Личные местоимения
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей 419 Санкт-Петербурга
Басина Светлана Павловна
Урок русского языка в 6 классе.
Цели урока:
- Узнать всё о правописании….
- Научиться находить... в тексте
- Закрепить эти навыки.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
- (Кое) кто ответил, где(нибудь) побывать, случилось (не)что, чей(то) голос, н..(с)..кем н.. делится, (не)которая неопределённость, н..кого не спрашивать, (кое) (к) кому приехать, кто(либо) появится, н..(у) кого узнать, (кое) (у) кого спросить.
0 ошибок – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3».
Синтаксическая 5-минутка.
- Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания.
- Найдите местоимения, определите разряд, падеж.
Я рос как дикое деревце в поле (не, ни) кто (не) окружал меня особенной заботливостью.
Разряды местоимений:
Разряды
Местоимения
Личные
я, ты, он (она, оно), мы, вы, они
Возвратные
себя
Вопросительные
кто? какой? что? чей? сколько? каков?
Относительные
кто, что, какой, который, чей, сколько, каков
Неопределенные
некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь
Отрицательные
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего
Притяжательные
мой, твой, свой, наш, ваш
Указательные
тот, этот , такой, таков, столько
Определительные
весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой
Личные местоимения
- указывают на лицо или на предмет, о котором идёт речь, а также замещают существительное в речи во избежание повторов.
- личные местоимения бывают единственного (я,ты) и множественного числа (мы,вы).
- личные местоимения 3-го лица изменяется по родам и числам (он,она,оно,они). Также изменяются по падежам.
- в предложении они чаще всего бывают подлежащим или дополнением.
И.п.
я
Р.п.
я
Д.п.
мы
В.п.
вы
мы
меня
Т.п.
мне
нас
ты
вы
нам
вас
меня
ты
он
П.п.
нас
тебя
мной
вам
оно
он
вас
тебе
нами
его(него)
она
обо мне
он
тебя
вами
о нас
Его(него)
она
ему(нему)
они
тобой
Её
Ему(нему)
они
о них
его(него)
им(ним)
о тебе
(неё)
Его(него)
Ей
Их
(них)
Им
Им(ним)
Её
(ней)
о нём
(ним)
Ей(ней)
Их
(неё)
о нём
Ими
Ею(нею)
(них)
о ней
(ними)
о них
Лингвистические заметки
- В древнерусском языке, как и в некоторых индоевропейских языках в древности, личными были только местоимения 1-го и 2-го лица. Для указания на 3-е лицо использовались указательные местоимения. До сих пор наши современные местоимения 3-го лица демонстрируют, что когда-то были указательными: они могут замещать и лицо, и предмет. Например: я вижу его (человека, стол)
Вопрос на внимательность
- Какие личные местоимения имеют род?
Личные местоимения
Местоимения
я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
отвечают на вопросы
кто? что?
общее грамматическое значение
указывают на лица, которые участвуют в речи
морфологические признаки
синтаксическая роль
- бывают ед. и мн. числа
- изменяются по падежам:
И.п я ты
особенности употребления
подлежащее, дополнение. Я пою.
Р.п меня тебя
1. В косвенных падежах к местоимениям 3-го лица после предлога прибавляется Н:
пришел к н ему.
Д.п мне тебе
В.п меня тебя
2. Для выражения вежливости вместо местоимения ТЫ используется местоимение ВЫ.
Т.п мной (-ою) тобой (-ю)
П.п (обо) мне (о) тебе
3. в 3 л. ед.ч имеет род: он (м.р), она (ж.р), оно (ср.р)
Возвратное местоимение
Местоимение
себя
отвечают на вопросы
кого?
общее грамматическое значение
указывает на действующее лицо
морфологические
синтаксическая роль
признаки
1. изменяется по падежам, но не имеет И.п:
И.п -
дополнение
Р.п себя
Д.п себе
В.п себя
Т.п собой (-ою)
П.п (о) себе
2. не имеет рода и числа.
- В личных местоимениях происходит превращение Н после предлога. (Были у него, говорили о ней).
- Частица НЕ с местоимениями, кроме отрицательных и неопределенных, пишется раздельно, перед вопросительными и относительными не употребляется вообще. (Не он, не себя, не каждый, не таков, не мой).
Домашнее задание:
- Повторить контрольные вопросы по теме «Местоимение».
- Составить карточку с заданиями по теме «Местоимение».
- Сдать таблицу «Разряды местоимений» на проверку.
- § , стр.
- Упр.
- И нтерес – Что интересно было на уроке ?
- Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли ?
- О бучение – Чему вы научились?
- Г лавное – Что сегодняшний урок принес мне?
Рефлексия
Что хорошо получилось?
Над чем надо ещё поработать?
За что можете себя похвалить?
Спасибо за внимание!
Использованные источники:
https://videouroki.net/profile/classes
- Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
- УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 6 класс
https://prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html