СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по технологии 5 класс " Аппликация из волокнистых материалов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по технологии 5 класс " Аппликация из волокнистых материалов"»

Дзюба Светлана Ивановна











Творческий проект

на тему:

« Аппликация

из волокнистых

материалов»



Выполнила

учитель технологии МБОУ « « «СШ №53 г. Макеевки» ДНР

Дзюба Светлана Ивановна



Содержание


  1. Организационно-подготовительный этап

    1. Поиск и осознание проблемы. Выбор объекта проектирования

    2. Постановка цели и задания проекта

    3. Историко-техническая информация об объекте проектирования

    4. Анализ изделий-аналогов и поиск вариантов их усовершенствования

    5. Обоснование выбора лучшей идеи для реализации проекта на основе проведенных исследований

  2. Конструкторский этап

    1. Создание эскиза изделия

    2. Описание внешнего вида и конструкции проектной модели

    3. Разработка конструкторско-технологической документации, необходимой для изготовления изделия

    4. Выбор соответствующих конструкционных материалов, инструментов и оборудования для работы

  3. Технологический этап

    1. Определение оптимальной технологии изготовления проектного изделия и составление технологической карты на изготовление изделия

    2. Правила охраны труда во время работы

  4. Заключительный этап

    1. Экономический расчет себестоимости и доходность изделия

    2. Маркетинговые исследования

    3. Экологическая оценка изделия

    4. Реклама

    5. Анализ собственной деятельности на каждом этапе проектирования

  5. Выводы

  6. Словарь терминов

  7. Литература











Обоснование выбранной темы


Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке.

Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины, разнообразные виды тканей.

В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Существуют несколько видов аппликации: плоскостная, объемная, мозаика, декоративная, предметная.
    С помощью аппликации доступно выполнить картину, панно, открытку к празднику, детскую игрушку, миниатюру. Благодаря ей можно оформить комнату, украсить подарок, сделать уникальными свои вещи.













История аппликации

История возникновения аппликации уводит нас в далекие прошедшие века. Еще древние кочевники украшали аппликацией свою одежду, предметы обихода, свой шатер.

Разные народы по-разному украшали свой быт и для аппликаций использовали самые разные материалы. Например, северные народы часто использовали в своих аппликациях кроме обычных материалов еще и мех и бисер. Необычна и привлекательна аппликация, составленная из кусочков соломенной ленты.

В декоративно-прикладном искусстве аппликация соломкой заняла достойное место. А в эпоху рыцарей для изображения гербов использовалась аппликация на ткани. В 16 – 17 веках аппликация стала широко использоваться для украшения одежды священников. Данная техника основана на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале. Возникновение аппликации связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных, поэтому аппликация является разновидностью вышивки. В свою очередь декоративно-прикладное искусство--это один из самых древних видов искусства.

С давних времен люди старались украсить свое жилище, одежду, посуду. Источником фантазии древних мастеров был удивительный мир окружающей природы. В свои причудливые узоры и орнаменты они вводили птиц и животных, богатство форм различных растений. Самые ранние из сохранившихся аппликаций – это находки Пазырыкских курганов, датированные V-III вв. до н.э. Уже эти древние племена кочевников умело работали с кожаной аппликацией для украшения седел, шатра, меховых фляг.

На протяжении многих веков аппликация применялась и распространялась у народов Азии и Европы. Во времена рыцарства в Италии, Испании, Германии, Франции в технике аппликации выполнялись родовые гербы рыцарей. Мастера использовали контрастные сочетания тканей красного, желтого, зеленого цвета.

У языческих славянских народов аппликация выполняла эстетическую функцию, а также функцию оберега жилища, одежды человека от злых духов и грозных стихий природы. Свои узоры славянские умельцы составляли из солярных знаков—это женская фигура, кони, птицы, древо жизни.

В истории культуры солярные знаки объясняются так:

Берегиня—изображение женщины с поднятыми руками. Обозначает плодородие земли, источник жизни, урожая.

Конь — символ крепости крестьянской жизни, опора хозяйства

Птицы — счастье, символ весны, тепла, света

Древо жизни — символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода

Немаловажное значение для славян имел цвет:

  • черный цвет символизировал землю

  • желтый — солнце

  • красный—жизнь

Технику портняжной аппликации широко использовали в Древнем Египте, а в более поздние времена - в других странах. Модными были льняные туники с нашитыми ткаными ме­дальонами - аппликациями. Сюжеты медальонов были разно­образны: изображения местных или греческих богов, диких зверей, растительные, позже христианские мотивы. Их изго­тавливали в технике, подобной современному гобелену.



ВЕРНИСАЖ



















Технологическая последовательность изготовления аппликации из ткани


Наиболее распространенными считаются аппликации из ткани, поскольку выбор тканей для их изготовления не ограничен: в дело пойдут любые лоскутки и обрезки материи всевозможных расцветок и различной фактуры.

Однако не рекомендуется применять для работы те ткани, которые легко осыпаются или не отличаются большой прочностью: изделие, выполненное в технике аппликации, должно быть долговечным, особенно если оно предназначается в подарок кому-то.
Подготовив эскиз рисунка, строят выкройку деталей в натуральную величину на плотной бумаге или картоне.

Затем выкройка вырезается строго по контуру. Крупные детали можно вырезать ножницами с большими лезвиями, мелкие же лучше аккуратно выкроить при помощи маленьких ножниц с прямыми концами.
Подобрав соответствующие рисунку лоскутки ткани необходимого цвета, следует немного накрахмалить их (чтобы нитки на срезах ткани меньше осыпались) и хорошо проутюжить.
Выкроить лоскуты материи можно и из старых ненужных вещей: фетровых шляп, драповых пальто, шерстяных платьев и юбок. Однако при этом нужно следить, чтобы ткань полученных заготовок не была изношенной, потертой или потерявшей свой первоначальный цвет, — ведь тогда может пострадать внешний вид будущего изделия.
Вышедшие из употребления вещи используют и для выкраивания основы панно или коврика, на которую будут впоследствии нашиваться элементы аппликации.

В качестве основного фона хорошо послужат плотные шерстяные ткани (драп, кашемир, букле, твид, фланель, сукно и т. п.). Замечательное панно или коврик можно изготовить и из куска войлока, а для выполнения изделий в фольклорном стиле вполне подойдут грубая рогожка или неотбеленный лен.
От качества и толщины ткани, предназначенной для основного фона, будет зависеть и выбор шва, с помощью которого детали аппликации закрепляются на ткани основы. Так, если отдельные элементы рисунка выкраивают из относительно тонкой, сыпучей материи, то швы будут выполняться мелкими и частыми стежками по всему контуру накладываемой на основу детали. Если же для аппликации используется толстая, грубая ткань, кожзаменитель или кожа, то закрепление отдельных элементов на основе производят редко расположенными стежками.
Выкройки из бумаги или картона накладывают на ткань с изнаночной стороны и аккуратно обрисовывают по контуру простым карандашом (на светлых тканях), кусочком мыла или школьного мела (на темных тканях).
Выкраивая элементы рисунка, нужно оставлять небольшие припуски на швы в тех случаях, если во время работы предполагается соединять одну деталь с другой. Парные детали вырезают, складывая ткань вдвое. Во избежание деформации деталей рисунка раскрой ткани производят строго по долевой нити. Этим правилом можно пренебречь только при вырезании очень мелких элементов, например серединки цветка или какой-либо завитушки. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы все отдельные части рисунка гармонировали друг с другом по цвету. Особенно осторожными следует быть, работая с тканями различной фактуры, предназначенными для выполнения одной и той же части композиции.
Подготовив все необходимые элементы узора для аппликации, можно приступать к накладыванию их на ткань основы. Пришивают детали различными способами. Исходя из толщины и свойств ткани, для крепления элементов рисунка к основному фону выбирают один из видов декоративных ш вов, применяемых в ручной вышивке.
Если же вы считаете, что пока еще недостаточно хорошо владеете искусством прокладывания ручных швов, можете закрепить все детали на ткани основы с помощью клея ПВА или «Момент». Другие виды клея, в частности резиновый, применять для изготовления вещей с аппликацией не рекомендуется, поскольку детали могут сидеть на основе непрочно и отклеиваться при малейшем механическом воздействии.
Прежде чем пришивать каждую деталь рисунка к основному фону, необходимо зафиксировать ее булавками с головкой, чтобы ткань не смещалась в сторону, а можно также приметать выкроенную деталь к основе крупными стежками, используя обычные хлопчатобумажные нитки. Только после этого следует пришивать каждый элемент рисунка на предназначенное для него место.
Тип шва, с помощью которого будет пришиваться та или иная деталь аппликации, выбирается в зависимости от того, насколько плотной и сыпучей является ткань, из которой выкроен рисунок. Прокладывание частых стежков, расположенных по косой линии, рекомендуется при выполнении аппликаций из тканей с неплотным переплетением нитей или тонких тканей со скользящей поверхностью. Чаще всего для наиболее качественного пришивания деталей к основе используют петельный, тамбурный, стебельчатый швы, а также гладьевый валик.
Нитки, предназначенные для пришивания элементов аппликации, могут подбираться либо в тон к ткани, из которой выкроена деталь, либо быть контрастными по цвету.

В качестве дополнительных материалов для отделки тканевого панно или коврика нередко используют красивые пластмассовые и металлические пуговицы, разноцветные бусинки, бисер, стеклярус, цветной кант и тесьму.
Узор аппликации может быть не только плоским, но и рельефным. Чтобы получить более объемный рисунок, под ткань каждой детали подкладывают небольшой комочек мягкого материала: ваты, ватина, поролона или обрезка шерстяной ткани, сложенного в несколько раз.
Второй способ крепления деталей к основе — наклеивание — будет приемлем только при изготовлении таких предметов, которые в дальнейшем не предполагается стирать. При выполнении аппликации методом наклеивания следует помнить одно хорошее правило: клеем промазывается не оборотная сторона детали узора, а только тот участок основного фона, на котором вы планируете поместить ее. В этом случае работа получится более качественной и аккуратной. На смазанное клеем место накладывают определенную деталь рисунка, слегка прижимают к ткани основного фона и осторожно разглаживают мягкой чистой тряпкой.
Существует и еще один, весьма эффективный, способ приклеивания элементов узора к фону. Потребуется кусок полиэтиленовой пленки и горячий утюг. Под каждую тканевую деталь рисунка подкладывается ее двойник, вырезанный из полиэтилена строго по основному контуру. Необходимо лишь следить за тем, чтобы края полиэтиленового дубликата не выглядывали из-под тканевой аппликации. Теперь нужно прижать деталь рисунка горячим утюгом — и тотчас же расплавившийся полиэтилен сумеет прочно закрепить аппликацию на поверхности.

















Инструменты и материалы

для изготовления аппликаций из ткани

Аппликация из ткани делается из разных материалов. Материалами для аппликации служат натуральные и синтетические ткани разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр.

Фоном для аппликации могут быть шёлк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Если нет подходящих по цвету кусочков ткани, их можно окрасить.

Одновременно можно окрасить и нитки. Чтобы при вырезании изображения и обшивки края ткань не осыпались, её крахмалят. В большей степени это касается тонких тканей. Ситец, сатин, бумазею, полотно – жидким клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом); шёлк, батист, кружева, синтетические ткани – желатином. Для этого сухие лоскутки растягивают на доске и сбрызгивают раствором желатина и сушат. Гладить их нельзя ни в коем случае!

Из инструментов, необходимых для выполнения аппликации, вам потребуется совсем несложный набор: ножницы большие и маленькие с прямыми и загнутыми концами, иголки, булавки, наперсток, пяльцы. Вам также понадобится белая бумага для эскизов и копировальная бумага (чёрная и жёлтая или красная) для переведения эскиза на фон. ВАЖНО: лучше использовать клей ПВА, он в случае с тканью сохнет дольше, чем с бумагой. Но вы будете уверены, что человек, который пользуется ежедневником, не будет отравлять себя клеями мгновенного действия на цианидной основе. Держит ПВА просто отлично.

Начните с аппликации из одного элемента, подобрав лоскут хлопчатобумажной ткани с крупным изображением. Например, с птичкой или лошадкой, крупным цветком или сердечком. Вырежьте этот рисунок из ткани, наклейте его на основу. Очень эффектно смотрится аппликация из двух- трех элементов. Один элемент сделайте с крупным рисунком, например цветами, а второй из ткани в полосочку или клеточку. Теперь пара слов о работе: на самом деле всё очень просто. Придумали рисунок, взяли несколько тканек, вырезали нужные элементы. НЕ ПРИКЛЕИВАЯ приложили их к основе, посмотрели, как они смотрятся, сочетаются ли цвета и узоры. Если да, то клеим. Если нет — то берём другую ткань и снова проверяем.





Правила техники безопасности при работе

Техника безопасности – это комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья при выполнении каких-либо работ.

Так как при выполнении аппликаций мы применяем ряд приспособлений, которые могут оказаться, при неаккуратном пользовании, травмирующими, необходимо знать некоторые «правила поведения» при работе.

Очень важно обратить внимание на рабочее место. Лучше всего оборудовать его у окна, потому что необходимо хорошее освещение во время работы, это позволит сохранить свое зрение. При недостаточном освещении необходимо использовать настольную лампу.

Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и ровно. Корпус держть прямо, слегка наклонив голову к работе. Ноги не должны висеть, необходимо поставить их на что-нибудь твердое.

Также необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами:

  • осторожно пользоваться инструментами;

  • не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на рабочем месте;

  • игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери ее сразу же надо искать (для этого полезно иметь магнит, с его помощью легко найти упавшую иглу)4

  • не шить ржавой иглой;

  • иглы хранить в игольнице;

  • иглу не брать в рот;

  • хранить ножницы в специальной укладке;

  • не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;

  • передавать ножницы только кольцами вперед.















Фото готовых изделий с аппликациями из ткани



















9