Урок 102
Способы образования имён существительных
Автор : Долгопятова Лариса Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12
города Белая Калитва, Ростовской области
2017
Чистописание
е
Словарная работа
Сторона света, в направлении которой вращается Земля
п о года
сев е р,
зап а д,
в о сток,
Сторона света, противоположная востоку.
Сторона света, соответствующая
направлению на Северный полюс .
Состояние температуры воздуха,
облачности, осадков, ветра – это …
Сейчас мы погодой называем любую погоду,
добавляя имена прилагательные хорошая, плохая,
дождливая, ненастная. А вот в чешском языке до
сих пор сохранилось слово, обозначающее
плохую погоду, которое по-русски можно
записать как «негода».
Слово погода образовалось от исчезнувшего
слова года , которое называло погоду вооб ще.
Тогда, погода – «хорошая погода», а
негода – «плохая погода»
Запиши в тетрадь обозначения только тех частей слова, которые могут участвовать в образовании новых слов.
Назови известные тебе способы словообразования.
Упражнение 1. Определи способ образования слов каждой группы
1) неудача, невезение, неуважение
не + удача = неудача
(прист.)
(прист.)
не + везение = невезение
не + уважение = неуважение
(прист.)
2) грибок, дымок, лесок, мосток
(суфф.)
гриб + ок = грибок
(суфф.)
дым + ок = дымок
(суфф.)
лес + ок = лесок
мост + ок = мосток
(суфф.)
3) подстаканник, подоконник, подлокотник
под + стакан + ник = подстаканник
(прист.-суфф.)
под + окно + ник = подоконник
(прист.-суфф.)
под + локоть + ник = подлокотник
(прист.-суфф.)
Упражнение 2. Подумай, значения каких слов приведены в упражнении. Запиши эти слова. Определи способ их образования.
Специальная подставка для мыла – мыльница.
мыло + ниц = мыльница
(суфф.)
Детёныш аиста – аистёнок.
(суфф.)
аист + ёнок = аистёнок
Человек, живущий в городе, - горожанин.
город + анин = горожанин
(суфф.)
Маленькая частичка снега – снежинка.
(суфф.)
снег + ин + к = снежинка
Устройство, которое надевают на уши, чтобы
послушать музыку, - наушники.
(прист. - суфф.)
на + ухо + ник = наушники
Упражнение 3. Образуй как можно больше
слов способом сложения. Выдели корни в словах, подчеркни соединительные гласные.
земля + е + мерить = землемер
вода + о + провод = водопровод
нефть + е + провод = нефтепровод
газ + о + провод = газопровод
камень + е + падать = камнепад
звёзды + о + падать = звездопад
листья + о + падать = листопад
вода + о + возить = водовоз
Назови слова, которые соответствуют схеме.
(О)
водопровод
газопровод
Упражнение 4. Лариса записала слова в две группы:
- слова, образованные приставочным способом;
- слова, образованные суффиксальным способом
недруг, неправда, небеса;
соломина, бусина, жемчужина, малина, горошина
Упражнение 5. Прочитай пары слов. Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно?
музей дом, самолёт ковёр, кровать диван
дом-музей,
ковёр-самолёт,
диван-кровать
На чём летал Иван – царевич?
Некоторые имена существительные образуются
сложением целых слов без соединительных гласных. Такие слова пишутся через дефис – маленькую чёрточку.
лётчик + космонавт = лётчик-космонавт
ковёр + самолёт = ковёр-самолёт
Упражнение 6. Запиши слова в два столбика:
- существительные, образованные сложением целых
слов без соединительных гласных;
2) существительные, образованные сложением с
соединительными гласными.
выставка-продажа, кафе-ресторан;
вездеход, самокат, пароход
подснежник, пришкольный – лишние слова
Упражнение 7. Запиши слова в порядке схем.
сосед ,
меню ,
плащ-палатка ,
кошечка
Интернет – ресурсы
Фон с клеткой:
http:// www.lenagold.ru/fon/geom/romb/raz/rombraz13.jpg
Рамка - маска:
http:// s002.radikal.ru/i200/1002/28/179edcb97c15.png
Рамка-маска_02:
http:// img-fotki.yandex.ru/get/6512/16969765.4a/0_68e1b_150409fe_orig.png
Уголок:
http:// img-fotki.yandex.ru/get/6108/110262152.145/0_73f6b_741e032c_S.gif
Шнуровка:
http:// img-fotki.yandex.ru/get/4129/16969765.115/0_70b04_5b6c023d_orig.png
Фото Времена года
https:// www.google.ru/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fus.123rf.com%2
Стороны горизонта
https://www.google.ru/search?q= восток& newwindow =1&espv=2&biw=1366&bih
Все элементы обработаны в программе Adobe Photoshop.
Рамка с уголком сделана в этой программе.
Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
автора шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
На момент создания презентации все ссылки
являются активными !