Силкина Людмила Юрьевна
Функциональные стили речи
Словарная статья:
Стиль – 1) характерный вид, разновидность чего –нибудь, выражающаяся в каких –нибудь особенных признаках; 2) метод, приёмы работы, поведения; 3) способ летосчисления .
Стиль речи - это устойчивые разновидности речи для каждой сферы общения с учетом речевой ситуации
-
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА :
-.
ЗАЧЕМ?
О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ?
С КЕМ?
Где?
Публицистический
стиль
-.
Научный стиль
Художественный
стиль
Стили речи
Разговорный
стиль
Официально-деловой
стиль
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
О ЧЕМ?
Информация на любую тему
ГДЕ?
Непринужденная,
неофициальная обстановка
в быту
Зачем?
Общение (установление контакта, обмен мыслями, чувствами, выражение эмоций)
С кем?
С окружающими людьми
Особенности разговорного стиля:
Эмоциональность, образность, конкретность, простота речи
Разговорная и просторечная лексика
Хихикать, гоготать, рохля, недотепа, предки, ротозей, говорильня, болтовня, гулянка, дурак, тупица…
Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мам очк а, свеч ечк а, окош к о, лап ушк а, дев оньк а, зайч ик , руч еньк а.
Характерны простые и неполные предложения, диалог, обращения.
Дружеская беседа, частный разговор, записки, письма, смс-сообщения
Текст разговорного стиля:
За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля.
Научный стиль
О ЧЕМ?
сообщает научные сведения о мире, помогающие узнать новое
ГДЕ?
Научные сообщения
Зачем?
сообщение и объяснение точной, объективной информации о мире
С кем?
Официальная обстановка
Особенности научного стиля:
Строгая логичность, объективность текста, смысловая точность, обобщенность
1 .Характерно употребление терминов ( лингвистика, синтаксис, теорема, меридиан, экология …),
2. Полностью исключена эмоциональная лексика разговорного характера, фразеологизмы, отсутствие образных средств (тропов)
3. Широкое использование отглагольных существительных, существительных среднего рода, причастий, деепричастий, глагольных форм настоящего времени 3-го лица, употребление сложных предложений
(статья, доклад, учебная литература, энциклопедия, справочники, диссертация)
Текст научного стиля:
Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.
Официально-деловой стиль
ГДЕ?
Законы, приказы, постановления, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, заявления, докладные, расписки…
О ЧЕМ?
сообщает сведения из жизни, помогающие человеку что-то сделать
Зачем?
1. передача правовой или служебной информации
2. объяснение, инструктирование
С кем?
Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой
Особенности официально-делового стиля:
Официальность и точность
1.Характерно употребление специальной лексики постановление, протокол, закон
2. Устойчивые сочетания прошу Вас, довожу до вашего сведения, принять решения, следует указать, считать недействительным
Законы, приказы, постановления, акты, справки, заявления, докладные, справки, инструкции, объявления
Текст официально-делового стиля
Действующая Конституция основывается на признании и законодательном закреплении взаимосвязи и взаимозависимости гражданских и политических прав с экономическими, социальными и культурными. В отличие от прежних представлений Конституция не дает оснований для их разграничения по степени значимости для личности на первостепенные и второстепенные, все они должны в одинаковой мере гарантироваться государством и обеспечиваться правосудием.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
О ЧЕМ?
общественно-политические и морально-этические проблемы
ГДЕ?
газеты, журналы, выступления на общественно-политические темы при аудитории или на радио, телевидении, собраниях, митингах…
Зачем?
воздействовать на человека, побудить к размышлениям, действию, формировать определенные убеждения, отношения к фактам и событиям
С кем?
Слушатель или читатель
Особенности публицистического стиля
Конкретность, логичность, доказательность, эмоциональность, общедоступность высказывания
Характерно употребление общественно-политической лексики ( общество, парламент, жесткие меры, стоять на страже социальный взрыв);
Эмоциональная лексика ( замечательный, великолепный, лживое человеколюбие);
Использование пословиц, фразеологизмов, художественно-выразительных средств;
Широко используются риторические вопросы, восклицания, обращения
Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, доклад, ораторская речь, эссе
Текст публицистического стиля:
Нужно ли говорить, что Россия богата природными ресурсами, - об этом знают все! Но настоящее ее богатство – это люди, их ум, знания и опыт. По-прежнему многие русские ученые стараются уехать на Запад. И причина этому – не всегда деньги. Часто нет нужного оборудования в лабораториях, условий для работы. Как исправить положение? Прежде всего надо научиться правильно оценивать знания – так, как это делают во всех развитых странах. (В. Макаров)
Язык художественной литературы
О ЧЕМ?
Описание жизни людей
ГДЕ?
Употребляется в литературных произведениях
Зачем?
С кем?
Эстетическое воздействие на воображение и чувства читателя или слушателя, передача мыслей и чувств автора
С окружающими людьми
Особенности художественного стиля:
1.Эмоциональность, образность, использование всех богатств лексики, поэтических функций языка
2.Проникновение возможностей разных стилей (для воссоздания исторической эпохи использование историзмов, архаизмов; для описания жизни людей какой-либо местности – диалектизмов)
3.Роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия.
Текст художественного стиля :
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
( М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Тренировочные упражнения
Задание 1. Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся .
1) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.
2) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота .
Задание. Запишите данные ниже слова по группам:
а) общеупотребительные;
б) разговорные;
в) просторечные.
Балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, беспорядок, беспредел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, замаскировать (в переносном значении), дом, стол, нахапать, приработок, большущий, скрыть, шабашка, заморозки, лесник, небосклон, горизонт, побережье .
Проверка задания
Общеупотребительные
Разговорные
жадничать
Просторечные
вдогонку
промозглый
беспорядок
жадничать
дурачье
нахапать
ручеек
всплакнуть
шабашка
беспредел
расческа
печка
дом
стол
скрыть
заморозки
лесник
небосклон
горизонт,
побережье
балагурить
бабуля
зайчишка
замаскировать
приработок
большуший
вкалывать
Определите стиль текста
1.Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! 2. И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. 3. А потом разверзлись хляби небесные. 4. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.
разговорный
1. Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков, явлений действительности. 2. Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого. 3. Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер.
Научный
1.На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. 2.Как он был хорош! 3.Длинная горбоносая морда была высоко поднята. 4.Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева.
Художественный
Домашнее задание
Задание. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).
СТИЛЬ
книжный
научный
деловой
тезисы
разговорный
публицистический
протокол
Стиль художественной литературы
очерк
реплика
повесть
Диссертация, изоляция, реферат, функция, отчёт, интервью, роман, данная расписка рассказ, репортаж, вопить, любезничать, заметка, реабилитация , брести, микромир, обязуюсь, стелился туман
Спасибо за внимание!!!