Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему "Буквы О и А в корнях -ГОР-ГАР-»
«Буквы О-А в корнях -гор--гар»
Урок - сказка
Цели урока:
- Обучающие:
- Познакомиться с правилом написания гласных о и а в корне –гор-гар.
- Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями.
- Уметь конструировать предложения по аналогии.
-
- Развивающие:
- Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление.
- Развивать исследовательские навыки.
- Учиться анализировать, высказывать свои предположения.
-
- Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к богатству русского языка.
Этапы урока:
- Организационный этап.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Изучение нового материала.
- Первичная проверка усвоения знаний.
- Первичное закрепление знаний.
- Контроль и самопроверка.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Организационный этап.
- Проблемный вопрос: « Когда в корнях –гор—гар- пишется О, а когда-А?».
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Вставьте пропущенные буквы: О или А?
- Распол..житься на опушке, прил…гать усилия, к…саться мяча рукой, нежное прик…сновение, комнатное р…стение, молодой р…сток, выр…щивать рассаду.
- Составьте с корнями –лаг-лож-, -кос-кас-, -раст-(-ращ-),-рост- словосочетания.
- Запишите полеченные словосочетания, объясняя условия выбора гласной.
Этап изучения нового материала.
Лингвистическая сказка.
-За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их : уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.
Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.Но не выдержала царица, бросила клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг-братьев Гор и Гар, того награжу по –царски».
Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.
Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда.
С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку.
Этап первичной проверки знаний.
Запись предложений и объяснение условий выбора орфограммы .
- 1. Лица лыжников были покрыты весенним загаром .
- 2. Облако спряталось, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл (Ч.)
- 3. Сегодня все звезды так пышно огнем голубым разгорались. (А. Фет.)
- 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Пословица)
Этап закрепления знаний.
Запись слов, объяснение выбора изучаемой орфограммы. Объяснение «по цепочке».
Заг..р, сг..рели, подг..ревшим, дог..рает, наг..р, разг..рается, уг..р, перег..рают, заг..релый.
Придумайте с одним из слов словосочетание «прилагательное+существительное « и запишите в тетрадь.
Например: загорелый мальчик.
Этап самопроверки.
Буквенный диктант.
Предлагается 10 словосочетаний. Списывать их не нужно.
Инструктаж. Пример выполнения работы: 1) а, 2) о и т.д.
- заг…рать на солнце
- г…релые спички
- к…снуться рукой
- к…сание мяча
- разг…релся спор
- ог…рок свечи
- разг…релся костер
- паровозная изг…рь
- к...сается дна
- сг…ревшая листва
Ключ
- 1) о
- 2) о
- 3) о
- 4) а
- 5) о
- 6) а
- 7) о
- 8) а
- 9) а
10) о
Подведение итогов урока.
- Оценивание работы всех учащихся и отдельных учащихся.
- Сегодня мы познакомились с правилом «Буквы о и в корнях -гор- – -гар-».
- - Отчего зависит выбор гласной в корнях -гор- – -гар-?
- - Скажите, зачем нам нужно знать о правописании букв о и а в этих корнях?
- - Где нам пригодятся эти знания?
Этап информации о домашнем задании.
Рефлексия
Спасибо за внимание!!!