СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омоформы, омографы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку "Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омоформы, омографы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омоформы, омографы"»

Урок русского языка в 10 классе на тему:

Урок русского языка

в 10 классе на тему:

Определите и запишите вид изобразительно-выразительного средства языка: Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов. Кабинет в отпуске. Готов задушить в объятиях. Страна Восходящего Солнца. Печальная грусть. Мальчик с пальчик.

Определите и запишите вид

изобразительно-выразительного средства языка:

  • Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов.
  • Кабинет в отпуске.
  • Готов задушить в объятиях.
  • Страна Восходящего Солнца.
  • Печальная грусть.
  • Мальчик с пальчик.
Определите и запишите вид изобразительно-выразительного средства языка: 7) Лес точно терем расписной. 8) Покупатель выбирает качественные продукты. 9) Прозрачный лес. 10) Политический пасьянс.

Определите и запишите вид

изобразительно-выразительного средства языка:

7) Лес точно терем расписной.

8) Покупатель выбирает качественные продукты.

9) Прозрачный лес.

10) Политический пасьянс.

Ответы: Оценка  Олицетворение.  Метонимия.  Гипербола.  Перифраз.  Оксюморон.  Литота.  Сравнение.  Синекдоха.  Эпитет.  Метафора. 1 ошибка – «5»  2-3 ошибки – «4»  4-5 ошибок – «3»  6-10 ошибок – «2»

Ответы:

Оценка

  • Олицетворение.
  • Метонимия.
  • Гипербола.
  • Перифраз.
  • Оксюморон.
  • Литота.
  • Сравнение.
  • Синекдоха.
  • Эпитет.
  • Метафора.

1 ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

6-10 ошибок – «2»

КЛЮЧ

КЛЮЧ

Тема урока:  «Виды омонимов и употребление их в речи».

Тема урока:

«Виды омонимов

и употребление их в речи».

Омонимы – слова, одинаковые по строению, звучанию, но абсолютно разные по значению. Homos ( омос ), греч. – “одинаковый”.

Омонимы – слова, одинаковые по строению,

звучанию, но абсолютно разные по значению.

Homos ( омос ), греч. – “одинаковый”.

В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковыми номерами.  Бор 1 – Сосновый лес.    Бор 2 – Стальное сверло в бормашине.

В толковых словарях омонимы

разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковыми номерами.

Бор 1 – Сосновый лес.

Бор 2 – Стальное сверло в бормашине.

ЗАДАНИЕ: Найдите в этом отрывке слова, совпадающие в написании или произношении. Птичий клин  Когда на мартовских полях  Лежала толща белая,  Сидел я с книгой, на полях  Свои заметки делая,  И в миг, когда моё перо  Касалось граф тетрадочных,  Вдруг журавлиное перо  С небес упало радужных. С.Кирсанов

ЗАДАНИЕ: Найдите в этом отрывке слова, совпадающие в написании или произношении.

Птичий клин Когда на мартовских полях Лежала толща белая, Сидел я с книгой, на полях Свои заметки делая, И в миг, когда моё перо Касалось граф тетрадочных, Вдруг журавлиное перо С небес упало радужных.

С.Кирсанов

ПОЛЕ 1. Безлесная равнина, пространство. 2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли. 3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь. 4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец. ) 5. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил (спец. ) 6. Основной цвет, фон под узором. 7. (обычно во мн. ч. ) Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи. 8. (обычно во мн. ч. ) Край шляпы, отходящий в сторону.

ПОЛЕ

1. Безлесная равнина, пространство.

2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли.

3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь.

4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец. )

5. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил (спец. )

6. Основной цвет, фон под узором.

7. (обычно во мн. ч. ) Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи.

8. (обычно во мн. ч. ) Край шляпы, отходящий в сторону.

ПЕРО  Перо 1 - Роговое образование кожи у птицы – полый стерженек с пушистыми отростками по бокам.  Перо 2 - Маленькая выгнутая стальная пластина с расщепленным концом для писания чернилами, тушью. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные как одно слово с перечислением значений.

ПЕРО

Перо 1 - Роговое образование кожи у птицы – полый стерженек с пушистыми отростками по бокам.

Перо 2 - Маленькая выгнутая стальная пластина с расщепленным концом для писания чернилами, тушью.

В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные как одно слово с перечислением значений.

(крепкий) брак – брак (в работе)   Мука – мука   Пруд – прут   Печь (существительное) – печь (глагол)  

(крепкий) брак – брак (в работе)

 

Мука – мука

 

Пруд – прут

 

Печь (существительное) –

печь (глагол)

 

(крепкий) брак – брак (в работе) Это полные (функциональные) омонимы.     Мука – мука Это омографы (или графические омонимы).  Омос (греч. Homos ) – «одинаковый», Графо (греч. Graphō ) – «пишу».   

(крепкий) брак – брак (в работе)

Это полные (функциональные) омонимы.  

Мука – мука

Это омографы (или графические омонимы).

Омос (греч. Homos ) – «одинаковый»,

Графо (греч. Graphō ) – «пишу».

 

Пруд – прут Это омофоны (или фонетические омонимы).   Омос (греч. Homos ) – «одинаковый»,  Фон (др.-греч. Φωνή) – «звук».  Печь (существительное) – печь (глагол) омоформы (или грамматические омонимы.)   

Пруд – прут

Это омофоны (или фонетические омонимы).

 

Омос (греч. Homos ) – «одинаковый»,

Фон (др.-греч. Φωνή) – «звук».

Печь (существительное) –

печь (глагол)

омоформы (или грамматические омонимы.)

 

Виды омонимов: Омографы – слова, которые пишутся одинаково , но различаются ударением. (Молодец - молодец, плачу – плачу)  Омофоны – слова, которые одинаково звучат, но пишутся по-разному. (Луг-лук, порок – парок, плот – плод)  Омоформы – слова, совпадающие по звучанию и написанию в к-либо грамм.форме . Пила (сущ.) – пила (гл.), печь (сущ.) – печь (гл.)

Виды омонимов:

Омографы – слова, которые пишутся одинаково , но

различаются ударением.

(Молодец - молодец, плачу – плачу)

Омофоны – слова, которые одинаково звучат, но

пишутся по-разному.

(Луг-лук, порок – парок, плот – плод)

Омоформы слова, совпадающие по звучанию и

написанию в к-либо грамм.форме .

Пила (сущ.) – пила (гл.), печь (сущ.) – печь (гл.)

Слова-омонимы (которые различаются) (лексич. значением) (значением и ударением)  Почитать книгу – почитать (значением и написанием)  Много белок – яичный белок родителей  Я рос в деревне – букет роз (лексич. и грамматич.     ОМОГРАФЫ значением) ЛЕКСИЧ. Лечу (лечить)-  ОМОФОНЫ  Лечу (лететь) ОМОНИМЫ  ОМОФОРМЫ

Слова-омонимы (которые различаются)

(лексич.

значением)

(значением и ударением)

Почитать книгу – почитать

(значением и написанием)

Много белок – яичный белок

родителей

Я рос в деревне – букет роз

(лексич. и грамматич.

ОМОГРАФЫ

значением)

ЛЕКСИЧ.

Лечу (лечить)-

ОМОФОНЫ

Лечу (лететь)

ОМОНИМЫ

ОМОФОРМЫ

ЗАДАНИЕ: Соотнесите следующие пары слов  с видами омонимии. Вести – везти,  перевожу(переводить)–перевожу (перевозить), дорога – дорога, костный – косный, лиса – леса, нет стекла – жидкость стекла, горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент), стою – стою.

ЗАДАНИЕ: Соотнесите следующие пары слов

с видами омонимии.

Вести – везти,

перевожу(переводить)–перевожу (перевозить),

дорога – дорога,

костный – косный,

лиса – леса,

нет стекла – жидкость стекла,

горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент),

стою – стою.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Теория наизусть. 2. §4, Упр.14 (Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. «Русский язык.10-11 классы»,2010.) 3. Найти в словаре 3 омонима и 3 многозначного слова и выписать их в тетрадь.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Теория наизусть.

2. §4, Упр.14

(Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. «Русский язык.10-11 классы»,2010.)

3. Найти в словаре 3 омонима и 3 многозначного слова и выписать их в тетрадь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!