Урок русского языка
в 10 классе на тему:
Определите и запишите вид
изобразительно-выразительного средства языка:
- Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов.
- Кабинет в отпуске.
- Готов задушить в объятиях.
- Страна Восходящего Солнца.
- Печальная грусть.
- Мальчик с пальчик.
Определите и запишите вид
изобразительно-выразительного средства языка:
7) Лес точно терем расписной.
8) Покупатель выбирает качественные продукты.
9) Прозрачный лес.
10) Политический пасьянс.
Ответы:
Оценка
- Олицетворение.
- Метонимия.
- Гипербола.
- Перифраз.
- Оксюморон.
- Литота.
- Сравнение.
- Синекдоха.
- Эпитет.
- Метафора.
1 ошибка – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибок – «3»
6-10 ошибок – «2»
КЛЮЧ
Тема урока:
«Виды омонимов
и употребление их в речи».
Омонимы – слова, одинаковые по строению,
звучанию, но абсолютно разные по значению.
Homos ( омос ), греч. – “одинаковый”.
В толковых словарях омонимы
разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковыми номерами.
Бор 1 – Сосновый лес.
Бор 2 – Стальное сверло в бормашине.
ЗАДАНИЕ: Найдите в этом отрывке слова, совпадающие в написании или произношении.
Птичий клин Когда на мартовских полях Лежала толща белая, Сидел я с книгой, на полях Свои заметки делая, И в миг, когда моё перо Касалось граф тетрадочных, Вдруг журавлиное перо С небес упало радужных.
С.Кирсанов
ПОЛЕ
1. Безлесная равнина, пространство.
2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли.
3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь.
4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец. )
5. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил (спец. )
6. Основной цвет, фон под узором.
7. (обычно во мн. ч. ) Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи.
8. (обычно во мн. ч. ) Край шляпы, отходящий в сторону.
ПЕРО
Перо 1 - Роговое образование кожи у птицы – полый стерженек с пушистыми отростками по бокам.
Перо 2 - Маленькая выгнутая стальная пластина с расщепленным концом для писания чернилами, тушью.
В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные как одно слово с перечислением значений.
(крепкий) брак – брак (в работе)
Мука – мука
Пруд – прут
Печь (существительное) –
печь (глагол)
(крепкий) брак – брак (в работе)
Это полные (функциональные) омонимы.
Мука – мука
Это омографы (или графические омонимы).
Омос (греч. Homos ) – «одинаковый»,
Графо (греч. Graphō ) – «пишу».
Пруд – прут
Это омофоны (или фонетические омонимы).
Омос (греч. Homos ) – «одинаковый»,
Фон (др.-греч. Φωνή) – «звук».
Печь (существительное) –
печь (глагол)
омоформы (или грамматические омонимы.)
Виды омонимов:
Омографы – слова, которые пишутся одинаково , но
различаются ударением.
(Молодец - молодец, плачу – плачу)
Омофоны – слова, которые одинаково звучат, но
пишутся по-разному.
(Луг-лук, порок – парок, плот – плод)
Омоформы – слова, совпадающие по звучанию и
написанию в к-либо грамм.форме .
Пила (сущ.) – пила (гл.), печь (сущ.) – печь (гл.)
Слова-омонимы (которые различаются)
(лексич.
значением)
(значением и ударением)
Почитать книгу – почитать
(значением и написанием)
Много белок – яичный белок
родителей
Я рос в деревне – букет роз
(лексич. и грамматич.
ОМОГРАФЫ
значением)
ЛЕКСИЧ.
Лечу (лечить)-
ОМОФОНЫ
Лечу (лететь)
ОМОНИМЫ
ОМОФОРМЫ
ЗАДАНИЕ: Соотнесите следующие пары слов
с видами омонимии.
Вести – везти,
перевожу(переводить)–перевожу (перевозить),
дорога – дорога,
костный – косный,
лиса – леса,
нет стекла – жидкость стекла,
горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент),
стою – стою.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Теория наизусть.
2. §4, Упр.14
(Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. «Русский язык.10-11 классы»,2010.)
3. Найти в словаре 3 омонима и 3 многозначного слова и выписать их в тетрадь.