СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения-описания предмета"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по рускому языку 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку в 5 классе по теме: "Подготовка к написанию сочинения-описания предмета"»

Подготовка к написанию сочинения-описания предмета.

Подготовка к написанию сочинения-описания предмета.

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу .   Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле. Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов, будем готовиться к написанию домашнего сочинения .

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу .

Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле.

Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов, будем готовиться к написанию домашнего сочинения .

Повторение Какие стили речи вам известны? Каковы особенности художественного стиля речи? Какие типы речи вы знаете?

Повторение

  • Какие стили речи вам известны?
  • Каковы особенности художественного стиля речи?
  • Какие типы речи вы знаете?
Типы речи ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ЧТО ПРОИЗОШЛО? РАССУЖДЕНИЕ КАКОЙ? ГЛАГОЛЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПОЧЕМУ? ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВЫВОД

Типы речи

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

РАССУЖДЕНИЕ

КАКОЙ?

ГЛАГОЛЫ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

ПОЧЕМУ?

ТЕЗИС

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

ВЫВОД

Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)  

Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)

 

Работа с текстом  Задание: сравнить два текста Параграф 59. 2 текста о подносе

Работа с текстом Задание: сравнить два текста

Параграф 59.

2 текста о подносе

Вопросы к тексту 1.  В каком из описаний только сообщаются сведения о подносах, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем? 2.  Найти слова в тексте, которые передают впечатления от подноса. 3.  Что именно восхищало автора? 4.  Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.

Вопросы к тексту

  • 1. В каком из описаний только сообщаются сведения о подносах, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем?
  • 2. Найти слова в тексте, которые передают впечатления от подноса.
  • 3. Что именно восхищало автора?
  • 4. Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.
Мы учимся работать с текстом – описанием.  Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст.    Описание предмета  I.  Вступление (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?)    форме    величине II. Основная часть – (какой?) по  цвету   материалу   строению     назначению II.  Заключение (ваше отношение к предмету)

Мы учимся работать с текстом – описанием. Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст.

Описание предмета

I. Вступление (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?)

форме

величине

II. Основная часть – (какой?) по цвету

материалу

строению

назначению

II. Заключение (ваше отношение к предмету)

Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в неё играют?

Какую игрушку сначала пополам ломают,

а потом в неё играют?

Матрёшка Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская ...

Матрёшка

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская ...

Заглянем в словарь Семнадцатое декабря.  Описание предмета (матрешки). Матрёшка –  русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова).

Заглянем в словарь

Семнадцатое декабря. Описание предмета (матрешки).

Матрёшка –  русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова).

Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?   Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.  Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами...

Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?

Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами...

Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?   Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной , жёлтой , синей , фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота .  Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем . Синие глаза он прикрыл длинными ресницами...

Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?

Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной , жёлтой , синей , фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота .

Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем . Синие глаза он прикрыл длинными ресницами...

Матрешка-  МАТРЁШКА КАКАЯ? Пышная, в е сёлая, улыба ю щ ая ся, добрая, пис ан ая, нарядная т о лстушка, ру сс кая кр а сав и ца…

Матрешка-

МАТРЁШКА КАКАЯ?

Пышная,

в е сёлая,

улыба ю щ ая ся,

добрая,

пис ан ая,

нарядная т о лстушка,

ру сс кая кр а сав и ца…

Матрешка-  ГЛАЗА КАКИЕ? Син и е, как небо, круглые, о з о рные, в е сёлые, лучистые, искрящ ие ся, с пуш и стыми р е сницами…

Матрешка-

ГЛАЗА КАКИЕ?

Син и е, как небо,

круглые,

о з о рные,

в е сёлые,

лучистые,

искрящ ие ся,

с пуш и стыми р е сницами…

Матрешка-  ЩЁКИ КАКИЕ? румя н ые, будто ябл о чки,  алые…     ГУБЫ КАКИЕ? алые, бантиком, г о рят, как пламя, улыба ю щ ие ся…

Матрешка-

ЩЁКИ КАКИЕ?

румя н ые,

будто ябл о чки,

алые…

ГУБЫ КАКИЕ?

алые,

бантиком,

г о рят, как пламя,

улыба ю щ ие ся…

Матрешка-  БРОВИ КАКИЕ? ч ё рные, как угли, изогнутые… НОС КАКОЙ? мал е нький,  курносый…

Матрешка-

БРОВИ КАКИЕ?

ч ё рные, как угли,

изогнутые…

НОС КАКОЙ?

мал е нький,

курносый…

Матрешка-  НАРЯД КАКОЙ? С а р а фан в цв е точ е к, рубашка с пышными (ш и рокими) рук а вами, синий пл а точек.

Матрешка-

НАРЯД КАКОЙ?

С а р а фан в цв е точ е к,

рубашка с пышными

и рокими) рук а вами,

синий пл а точек.

Оригинальная шкатулка

Оригинальная шкатулка

Оригинальная шкатулка Маме на День рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она украшена хохломской росписью. Внутри шкатулка золотисто-огненная, а внешний её фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво. Шкатулка стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».

Оригинальная шкатулка

Маме на День рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она украшена хохломской росписью. Внутри шкатулка золотисто-огненная, а внешний её фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво.

Шкатулка стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».

План сочинения- описания игрушки Вступление (Как появилась игрушка в вашей жизни?) Основная часть Материал, из которого сделана игрушка. Внешний вид игрушки.  3. Заключение. Отношение к игрушке. (Какую роль игрушка играет в вашей жизни?)

План сочинения- описания игрушки

  • Вступление (Как появилась игрушка в вашей жизни?)
  • Основная часть
  • Материал, из которого сделана игрушка.
  • Внешний вид игрушки.

3. Заключение. Отношение к игрушке. (Какую роль игрушка играет в вашей жизни?)

Опорные слова и предложения   Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке. Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый. Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.

Опорные слова и предложения

  • Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.
  • Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.
  • Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.
Подумайте  ???? Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен. Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная. Соответствует ли это описание нашей теме? Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой + научный стиль.

Подумайте ????

  • Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете?
  • За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен.
  • Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная. Соответствует ли это описание нашей теме?
  • Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой + научный стиль.

Задание: исправить речевые ошибки в текстах Фрагмент № 1 Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки. Фрагмент № 2 Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике (замена - о такой игрушке). Фрагмент № 3 Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Задание: исправить речевые ошибки в текстах

Фрагмент № 1

Сани Деда Мороза были большие и легкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.

Фрагмент № 2

Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения. Я давно мечтала о заводном зайчике

(замена - о такой игрушке).

Фрагмент № 3

Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

ВЫВОД: Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы должны писать и говорить без речевых ошибок. Устранить повторы можно следующими способами: -исключением повторяющихся слов; -заменой местоимениями; -заменой синонимами, словосочетаниями. Упр.301 (устно)

ВЫВОД:

Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы должны писать и говорить без речевых ошибок.

Устранить повторы можно следующими способами:

  • -исключением повторяющихся слов;
  • -заменой местоимениями;
  • -заменой синонимами,
  • словосочетаниями.

Упр.301 (устно)

Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что вам понравилось? Чему мы научились? К чему ещё нужно стремиться? Оценивание Я поставлю себе отметку ___________, потому что

Рефлексия

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что заинтересовало вас?
  • Что вам понравилось?
  • Чему мы научились?
  • К чему ещё нужно стремиться?

Оценивание

Я поставлю себе отметку ___________, потому что

Добились ли мы поставленной цели??? Цель нашего урока – учиться описывать предметы в художественном стиле.

Добились ли мы поставленной цели???

Цель нашего урока – учиться описывать предметы в художественном стиле.

Результаты Метапредметные Учащиеся научатся владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание Предметные Учащиеся научатся писать сочинение-описание предмета Личностные У учащихся будет сформировано стремление к творческой активности

Результаты

Метапредметные

  • Учащиеся научатся владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

Предметные

  • Учащиеся научатся писать сочинение-описание предмета

Личностные

  • У учащихся будет сформировано стремление к творческой активности

Домашнее задание УПРАЖНЕНИЕ 302 (по плану). Используя те знания и умения, которые мы приобрели на уроке вы должны написать сочинение на одну из тем: «Моя любимая игрушка», « Самый дорогой подарок». Вы должны внимательно рассмотреть его, вспомнить, когда и почему он оказался у вас, чем он вам дорог. Сочинение писать нужно в художественном стиле .

Домашнее задание

УПРАЖНЕНИЕ 302 (по плану).

Используя те знания и умения, которые мы приобрели на уроке вы должны написать сочинение на одну из тем: «Моя любимая игрушка», « Самый дорогой подарок». Вы должны внимательно рассмотреть его, вспомнить, когда и почему он оказался у вас, чем он вам дорог.

Сочинение писать нужно в художественном стиле .

Спасибо за работу Урок окончен До свидания

Спасибо за работу

Урок окончен

До свидания