: подробное, сжатое, выборочное и осложнённое.

Различают четыре вида изложения: подробное, сжатое, выборочное и осложнённое.

Подробное изложение Подробное изложение   — это последовательный пересказ, близкий к исходному тексту, с сохранением языковых особенностей текста.

Подробное изложение

Подробное изложение   — это последовательный пересказ, близкий к исходному тексту, с сохранением языковых особенностей текста.

Сжатое изложение Сжатое изложение   — краткий пересказ основной мысли с сохранением всех микротем, без подробностей.

Сжатое изложение

Сжатое изложение   — краткий пересказ основной мысли с сохранением всех микротем, без подробностей.

Примечание:  На экзамене ОГЭ в 9 классе по русскому языку учащиеся пишут сжатое изложение.

Примечание: На экзамене ОГЭ в 9 классе по русскому языку учащиеся пишут сжатое изложение.

Выборочное изложение Выборочное изложение   — это пересказ фрагмента текста, связанный с конкретной темой. Например, только описание какого-то героя или природы.

Выборочное изложение

Выборочное изложение   — это пересказ фрагмента текста, связанный с конкретной темой. Например, только описание какого-то героя или природы.

Осложнёное изложение Осложнённое изложение   — это пересказ с дополнительным заданием. Такое изложение предполагает внесение изменений в текст: замену лица рассказчика, дополнение текста своим мнением, перестановка частей текста .

Осложнёное изложение

Осложнённое изложение   это пересказ с дополнительным заданием. Такое изложение предполагает внесение изменений в текст: замену лица рассказчика, дополнение текста своим мнением, перестановка частей текста .

Как хорошо написать изложение 1. Внимательно прочитать или прослушать текст. Уточнить значение незнакомых слов. 2. Если к тексту есть вопросы, ответить на них. 3. Определить тему текста и его основную мысль. 4. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится предложенный текст. 5. Выделить смысловые части текста. Чаще всего они обозначаются отдельными абзацами. 6. Отметить стилистические особенности текста, включить их в свой пересказ. 7. Прочитать или прослушать текст ещё раз, обозначить, как текст поделён на смысловые части. 8. Записать на черновике максимально приближенный к исходному пересказ текста. 9. Проверить получившийся текст, при необходимости исправить ошибки, переписать текст на чистовик.

Как хорошо написать изложение

1. Внимательно прочитать или прослушать текст. Уточнить значение незнакомых слов.

2. Если к тексту есть вопросы, ответить на них.

3. Определить тему текста и его основную мысль.

4. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится предложенный текст.

5. Выделить смысловые части текста. Чаще всего они обозначаются отдельными абзацами.

6. Отметить стилистические особенности текста, включить их в свой пересказ.

7. Прочитать или прослушать текст ещё раз, обозначить, как текст поделён на смысловые части.

8. Записать на черновике максимально приближенный к исходному пересказ текста.

9. Проверить получившийся текст, при необходимости исправить ошибки, переписать текст на чистовик.

В изложении постарайтесь исключить:

В изложении постарайтесь исключить:

Прочитайте текст, озаглавьте его. По данному тексту напишите сжатое изложение  (60 – 70 слов) . В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево­жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на­чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря. Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не­го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы. Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни­ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя. Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.

Прочитайте текст, озаглавьте его. По данному тексту напишите сжатое изложение (60 – 70 слов) .

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево­жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на­чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря.

Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не­го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы.

Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни­ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя.

Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя