СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку тема: "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными,9 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку тема: "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными,9 класс"»

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

1. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.  2. Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.  3. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

1. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

  • 2. Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.
  • 3. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.
1. [… так], (чтобы…). Придаточное обстоятельственное 2. (чтобы…), [ ]. Придаточное обстоятельственное  3. [ ], (без которых…). Придаточное определительное
  • 1. [… так], (чтобы…). Придаточное обстоятельственное
  • 2. (чтобы…), [ ]. Придаточное обстоятельственное
  • 3. [ ], (без которых…). Придаточное определительное
   1) [Я увидел] ,(как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость),( как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада).

  • 1) [Я увидел] ,(как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость),( как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада).
При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними стоят запятые. Главное предложение. , Придаточные однородные (соподчинённые ) предложения
  • При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними стоят запятые.
  • Главное предложение.
  • , Придаточные однородные (соподчинённые ) предложения
2)[Очевидно было],( что Савельич передо мною был прав) и (что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением).
  • 2)[Очевидно было],( что Савельич передо мною был прав) и (что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением).
При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится. Главное предложение. и Придаточные однородные (соподчинённые ) предложения (изъяснительные)
  • При главном предложении имеются два однородных (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится.
  • Главное предложение.
  • и Придаточные однородные (соподчинённые ) предложения
  • (изъяснительные)
Вывод: Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными
  • Вывод: Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с главным называется соподчинением, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными
(Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу),[ мы увидели],( что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей).
  • (Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу),[ мы увидели],( что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей).
При главном предложении находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Главное предложение. Придаточные неоднородные (параллельные) предложения (времени и изъяснительные).
  • При главном предложении находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми.
  • Главное предложение.
  • Придаточные неоднородные (параллельные) предложения
  • (времени и изъяснительные).
1) СПП с однородным подчинением. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей. 2) СПП с последовательным подчинением. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше. 3) СПП с параллельным подчинением. Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.
  • 1) СПП с однородным подчинением.
  • Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
  • 2) СПП с последовательным подчинением.
  • Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.
  • 3) СПП с параллельным подчинением.
  • Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.
А) последовательное подчинение Б) однородное подчинение В) параллельное подчинение 1 .Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.(А. Прокофьев) 2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина) 3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А. Сурков) 4.Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А Чуркин)
  • А) последовательное подчинение
  • Б) однородное подчинение
  • В) параллельное подчинение
  • 1 .Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.(А. Прокофьев)
  • 2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)
  • 3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А. Сурков)
  • 4.Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А Чуркин)
1-в; 4-а; 2-а; 3-а;
  • 1-в; 4-а;
  • 2-а;
  • 3-а;
VI. Рефлексия. - Что нового вы узнали на уроке? - Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?
  • VI. Рефлексия.
  • - Что нового вы узнали на уроке?
  • - Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?