СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку по теме "Лексика".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка по теме "Лексика" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку по теме "Лексика".»

Урок – путешествие в 5 классе  по теме:  «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика. Культура речи».      Урок подготовила учитель  русского языка и литературы Некрасова Елена Леонидовна  МКОУ «Военногородская СШ №18» Тульская область, г.Ефремов.

Урок – путешествие в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика. Культура речи». Урок подготовила учитель русского языка и литературы Некрасова Елена Леонидовна МКОУ «Военногородская СШ №18» Тульская область, г.Ефремов.

Цели урока - Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Лексика. Культура речи»; - обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах , средствах выразительности языка; - работа с толковыми словарями разных авторов . - Работать над формированием коммуникативных и творческих умений учащихся; - Развивать творческую активность и познавательный интерес учащихся к предмету.

Цели урока

- Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Лексика. Культура речи»;

- обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах , средствах выразительности языка;

- работа с толковыми словарями разных авторов .

- Работать над формированием коммуникативных и творческих умений учащихся;

- Развивать творческую активность и познавательный интерес учащихся к предмету.

Эмоциональный настрой.

Эмоциональный настрой.

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество  хороших слов и названий.» Много слов на земле…. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести...

Для всего, что существует в природе:

воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей,

цветов и трав,- в русском языке есть великое

множество хороших слов и названий.»

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

 Вопросы. 1.Запас слов одного человека 2. Звук – Э- в русском языке обозначается буквой 3.Умение правильно и красиво говорить называется 4. Основная единица языка 5. На вопрос какого падежа отвечает подлежащее Где находится значение слова   7. Слова ,противоположные по лексическому значению.

Вопросы.

1.Запас слов одного человека

2. Звук – Э- в русском языке обозначается буквой

3.Умение правильно и красиво говорить называется

4. Основная единица языка

5. На вопрос какого падежа отвечает подлежащее

  • Где находится значение слова

7. Слова ,противоположные по лексическому значению.

Маршрут(проект урока). -Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Лексика». -Повторить орфограммы, изученные в разделе.   -Подготовиться к контрольной работе.

Маршрут(проект урока).

-Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Лексика».

-Повторить орфограммы, изученные в разделе.

-Подготовиться к контрольной работе.

.    Разминка для учащихся. Словарный состав языка образуется из… Однозначными называются слова, имеющие…   Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…  Слово с переносным значением в художественном произведении используется как… Омонимы- это слова… Синонимы- это слова… Антонимы - это слова … Паронимы- это слова …  Слово имеет не только грамматическое значение , но и … значение Лексическое значение слова разъясняется в …

.

Разминка для учащихся.

Словарный состав языка образуется из…

Однозначными называются слова, имеющие…

  Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

Слово с переносным значением в художественном произведении используется как…

Омонимы- это слова… Синонимы- это слова…

Антонимы - это слова … Паронимы- это слова …

Слово имеет не только грамматическое значение , но и … значение

Лексическое значение слова разъясняется в …

В словаре 1627г. – 7000 слов. В словаре 1596 года – первом печатном словаре «Лексисе» - всего 1061 слово. В конце 18 века в «Словаре Академии Российской» - 42 257 слов. В словаре В. Даля (1863) – 200 тыс. слов.   Самый большой 17-титомный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает 120000 слов. В нашем современном русском языке их еще больше! Почти миллион!
  • В словаре 1627г. – 7000 слов.
  • В словаре 1596 года – первом печатном словаре «Лексисе» - всего 1061 слово.
  • В конце 18 века в «Словаре Академии Российской» - 42 257 слов.
  • В словаре В. Даля (1863) – 200 тыс. слов.

Самый большой 17-титомный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает 120000 слов. В нашем современном русском языке их еще больше! Почти миллион!

Игра «Помоги Незнайке.  Растолкуй-определи».   . Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. Край земли у водной поверхности.  Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой.  Сильная буря на море.  Уметь держаться на воде и передвигаться по ней. 

Игра «Помоги Незнайке. Растолкуй-определи».

. Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

  • Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
  • Край земли у водной поверхности. 
  • Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. 
  • Сильная буря на море. 
  • Уметь держаться на воде и передвигаться по ней. 

 Отгадайте загадки: А)какой иглой не сошьёшь рубахи? Б)Какой рукав нельзя пришить? В)Из какого полотна нельзя сшить платье? Г)На каких полях не пашут и не сеют?

Отгадайте загадки:

  • А)какой иглой не сошьёшь рубахи?
  • Б)Какой рукав нельзя пришить?
  • В)Из какого полотна нельзя сшить платье?
  • Г)На каких полях не пашут и не сеют?
Физкультминутка.  «Морское царство». Море  очень широко, Море  очень глубоко, Рыбки там живут, друзья, а вот воду пить-нельзя. А над  морем  чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, а над  морем  мы с тобою.

Физкультминутка.

«Морское царство».

Море  очень широко, Море  очень глубоко,

Рыбки там живут, друзья, а вот воду пить-нельзя.

А над  морем  чайки кружат,

Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум

прибоя, а над  морем  мы с тобою.

 

 

 Подобрать к слову из левой части  антоним из правой   ответ                                             жара  злоба                                             холодно стужа                                             доброта бегом                                                вопрос жарко                                               шагом

Подобрать к слову из левой части антоним из правой

  • ответ                                             жара 
  • злоба                                             холодно
  • стужа                                             доброта
  • бегом                                                вопрос
  • жарко                                               шагом
 «Близнецы» Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду?

«Близнецы»

  • Шёл я с сумкой за плечом,
  • Вижу, бьёт в овраге ключ.
  • Наклонившись над ключом,
  • Уронил я в воду ключ.
  • Шарю я в ключе по дну,
  • Над водою спину гну.
  • Если ключ я не найду,
  • Как домой я попаду?

 «Двойняшки»   - Фу,   мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть. - Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя. - Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было. - Кто, по-вашему, прав?

«Двойняшки»

 

  • - Фу,   мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.
  • - Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.
  • - Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.
  • - Кто, по-вашему, прав?
 Паронимы

Паронимы

Задание Задание: составьте предложения со словами –паронимами:  Абонент- абонемент Невежа-невежда Бал- балл Консерватория- консервация Памятник- памятка.  

Задание

Задание: составьте предложения со словами –паронимами: 

  • Абонент- абонемент
  • Невежа-невежда
  • Бал- балл
  • Консерватория- консервация
  • Памятник- памятка.

 

Молодцы!  Работали все очень хорошо! Путешествие удалось!

Молодцы! Работали все очень хорошо! Путешествие удалось!

 Курс домой.  Рефлексия.  -Отгадайте слово, которое оценит вашу работу на уроке.   Корень мой находится в ЦЕНе,  В Очерке найди приставку мне,  Суффикс мой в тетрадКе все встречали,  Вместе все стоит теперь в журнале.

Курс домой.

Рефлексия. -Отгадайте слово, которое оценит вашу работу на уроке.

Корень мой находится в ЦЕНе, В Очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадКе все встречали, Вместе все стоит теперь в журнале.

Домашнее задание.  Написать сочинение-миниатюру или лингвистическую сказку, в которой главные герои-слова-помощники Лексики.

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру или лингвистическую сказку, в которой главные герои-слова-помощники Лексики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!