Подготовка к написанию сочинения-описания предмета.
Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу .
Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле.
Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов, будем готовиться к написанию домашнего сочинения .
Повторение
- Какие стили речи вам известны?
- Каковы особенности художественного стиля речи?
- Какие типы речи вы знаете?
Типы речи
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
РАССУЖДЕНИЕ
КАКОЙ?
ГЛАГОЛЫ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
ПОЧЕМУ?
ТЕЗИС
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ВЫВОД
Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)
Работа с текстом Задание: сравнить два текста
Параграф 59.
2 текста о подносе
Вопросы к тексту
- 1. В каком из описаний только сообщаются сведения о подносах, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?
- 2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от подноса.
- 3. Что именно восхищало автора?
- 4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.
Мы учимся работать с текстом – описанием. Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст.
Описание предмета
I. Вступление (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?)
форме
величине
II. Основная часть – (какой?) по цвету
материалу
строению
назначению
II. Заключение (ваше отношение к предмету)
Какую игрушку сначала пополам ломают,
а потом в неё играют?
Матрёшка
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ...
Заглянем в словарь
Семнадцатое декабря. Описание предмета (матрешки).
Матрёшка – русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова).
Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?
Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами...
Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?
Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной , жёлтой , синей , фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота .
Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем . Синие глаза он прикрыл длинными ресницами...
Матрешка-
МАТРЁШКА КАКАЯ?
Пышная,
в е сёлая,
улыба ю щ ая ся,
добрая,
пис ан ая,
нарядная т о лстушка,
ру сс кая кр а сав и ца…
Матрешка-
ГЛАЗА КАКИЕ?
Син и е, как небо,
круглые,
о з о рные,
в е сёлые,
лучистые,
искрящ ие ся,
с пуш и стыми р е сницами…
Матрешка-
ЩЁКИ КАКИЕ?
румя н ые,
будто ябл о чки,
алые…
ГУБЫ КАКИЕ?
алые,
бантиком,
г о рят, как пламя,
улыба ю щ ие ся…
Матрешка-
БРОВИ КАКИЕ?
ч ё рные, как угли,
изогнутые…
НОС КАКОЙ?
мал е нький,
курносый…
Матрешка-
НАРЯД КАКОЙ?
С а р а фан в цв е точ е к,
рубашка с пышными
(ш и рокими) рук а вами,
синий пл а точек.
Оригинальная шкатулка
Оригинальная шкатулка
Маме на День рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она украшена хохломской росписью. Внутри шкатулка золотисто-огненная, а внешний её фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво.
Шкатулка стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».
План сочинения- описания игрушки
- Вступление (Как появилась игрушка в вашей жизни?)
- Материал, из которого сделана игрушка.
- Внешний вид игрушки.
3. Заключение. Отношение к игрушке. (Какую роль игрушка играет в вашей жизни?)
Опорные слова и предложения
- Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.
- Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.
- Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.
Подумайте ????
- Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете?
- За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.
- Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная. Соответствует ли это описание нашей теме?
- Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой + научный стиль.
Задание: исправить речевые ошибки в текстах
Фрагмент № 1
Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.
Фрагмент № 2
Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике
(замена - о такой игрушке).
Фрагмент № 3
Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.
ВЫВОД:
Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы должны писать и говорить без речевых ошибок.
Устранить повторы можно следующими способами:
- -исключением повторяющихся слов;
- -заменой местоимениями;
- -заменой синонимами,
- словосочетаниями.
Упр.301 (устно)
Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что заинтересовало вас?
- Что вам понравилось?
- Чему мы научились?
- К чему ещё нужно стремиться?
Оценивание
Я поставлю себе отметку ___________, потому что
Добились ли мы поставленной цели???
Цель нашего урока – учиться описывать предметы в художественном стиле.
Результаты
Метапредметные
- Учащиеся научатся владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание
Предметные
- Учащиеся научатся писать сочинение-описание предмета
Личностные
- У учащихся будет сформировано стремление к творческой активности
Домашнее задание
УПРАЖНЕНИЕ 302 (по плану).
Используя те знания и умения, которые мы приобрели на уроке вы должны написать сочинение на одну из тем: «Моя любимая игрушка», « Самый дорогой подарок». Вы должны внимательно рассмотреть его, вспомнить, когда и почему он оказался у вас, чем он вам дорог.
Сочинение писать нужно в художественном стиле .
Спасибо за работу
Урок окончен
До свидания