СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому на тему "Корень слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Корень  слова.  Однокоренные  слова.

 

Цели:  

  • организовать  деятельность  для  актуализации  и  уточнения  знаний   детей об  однокоренных  словах,  учить  подбирать  родственные слова  и   выделять  в  них  корень,  отрабатывать  навыки  каллиграфического  письма;
  • развивать  умение  находить  однокоренные  слова  и  выделять  в  них  корень,  развивать  познавательный  интерес  к  языку, мыслительные  процессы,  орфографическую  зоркость;
  • воспитывать  коммуникативные  качества,  интерес  к  изучению  родного языка.

 

Ход урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Орг.момент

Ну –ка проверь – ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё – ль на месте, всё – ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 

- Скажите своему соседу по парте приятные слова, используйте в своей речи как можно больше прилагательных.

 

- Спасибо, садитесь!

 

 

 

 

Проверяют готовность по стихотворению.

 

 

Эмоциональный настрой

Целеполагание

-Сегодня  у  нас  необычный  урок – урок  -  исследование.

Вы  все  станете  исследователями.  Кто  из  вас  знает,  кто  такой  исследователь? 

«Исследователь  тот,  кто  занимается  научными  исследованиями.  Исследовать - подвергать  научному  изучению».

 

-А сейчас давайте узнаем, что мы  будем  исследовать.

Я говорю определение, а вам нужно обозначить одним словом

Приятный  внешним видом.

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения  продуктов,  а также  для  еды,  питья.

Произведение живописи,  выполненное  красками  на  бумаге.

Специалист,  который  преподаёт  какой-либо  учебный  предмет  в  школе.

Тонкая  палочка  графита,  вставленная  в  деревянную  оболочку.

Последний  осенний  месяц.

 

-Какое слово получилось в выделенном столбце?

 

-Как вы думаете, какая же тема нашего урока-исследования?

 

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

 

- Исходя из цели, какие задачи мы можем

сегодня определить на урок?

 

-Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

-Красивый

-Посуда

 

-Картина

-Учитель

 

-Карандаш

-Ноябрь

 

-Корень

 

-Корень

 

- Узнать что такое корень.

 

1. Познакомиться с новым правилом об однокоренных словах.

2. Продолжить  находить однокоренные слова;

3. Выделять их общую часть – корень.

 

Работа  по  теме  урока.

-Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка?

-Что такое корень? У каких предметов есть корни? Для чего он  нужен? Сколько значений у слова?

-Что такое корень?

-Да

 

-Часть слова

 

- Посмотрите на экран.

- Давайте прочитаем слова.

- Что вы заметили общего во всех словах?

- Давайте попробуем прочитать только корень в каждом слове.

- Вы поняли, что обозначает это слово? Сад - участок земли, засаженный деревьями, цветами.

- А попробуйте закрыть  корень  и  прочитать  оставшиеся  части.

Изменился смысл слов или остался тем же?

Если изменился смысл слова. Что это значит? А это значит, что корень - это главная часть.

- В корне заключён смысл слова. От него «растут» другие слова.

 Может, кто-то из вас уже знает, при  помощи  какого  значка  выделяется  корень слова?

-Как  одним  словом  можно  назвать  эти  слова?  (однокоренные )

 

 

Первичное закрепление

Ребята, давайте закрепим наши знания о корне слова.

Откройте учебник на стр. 74, прочитайте упр. под номером 130

О чём говорится в тексте? ….

Найдите однокоренные слова.

 

Чем похожи эти слова? 

— Как называется общая часть? 

Спишите однокоренные слова, графически обозначьте корень, какой корень вы выделите?.

 

На стр. 74 прочтите правило, про себя.

- Что такое корень?

- Что заключено в корне?

Отлично, вы большие молодцы!

С этим правилом вы уже знакомы. Давайте с вами прочитаем ещё одно правило, которое будет помогать нам в дальнейшем.

 

На стр. 75 прочтите правило про себя, выделите главную мысль.

- Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?

Молодцы!

Читает один ученик вслух

 

- О лесе и грибах

- Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновик

- Имеют общую часть и значение

- Корень.

- осин

 

 

 

- Это главная значимая часть слова

- Общее лексическое значение всех однокоренных слов)

 

 

 

- Подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть

 

Физкультминутка

.  Игра  «Ловушка».

-Если  вы  услышали  пару  однокоренных  слов,  то  хлопаете  в  ладоши.  Если  пару  слов,  которые  не  являются  однокоренными,  то  приседаете.

 

Лес – лесник,  река – ручей,  стена – потолок, сад – садовый,  дом – домашний, желток – жёлтый, хлеб – батон,  ветер – ветка.

 

Вторичное закрепление

А сейчас мы с вами поработаем в парах. Но прежде чем начать работу, давайте вспомним правила работы  в парах. В парах мы работаем уже с первого класса, поэтому просто прочитайте глазами.

Вам нужно записать однокоренные слова с корнями.

 

 

Игра  «Третий  лишний».

1.Желток-железо-желтый

2.Циркуль-циркач-цирк

3.Веселый-радость-веселье

 

-железо

-циркуль

-радость

Итог урока

Подведем итог нашего урока, какую работу мы выполняли сегодня на уроке?

 

Каковы результаты нашей работы?

- Мы выполнил цель, поставленную на уроке?

- Что заключено в корне?

 

- Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?

 

- Как отличать однокоренные слова от не однокоренных?

 

 

 

 

- Общее лексическое значение всех однокоренных слов

 

- Подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть

Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, на парте у вас лежат листочки, вам нужно нарисовать смайлик, который соответствует вам. Веселый - значит, вы хорошо поняли тему и довольны собой, грустный - если вам не понравилось на уроке и вы плохо поняли тему.

Покажите мне и друг другу ваши смайлики!