СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Сложноподчиненное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку "Сложноподчиненное предложение", 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Сложноподчиненное предложение"»

Урок русского языка  9 класс   Сложноподчинённое предложение

Урок русского языка 9 класс

Сложноподчинённое

предложение

Понятие сложноподчинённого предложения Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство.  Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.  Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной , а другая — подчинённой, придаточной .

Понятие сложноподчинённого предложения

  • Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой смысловое и грамматическое единство.
  • Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
  • Сложноподчинённое предложение имеет две части, одна из которых является главной , а другая — подчинённой, придаточной .
От главной части к придаточной  можно поставить вопрос.    Запела птица голосом блаженным    о том,  как мы друг друга обрели. (А. Ахматова)    [ о том ] , (как ).

От главной части к придаточной можно поставить вопрос.

Запела птица голосом блаженным

о том, как мы друг друга обрели. (А. Ахматова)

[ о том ] , (как ).

Придаточная часть может находиться :   1) в начале предложения: Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова—поэзии. (С. Маршак.)   ( Если ), [ ] .

Придаточная часть может находиться :

1) в начале предложения:

Если бы язык не был поэтичен,

не было бы искусства слова—поэзии. (С. Маршак.)

( Если ), [ ] .

2) в середине предложения: Ветви деревьев казались мохнатыми и,  когда набегал ветерок,  слегка шумели первым зеленым шумом. (Г. Скребицкий.)     [ ,(когда ), ] .

2) в середине предложения:

Ветви деревьев казались мохнатыми и,

когда набегал ветерок, слегка шумели первым зеленым шумом. (Г. Скребицкий.)

[ ,(когда ), ] .

3) после главной части: Вспомни песни,  что пел соловей. (И. Бунин)    [ ] , ( что ).

3) после главной части:

Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин)

[ ] , ( что ).

Подчинительные союзы если, чтобы, словно,  потому что  и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной. Союзные слова который, чей, кто, что, где,  куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения. Возьмите на заметку!  Возьмите на заметку!

Подчинительные союзы если, чтобы, словно, потому что и др. находятся в придаточной части, но не являются ее членами. Они используются только для связи придаточной части с главной.

Союзные слова который, чей, кто, что, где, куда и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения.

Возьмите на заметку!

Возьмите на заметку!

Возьмите на заметку!    1 Для того чтобы различить союз и союзное слово , необходимо запомнить:   союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом,  союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи.

Возьмите на заметку!

1

  • Для того чтобы различить союз и союзное слово , необходимо запомнить:
  • союз обычно можно опустить или заменить другим союзом-синонимом,
  • союзное слово можно заменить только союзным словом или словом самостоятельной части речи.
   К союзному слову можно поставить вопрос  и определить, каким членом предложения оно является.   Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин)  Вспомни песни, что пел соловей.(И. Бунин)

К союзному слову можно поставить вопрос и определить, каким членом предложения оно является.

Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин)

Вспомни песни, что пел соловей.(И. Бунин)

2 Возьмите на заметку!     Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы. Вечер оказался таким, каким его обещало  утро. (М. Горький.)   [ таким ] , (каким ).

2

Возьмите на заметку!

Существуют разные способы схематического изображения модели сложноподчиненного предложения: вертикальные и горизонтальные схемы.

Вечер оказался таким, каким его обещало утро. (М. Горький.)

[ таким ] , (каким ).

Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной.  Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения. В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках [ ] ,  а придаточная — в круглых ( ).
  • Вертикальные схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части от главной.
  • Горизонтальные схемы помогают лучше разобраться в пунктуационном оформлении сложноподчиненного предложения.
  • В таких схемах главная часть обозначается в квадратных скобках [ ] ,
  • а придаточная — в круглых ( ).
Получили знания?

Получили знания?