СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему: "Урок 102. Способы образования имен существительных" (3 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок соответствует требованиям ФГОС НОО, проводится по учебнику Иванова С.В. , Евдокимовой, А. О., Кузнецовой, М. И., Петленко, Л. В., Романовой, В. Ю. «Русский язык 3 класс» УМК «Начальная школа XXI века».

Тип урока :открытие новых знаний.

Тема: «Способы образования имён существительных»

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных.

Личностные результаты: осознавать важность изучения русского языка и становления культурным человеком.

Предметные результаты: представление о способе образования имён существительных путём сложения целых слов без соединительных гласных и способе их правописания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД: перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать).

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему: "Урок 102. Способы образования имен существительных" (3 класс)»

Урок 102 Способы образования имён существительных Автор : Долгопятова Лариса Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 города Белая Калитва, Ростовской области 2017

Урок 102

Способы образования имён существительных

Автор : Долгопятова Лариса Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №12

города Белая Калитва, Ростовской области

2017

Чистописание е

Чистописание

е

Словарная работа  Сторона света, в направлении которой вращается Земля п о года сев е р, зап а д, в о сток, Сторона света, противоположная востоку.  Сторона света, соответствующая направлению на Северный полюс . Состояние температуры воздуха, облачности, осадков, ветра – это …

Словарная работа

Сторона света, в направлении которой вращается Земля

п о года

сев е р,

зап а д,

в о сток,

Сторона света, противоположная востоку.

Сторона света, соответствующая

направлению на Северный полюс .

Состояние температуры воздуха,

облачности, осадков, ветра – это …

Сейчас мы погодой называем любую погоду, добавляя имена прилагательные хорошая, плохая, дождливая, ненастная. А вот в чешском языке до сих пор сохранилось слово, обозначающее плохую погоду, которое по-русски можно записать как «негода». Слово погода образовалось от исчезнувшего  слова года , которое называло погоду вооб ще. Тогда, погода – «хорошая погода», а негода – «плохая погода»

Сейчас мы погодой называем любую погоду,

добавляя имена прилагательные хорошая, плохая,

дождливая, ненастная. А вот в чешском языке до

сих пор сохранилось слово, обозначающее

плохую погоду, которое по-русски можно

записать как «негода».

Слово погода образовалось от исчезнувшего

слова года , которое называло погоду вооб ще.

Тогда, погода – «хорошая погода», а

негода – «плохая погода»

 Запиши в тетрадь обозначения только тех частей слова, которые могут участвовать в образовании новых слов.  Назови известные тебе способы словообразования.

Запиши в тетрадь обозначения только тех частей слова, которые могут участвовать в образовании новых слов.

Назови известные тебе способы словообразования.

Упражнение 1. Определи способ образования слов каждой группы 1) неудача, невезение, неуважение не + удача = неудача (прист.) (прист.) не + везение = невезение не + уважение = неуважение (прист.) 2) грибок, дымок, лесок, мосток (суфф.) гриб + ок = грибок (суфф.) дым + ок = дымок (суфф.) лес + ок = лесок

Упражнение 1. Определи способ образования слов каждой группы

1) неудача, невезение, неуважение

не + удача = неудача

(прист.)

(прист.)

не + везение = невезение

не + уважение = неуважение

(прист.)

2) грибок, дымок, лесок, мосток

(суфф.)

гриб + ок = грибок

(суфф.)

дым + ок = дымок

(суфф.)

лес + ок = лесок

мост + ок = мосток (суфф.) 3) подстаканник, подоконник, подлокотник под + стакан + ник = подстаканник (прист.-суфф.) под + окно + ник = подоконник (прист.-суфф.) под + локоть + ник = подлокотник (прист.-суфф.)

мост + ок = мосток

(суфф.)

3) подстаканник, подоконник, подлокотник

под + стакан + ник = подстаканник

(прист.-суфф.)

под + окно + ник = подоконник

(прист.-суфф.)

под + локоть + ник = подлокотник

(прист.-суфф.)

  Упражнение 2. Подумай, значения каких слов  приведены в упражнении. Запиши эти слова. Определи  способ их образования.   Специальная подставка для мыла – мыльница. мыло + ниц = мыльница (суфф.) Детёныш аиста – аистёнок. (суфф.) аист + ёнок = аистёнок Человек, живущий в городе, - горожанин. город + анин = горожанин (суфф.)

Упражнение 2. Подумай, значения каких слов приведены в упражнении. Запиши эти слова. Определи способ их образования.

Специальная подставка для мыла – мыльница.

мыло + ниц = мыльница

(суфф.)

Детёныш аиста – аистёнок.

(суфф.)

аист + ёнок = аистёнок

Человек, живущий в городе, - горожанин.

город + анин = горожанин

(суфф.)

Маленькая частичка снега – снежинка. (суфф.) снег + ин + к = снежинка Устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку, - наушники. (прист. - суфф.) на + ухо + ник = наушники

Маленькая частичка снега – снежинка.

(суфф.)

снег + ин + к = снежинка

Устройство, которое надевают на уши, чтобы

послушать музыку, - наушники.

(прист. - суфф.)

на + ухо + ник = наушники

Упражнение 3. Образуй как можно больше слов способом сложения. Выдели корни в словах, подчеркни соединительные гласные. земля + е + мерить = землемер вода + о + провод = водопровод нефть + е + провод = нефтепровод газ + о + провод = газопровод камень + е + падать = камнепад звёзды + о + падать = звездопад листья + о + падать = листопад вода + о + возить = водовоз

Упражнение 3. Образуй как можно больше

слов способом сложения. Выдели корни в словах, подчеркни соединительные гласные.

земля + е + мерить = землемер

вода + о + провод = водопровод

нефть + е + провод = нефтепровод

газ + о + провод = газопровод

камень + е + падать = камнепад

звёзды + о + падать = звездопад

листья + о + падать = листопад

вода + о + возить = водовоз

Назови слова, которые соответствуют схеме.  (О) водопровод газопровод

Назови слова, которые соответствуют схеме.

(О)

водопровод

газопровод

Упражнение 4. Лариса записала слова в две группы: слова, образованные приставочным способом; слова, образованные суффиксальным способом недруг, неправда, небеса; соломина, бусина, жемчужина, малина, горошина

Упражнение 4. Лариса записала слова в две группы:

  • слова, образованные приставочным способом;
  • слова, образованные суффиксальным способом

недруг, неправда, небеса;

соломина, бусина, жемчужина, малина, горошина

Упражнение 5. Прочитай пары слов. Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно? музей дом, самолёт ковёр, кровать диван дом-музей, ковёр-самолёт, диван-кровать  На чём летал Иван – царевич?  Некоторые имена существительные образуются  сложением целых слов без соединительных гласных. Такие слова пишутся через дефис – маленькую чёрточку. лётчик + космонавт = лётчик-космонавт ковёр + самолёт = ковёр-самолёт

Упражнение 5. Прочитай пары слов. Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно?

музей дом, самолёт ковёр, кровать диван

дом-музей,

ковёр-самолёт,

диван-кровать

На чём летал Иван – царевич?

Некоторые имена существительные образуются

сложением целых слов без соединительных гласных. Такие слова пишутся через дефис – маленькую чёрточку.

лётчик + космонавт = лётчик-космонавт

ковёр + самолёт = ковёр-самолёт

Упражнение 6. Запиши слова в два столбика: существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных; 2) существительные, образованные сложением с соединительными гласными. выставка-продажа, кафе-ресторан; вездеход, самокат, пароход подснежник, пришкольный – лишние слова

Упражнение 6. Запиши слова в два столбика:

  • существительные, образованные сложением целых

слов без соединительных гласных;

2) существительные, образованные сложением с

соединительными гласными.

выставка-продажа, кафе-ресторан;

вездеход, самокат, пароход

подснежник, пришкольный – лишние слова

Упражнение 7. Запиши слова в порядке схем. сосед , меню , плащ-палатка , кошечка

Упражнение 7. Запиши слова в порядке схем.

сосед ,

меню ,

плащ-палатка ,

кошечка

Интернет – ресурсы Фон с клеткой: http:// www.lenagold.ru/fon/geom/romb/raz/rombraz13.jpg  Рамка - маска: http:// s002.radikal.ru/i200/1002/28/179edcb97c15.png  Рамка-маска_02: http:// img-fotki.yandex.ru/get/6512/16969765.4a/0_68e1b_150409fe_orig.png  Уголок: http:// img-fotki.yandex.ru/get/6108/110262152.145/0_73f6b_741e032c_S.gif Шнуровка: http:// img-fotki.yandex.ru/get/4129/16969765.115/0_70b04_5b6c023d_orig.png  Фото Времена года https:// www.google.ru/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fus.123rf.com%2 Стороны горизонта https://www.google.ru/search?q= восток& newwindow =1&espv=2&biw=1366&bih   Все элементы обработаны в программе Adobe Photoshop. Рамка с уголком сделана в этой программе.

Интернет – ресурсы

Фон с клеткой:

http:// www.lenagold.ru/fon/geom/romb/raz/rombraz13.jpg

Рамка - маска:

http:// s002.radikal.ru/i200/1002/28/179edcb97c15.png

Рамка-маска_02:

http:// img-fotki.yandex.ru/get/6512/16969765.4a/0_68e1b_150409fe_orig.png

Уголок:

http:// img-fotki.yandex.ru/get/6108/110262152.145/0_73f6b_741e032c_S.gif

Шнуровка:

http:// img-fotki.yandex.ru/get/4129/16969765.115/0_70b04_5b6c023d_orig.png

Фото Времена года

https:// www.google.ru/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fus.123rf.com%2

Стороны горизонта

https://www.google.ru/search?q= восток& newwindow =1&espv=2&biw=1366&bih

Все элементы обработаны в программе Adobe Photoshop.

Рамка с уголком сделана в этой программе.

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать автора шаблона:  Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21  г. Иваново   Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/  На момент создания презентации все ссылки являются активными !

Вы можете использовать данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

автора шаблона:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

На момент создания презентации все ссылки

являются активными !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!