Местоимение (личное) как часть речи, его значение.
Павлова Е.Ю.
МБОУ «Сусанинская СОШ»
п. Сусанино
Найдите словарное слово.
РКСОЮЗУЦАВХПЛАТОКЖДШГНУТАЛЧ
Объясните лексическое значение этого слова.
Запишите слово, разделите его на слоги и для переноса, обозначьте ударение.
ПЛАТОК
Прочитайте стихотворение, определите в каком значении употреблено слово «платок».
Дождь стучит весь день по крыше,
Стали лужи вырастать.
Носовой платочек вышел,
Чтобы слякоть собирать.
Простудиться в день ненастный
Могут быстро малыши.
Всё платку предельно ясно —
Он на помощь всем спешит.
Устно п одберите к данным словам синонимы.
Ребенок, утес, деревня, горе, молчание, болото.
Проверьте себя:
Малыш, скала, село, беда, тишина, трясина.
Выпишите слова, которые указывают на пред-мет, но не называют его.
Ромашка, она, мы, друзья, я, солнце, учебник, труд, оно.
Как называются эти слова?
На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить.
Есть ли у вас воображение?
Представьте себе синий кубик.
Наверняка, вы представили его таким:
А теперь представьте изображение, которое подойдёт под описание: он синий…
Что вы представили?
Это? Или …
Сколько может быть вариантов?
Очень много.
Выходит, что слово « он » может указывать на огромное количество предметов.
Давайте узнаем, какие слова могут указывать на большое количество предметов.
А поможет нам в этом сказка.
Жило-было имя существительное .
День и ночь работало имя существительное без сна и без отдыха.
С каждым днём становилось имя существительное всё грустнее и грустнее.
Заметили это другие части речи – имя прилагатель-ное и глагол – и спросили, почему имя существитель-ное так грустит.
- Ах, - ответило имя существитель-ное, - я так устало. Мне всё время приходится работать!
Решили части речи помочь имени существительному.
- Я поработаю за тебя, - сказало имя прилагатель-ное.
И стало имя прилагательное заменять имя существитель-ное в предложениях.
Что тут началось…
Известная детская песенка «В лесу родилась ёлочка» стала называть-ся так:
«В хвойном, лиственном, зелёном родилась колючая, новогодняя, хвойная».
И остальные предложения стали не лучше. Не предложения, а загадки.
- Нет, не получается, - расстроилось имя прилагательное. – Я могу замеча-тельно описывать предметы, но мне нужен предмет для описания. Без имени существительного я этого не могу.
- Давайте, я попробую, - предложил глагол.
Всё вокруг закрутилось, завертелось, запрыгало, забегало. А что прыгает, бегает и вертится – не понятно.
- Увы, - сказал глагол, - я обозначаю действие предмета, я без имени су-ществительного тоже не могу. Мне нужен предмет, который будет совер-шать действие.
И решили тогда части речи обратиться за помощью к королеве Речи.
- Я знаю, как вам помочь, - сказала королева Речь. – Совсем освободить от работы имя существительное я не могу. Я создам такую часть речи, которая будет иногда вставать вместо имени сущест- вительного.
Так появилась новая часть речи – Местоимение .
Местоимение стало помогать имени существительному и оно стола меньше уставать.
Местоимение, которое помогает имени существительному – это личное местоимение.
Ещё появились местоимения, которые стали помогать другим частям речи. Но это уже совсем другая история.
Что же такое местоимение?
Само название «местоимение» подсказывает, что встает оно вместо имени.
Личное местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Личные местоимения – это слова: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они .
Почему они называются «личные», вы узнаете в третьем классе.
Сравните столбики местоимений. Чем отличаются местоимения каждой группы?
я мы
ты вы
он они
она
оно
Местоимения первого столбика указывают на один предмет, значит они стоят в единственном числе.
Местоимения второго столбика указывают на два и более предметов, значит они стоят во множест-венном числе.
Зачем же нужны местоимения в речи?
Рассмотрим предложения.
По небу плыли облака. Облака были лёгкие и пушистые.
Мы видим, что в этих предложениях повторяется слово «облака».
Как же избежать повтора?
Нужно во втором предложении заменить слово «облака» местоимением. Догадайтесь каким?
Это местоимение «они».
По небу плыли облака. Они были лёгкие и пушистые.
Итак, местоимения помогают избежать повторов в тексте.
Запомните!
Личное местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.
Местоимения могут быть единственного или множественного числа.
Когда и как нужно употреблять личные местоимения в речи?
Если хочешь ты, возможно,
Рассказать всем про себя ,
То, конечно же, несложно,
Говорить при этом « Я »!
Если случай был отличный
И с тобою, и с людьми,
То, вполне себе логично,
Говорить об этом « МЫ »!
А вот другу непременно
С взглядом, полным доброты,
Без боязни, откровенно
Говори смелее « ТЫ »!
Если же друзей побольше,
Если нужно всем сказать,
То, конечно, непременно
Нужно « ВЫ » употреблять.
Если солнышко взошло,
Про солнце говорим « ОНО ».
Если вкусный был бульон,
Про бульон мы скажем « ОН ».
Если же жужжит пчела,
Скажем мы: «Жужжит ОНА ».
Если скользкие коньки,
Скажем про коньки « ОНИ ».
И теперь мы, без сомнения,
Знаем про местоимения.
Устно подберите местоимения, которые подойдут к картинкам.
Найдите лишнее слово в каждой строчке. Объясните, почему вы так решили.
Она: мама, бабушка, папа, сестра.
Он: стол, диван, кровать, шкаф.
Оно: мороженое, пирожное, желе, торт.
Они: брюки, очки, пальто, носки.