Урок – путешествие в 5 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика. Культура речи». Урок подготовила учитель русского языка и литературы Некрасова Елена Леонидовна МКОУ «Военногородская СШ №18» Тульская область, г.Ефремов.
Цели урока
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Лексика. Культура речи»;
- обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах, паронимах, однозначных и многозначных словах , средствах выразительности языка;
- работа с толковыми словарями разных авторов .
- Работать над формированием коммуникативных и творческих умений учащихся;
- Развивать творческую активность и познавательный интерес учащихся к предмету.
Эмоциональный настрой.
Для всего, что существует в природе:
воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей,
цветов и трав,- в русском языке есть великое
множество хороших слов и названий.»
Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
Вопросы.
1.Запас слов одного человека
2. Звук – Э- в русском языке обозначается буквой
3.Умение правильно и красиво говорить называется
4. Основная единица языка
5. На вопрос какого падежа отвечает подлежащее
- Где находится значение слова
7. Слова ,противоположные по лексическому значению.
Маршрут(проект урока).
-Повторить и обобщить всё изученное в разделе «Лексика».
-Повторить орфограммы, изученные в разделе.
-Подготовиться к контрольной работе.
.
Разминка для учащихся.
Словарный состав языка образуется из…
Однозначными называются слова, имеющие…
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
Слово с переносным значением в художественном произведении используется как…
Омонимы- это слова… Синонимы- это слова…
Антонимы - это слова … Паронимы- это слова …
Слово имеет не только грамматическое значение , но и … значение
Лексическое значение слова разъясняется в …
- В словаре 1627г. – 7000 слов.
- В словаре 1596 года – первом печатном словаре «Лексисе» - всего 1061 слово.
- В конце 18 века в «Словаре Академии Российской» - 42 257 слов.
- В словаре В. Даля (1863) – 200 тыс. слов.
Самый большой 17-титомный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает 120000 слов. В нашем современном русском языке их еще больше! Почти миллион!
Игра «Помоги Незнайке. Растолкуй-определи».
. Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.
- Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
- Край земли у водной поверхности.
- Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой.
- Сильная буря на море.
- Уметь держаться на воде и передвигаться по ней.
Отгадайте загадки:
- А)какой иглой не сошьёшь рубахи?
- Б)Какой рукав нельзя пришить?
- В)Из какого полотна нельзя сшить платье?
- Г)На каких полях не пашут и не сеют?
Физкультминутка.
«Морское царство».
Море очень широко, Море очень глубоко,
Рыбки там живут, друзья, а вот воду пить-нельзя.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум
прибоя, а над морем мы с тобою.
Подобрать к слову из левой части антоним из правой
- ответ жара
- злоба холодно
- стужа доброта
- бегом вопрос
- жарко шагом
«Близнецы»
- Шёл я с сумкой за плечом,
- Вижу, бьёт в овраге ключ.
- Наклонившись над ключом,
- Уронил я в воду ключ.
- Шарю я в ключе по дну,
- Над водою спину гну.
- Если ключ я не найду,
- Как домой я попаду?
«Двойняшки»
- - Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.
- - Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.
- - Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.
- - Кто, по-вашему, прав?
Паронимы
Задание
Задание: составьте предложения со словами –паронимами:
- Абонент- абонемент
- Невежа-невежда
- Бал- балл
- Консерватория- консервация
- Памятник- памятка.
Молодцы! Работали все очень хорошо! Путешествие удалось!
Курс домой.
Рефлексия. -Отгадайте слово, которое оценит вашу работу на уроке.
Корень мой находится в ЦЕНе, В Очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадКе все встречали, Вместе все стоит теперь в журнале.
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру или лингвистическую сказку, в которой главные герои-слова-помощники Лексики.