СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме 3.15 Механические колебания. Математический маятник.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данное занятие отводится 2 учебных часа. Во время комбинированного занятия проводится актуализация знаний в форме устного опроса, с целью проверки остаточных знаний, которые необходимых при изучении нового материала; непосредственное изучение нового материала; первичного закрепление нового материала с помощью решения задач по данной теме.  Контроль уровня усвоения нового материала проводится в форме тестирования  студентов. Каждому образованному человеку необходимо непрерывно пополнять свои знания в области физики, развивать интерес к будущей профессии, понимать сущность  и социальную значимость (ОК 1), научиться организовывать свою деятельность, уметь выбирать методы и способы выполнения задач и в дальнейшем оценивать их качество (ОК2), а также необходимо для будущего медицинского работника научится работать в коллективе и команде (ОК6).

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме 3.15 Механические колебания. Математический маятник.»

 ГАПОУ НСО  «Барабинский медицинский колледж»     Тема:   « Механические колебания. Математический маятник »    Преподаватель: Вашурина Т. В.    Барабинск, 2018

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Тема:

« Механические колебания. Математический маятник »

Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2018

 Цели учебного занятия:  Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятия механические колебания, математический маятник; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).

Цели учебного занятия:

  • Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятия механические колебания, математический маятник; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).
   Фронтальный опрос   Правило Ленца на примере неподвижного проводящего контура.

Фронтальный опрос Правило Ленца на примере неподвижного проводящего контура.

 Фронтальный опрос   Опишите явление самоиндукции.

Фронтальный опрос Опишите явление самоиндукции.

   Фронтальный опрос   Индуктивность. Единицы измерения, формула.

Фронтальный опрос Индуктивность. Единицы измерения, формула.

   Фронтальный опрос   В чем заключаются явление ЭДС самоиндукции?

Фронтальный опрос В чем заключаются явление ЭДС самоиндукции?

 Фронтальный опрос   Энергия магнитного поля тока.

Фронтальный опрос Энергия магнитного поля тока.

 Фронтальный опрос   Записать о сновные формулы по изученной теме.

Фронтальный опрос Записать о сновные формулы по изученной теме.

Механические колебания

Механические колебания

Какое движение называют механическим? Механические колебания — частный случай механического движения. Как получить такое движение? Как назовем такую систему?   Изучение нового материала начинается с вопроса: ка­кое движение называют механическим? После ответа учитель демонстрирует колебание пружинного маятника и за­дает вопрос: можно ли назвать наблюдаемое явление механическим движением? Почему? Затем, после первичного определения явления, следует краткий рассказ о распрост­раненности колебательного движения в природе: колеблют­ся деревья, ветки и листья, струна гитары, рука человека при ходьбе и т. п. Вводим понятие МАЯТНИК

Какое движение называют механическим?

  • Механические колебания — частный случай механического движения.
  • Как получить такое движение?
  • Как назовем такую систему?

Изучение нового материала начинается с вопроса: ка­кое движение называют механическим? После ответа учитель демонстрирует колебание пружинного маятника и за­дает вопрос: можно ли назвать наблюдаемое явление механическим движением? Почему?

Затем, после первичного определения явления, следует краткий рассказ о распрост­раненности колебательного движения в природе: колеблют­ся деревья, ветки и листья, струна гитары, рука человека при ходьбе и т. п. Вводим понятие МАЯТНИК

Особенности колебаний Свойства колебаний Характеристики колебаний 1. Ограничены в пространстве А – амплитуда Х - координата 2. Повторяются во времени Т- период, v- частота 3. Неограниченны во времени (Свободные колебания) t - время 4. Движение неравномерно Изменения  координаты Скорости Силы Ускорения периодичны во времени На доске запись

Особенности колебаний

Свойства колебаний

Характеристики колебаний

1. Ограничены в пространстве

А – амплитуда

Х - координата

2. Повторяются во времени

Т- период,

v- частота

3. Неограниченны во времени

(Свободные колебания)

t - время

4. Движение неравномерно

Изменения

координаты

Скорости

Силы

Ускорения периодичны во времени

На доске запись

Физические характеристики  колебательного движения Физические величины координата Обозна-чение Характер изменения скорость сила формула  Связь с другими величинами ускорение период амплитуда частота Циклическая частота Физические величины известны из кинематики ПРд и РУД. Мы имеем дело с другим видом движения, но характеристики прежние

Физические характеристики колебательного движения

Физические величины

координата

Обозна-чение

Характер изменения

скорость

сила

формула

Связь с другими величинами

ускорение

период

амплитуда

частота

Циклическая частота

Физические величины известны из кинематики ПРд и РУД. Мы имеем дело с другим видом движения, но характеристики прежние

Физические характеристики колебательного движения Физические величины Обозна-чение координата Характер изменения x скорость формула  v сила ускорение F Связь с другими величинами a период T частота f Амплитуда А Циклическая частота ω

Физические характеристики колебательного движения

Физические величины

Обозна-чение

координата

Характер изменения

x

скорость

формула

v

сила

ускорение

F

Связь с другими величинами

a

период

T

частота

f

Амплитуда

А

Циклическая частота

ω

Экспериментальный график колебания А, амплитуда – наибольшее отклонение от ПУР. Т, период – время, в течение которого тело совершает одно колебание,  φ - начальная фаза колебаний

Экспериментальный график колебания

А, амплитуда – наибольшее отклонение от ПУР.

Т, период – время, в течение которого тело совершает одно колебание,

φ - начальная фаза колебаний

Физические характеристики колебательного движения Физические величины Обозна-чение координата Характер изменения x скорость формула  периодически v сила ускорение Связь с другими величинами периодически F a периодически период периодически T амплитуда неизменен А частота неизменна f Циклическая частота неизменна ω неизменна

Физические характеристики колебательного движения

Физические величины

Обозна-чение

координата

Характер изменения

x

скорость

формула

периодически

v

сила

ускорение

Связь с другими величинами

периодически

F

a

периодически

период

периодически

T

амплитуда

неизменен

А

частота

неизменна

f

Циклическая частота

неизменна

ω

неизменна

Виды колебаний Затухающие Свободные Колебания под действием внутренних сил при выведении системы из равновесия. Колебания системы под действием внутренних сил и сил сопротивления. Вынужденные Колебания под действием внешней  периодической силы.

Виды колебаний

Затухающие

Свободные

Колебания под действием внутренних сил при выведении системы из равновесия.

Колебания системы под действием внутренних сил и сил сопротивления.

Вынужденные

  • Колебания под действием внешней периодической силы.
Виды колебаний Каковы виды колебаний и каковы характерные осо­бенности колебательного движения, каковы основные кине­матические характеристики механических колебаний — так формулируются учебные проблемы урока. Обсуждая с детьми тему, приходим к выводу, что свободные колебания – идеальные, в то время как реальные колебания либо затухающие, либо вынужденные

Виды колебаний

Каковы виды колебаний и каковы характерные осо­бенности колебательного движения, каковы основные кине­матические характеристики механических колебаний — так формулируются учебные проблемы урока. Обсуждая с детьми тему, приходим к выводу, что свободные колебания – идеальные, в то время как реальные колебания либо затухающие, либо вынужденные

Колебательные системы Физические системы, в которых происходят колебания - МАЯТНИКИ.      Укажите общие признаки систем. http://sgtnd.narod.ru Обычно маятником называют тело, колеблющееся в поле тяжести Земли. Земля входит в колебательную систему. Показаны системы в которых возможны СВОБОДНЫЕ колебания. Учащиеся должны увидеть, что в данных системах действуют только ВНУТРЕННИЕ силы.

Колебательные системы

  • Физические системы, в которых происходят колебания - МАЯТНИКИ.
  • Укажите общие признаки систем.

http://sgtnd.narod.ru Обычно маятником называют тело, колеблющееся в поле тяжести Земли. Земля входит в колебательную систему. Показаны системы в которых возможны СВОБОДНЫЕ колебания.

Учащиеся должны увидеть, что в данных системах действуют только ВНУТРЕННИЕ силы.

Общие признаки колебательных систем 1. Наличие положения устойчивого равновесия (ПУР) – возникает возвращающая сила. 2. Отсутствие сил сопротивления движению  (или ими можно пренебречь в данных условиях).

Общие признаки колебательных систем

1. Наличие положения устойчивого равновесия (ПУР) – возникает возвращающая сила.

2. Отсутствие сил сопротивления движению

(или ими можно пренебречь в данных условиях).

Модели колебательных систем В курсе школьной физики рассматриваются две модели механических колебательных систем: пружинный и математический маятники Математический маятник Материальная точка, прикрепленная к невесомой упругой пружине Материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити

Модели колебательных систем

В курсе школьной физики рассматриваются две модели механических колебательных систем: пружинный и математический маятники

Математический маятник

Материальная точка, прикрепленная к невесомой упругой пружине

Материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити

Уравнение колебательного движения У α R t Пример периодического движения: движение по окружности. Покажем, что это тоже колебательное движение. Рассмотрим изменение проекции движения на вертикальную ось. Как будет изменяться координата по горизонтальной оси? У =R*cos α  Где α = ω  t 21

Уравнение колебательного движения

У

α

R

t

Пример периодического движения: движение по окружности. Покажем, что это тоже колебательное движение. Рассмотрим изменение проекции движения на вертикальную ось. Как будет изменяться координата по горизонтальной оси?

У =R*cos α

Где α = ω t

21

Физические характеристики колебательного движения Физические величины Обозна-чение координата Характер изменения x скорость формула  v сила периодически F ускорение R*sin ω t Связь с другими величинами периодически V*cos ω t a периодически период -F*sin ω t периодически T частота f -(F/m)*sin ω t Циклическая частота неизменен неизменна t/N ω N/t неизменна 2 π /T

Физические характеристики колебательного движения

Физические величины

Обозна-чение

координата

Характер изменения

x

скорость

формула

v

сила

периодически

F

ускорение

R*sin ω t

Связь с другими величинами

периодически

V*cos ω t

a

периодически

период

-F*sin ω t

периодически

T

частота

f

-(F/m)*sin ω t

Циклическая частота

неизменен

неизменна

t/N

ω

N/t

неизменна

2 π /T

Зависимость периода от массы тела Вывод формулы надо сделать на доске, можно с помощью учеников T = 2 π

Зависимость периода от массы тела

Вывод формулы надо сделать на доске, можно с помощью учеников

T = 2 π

Математический маятник х T = 2 π

Математический маятник

х

T = 2 π

Виды маятников и их характеристики

Виды маятников и их характеристики

Существует при вынужденных колебаниях РЕЗОНАНС   резкое возрастание  амплитуды  колебаний ,  в результате  совпадения  собственной  частоты  с частотой  вынуждающей силы

Существует при вынужденных колебаниях

РЕЗОНАНС резкое возрастание амплитуды колебаний , в результате совпадения собственной частоты с частотой вынуждающей силы

Учет и использование резонанса в быту и промышленности Раскачивание тяжелого языка большого колокола при действии небольшой силы с частотой, равной собственной частоте языка. Сильное раскачивание железнодорожного вагона при случайном совпадении его собственной частоты колебаний на рессорах с частотой ударов колес на стыках рельсов Сильное раскачивание пароходов на волнах.

Учет и использование резонанса в быту и промышленности

  • Раскачивание тяжелого языка большого колокола при действии небольшой силы с частотой, равной собственной частоте языка.
  • Сильное раскачивание железнодорожного вагона при случайном совпадении его собственной частоты колебаний на рессорах с частотой ударов колес на стыках рельсов
  • Сильное раскачивание пароходов на волнах.
Явление резонанса может приводить к крупным разрушениям:   1906 год Россия Санкт-Петербург Мост через Фонтанку обрушился от резонанса, вызванного отрядом солдат, марширующих строем

Явление резонанса может приводить к крупным разрушениям:

1906 год

Россия Санкт-Петербург

Мост через Фонтанку

обрушился от резонанса,

вызванного отрядом

солдат, марширующих

строем

Явление резонанса может приводить к крупным разрушениям:  в 1940 году США мост Тэйкома обрушился от автоколебаний, вызванных ветром

Явление резонанса может приводить к крупным разрушениям: в 1940 году США мост Тэйкома обрушился от автоколебаний, вызванных ветром

Акустический резонанс Знаменитый певец Шаляпин мог запеть так, что лопались плафоны в люстрах. Резонанс вызван совпадением частоты собственных колебаний стеклянного сосуда с частотой звука, но петь при этом необходимо так же громко, как Шаляпин.

Акустический резонанс

Знаменитый певец

Шаляпин мог запеть так,

что лопались плафоны

в люстрах.

Резонанс вызван совпадением частоты собственных колебаний стеклянного сосуда с частотой звука, но петь при этом необходимо так же громко, как Шаляпин.

Акустический резонанс Широко применяется в музыкальных инструментах. Пустые полости в них имеют такой объем и форму, что усиливают извлекаемый звук, издаваемый струнами.

Акустический резонанс

Широко применяется в музыкальных инструментах.

Пустые полости в них имеют такой объем и форму, что усиливают извлекаемый звук, издаваемый струнами.

Акустический резонанс Аналогично, для усиления звука проектируются объем и форма внутренних помещений, в которых планируется петь или играть музыку

Акустический резонанс

Аналогично, для усиления звука проектируются объем и форма внутренних помещений, в которых планируется петь или играть музыку

  На явлении резонанса основана работа многих электроизмерительных  приборов. Например, резонансный волномер используется  для измерения частоты и является основной частью генератора  стандартного вида.

На явлении резонанса основана работа многих электроизмерительных приборов. Например, резонансный волномер используется для измерения частоты и является основной частью генератора стандартного вида.

Решение задач Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 15 средний уровень №1-6.

Решение задач

  • Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр. 15 средний уровень №1-6.
Вопросы для закрепления : Приведите примеры колебательных движений в окружающем мире. Опишите виды колебаний. Что называют механическими колебаниями? Приведите примеры простых колебательных систем.

Вопросы для закрепления :

  • Приведите примеры колебательных движений в окружающем мире.
  • Опишите виды колебаний.
  • Что называют механическими колебаниями?
  • Приведите примеры простых колебательных систем.

Вопросы для закрепления : Расскажите кратко об изменении кинетической и потенциальной энергии при механических колебаниях. Чему равна полная механическая энергия колебательного движения? Какие характеристики гармонических колебаний вы знаете? Как выглядит уравнение гармонического колебания?

Вопросы для закрепления :

  • Расскажите кратко об изменении кинетической и потенциальной энергии при механических колебаниях.
  • Чему равна полная механическая энергия колебательного движения?
  • Какие характеристики гармонических колебаний вы знаете?
  • Как выглядит уравнение гармонического колебания?

Вопросы для закрепления : Какие еще существуют характеристики колебательного движения?  Опишите пружинный маятник.  Дайте определение математического маятника.  Сформулируйте определение резонанса.

Вопросы для закрепления :

  • Какие еще существуют характеристики колебательного движения?
  • Опишите пружинный маятник.
  • Дайте определение математического маятника.
  • Сформулируйте определение резонанса.

Самостоятельная работа Время выполнения: 15 минут  Критерии оценки:  за 5 правильных ответа – «3» балла; за 6,7 правильных ответов – «4» балла; за 8 правильных ответов – «5» баллов.

Самостоятельная работа

Время выполнения: 15 минут

Критерии оценки:

  • за 5 правильных ответа – «3» балла;
  • за 6,7 правильных ответов – «4» балла;
  • за 8 правильных ответов – «5» баллов.
Взаимопроверка     Критерии оценки:   за 5 правильных ответа – «3» балла;  за 6,7 правильных ответов – «4» балла;  за 8 правильных ответов – «5» баллов. Номер задания Ответы 1 2 В 3 В 4 А Б 5 6 В А 7 8 В Б

Взаимопроверка Критерии оценки: за 5 правильных ответа – «3» балла; за 6,7 правильных ответов – «4» балла; за 8 правильных ответов – «5» баллов.

Номер задания

Ответы

1

2

В

3

В

4

А

Б

5

6

В

А

7

8

В

Б

  ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ     Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 53 - 75, параграфы 18 - 26 прочитать, конспект выучить; стр. 78 упр. 3 (1, 2). Критерии оценки:  студент выучил конспект – «3» балла; студент прочитал параграфы и выучил конспект, решил верно одну задачу по теме – «4» балла; студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, решил верно две задачи по теме – «5» баллов.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 53 - 75, параграфы 18 - 26 прочитать, конспект выучить; стр. 78 упр. 3 (1, 2).

Критерии оценки:

  • студент выучил конспект – «3» балла;
  • студент прочитал параграфы и выучил конспект, решил верно одну задачу по теме – «4» балла;
  • студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, решил верно две задачи по теме – «5» баллов.
СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Список использованных источников    Колебания в технике и окружающем нас мире [Электронный ресурс]/ Present 5 // Режим доступа: http://present5.com/kolebaniya-v-texnike-i-okruzhayushhem-nas-mire/ Лекция «Механические колебания» [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа http://infofiz.ru/index.php/mirfiziki/fizst/lkf/119-lk13f Тест по теме «Механические колебания» [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа Лекция «Механические колебания [Электронный ресурс]/ I nfourok // Режим доступа https://infourok.ru/test-po-fizike-na-temu-mehanicheskie-kolebaniya-klass-471833.html Физика. 11 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни: [Текст]/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.-20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 399 с. Хостинг документов ученикам и учителям Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока [Электронный ресурс]/ D oc4web // Режим доступа: https://doc4web.ru/fizika/samoindukciya-induktivnost-energiya-magnitnogo-polya-toka.html

  Список использованных источников

  • Колебания в технике и окружающем нас мире [Электронный ресурс]/ Present 5 // Режим доступа: http://present5.com/kolebaniya-v-texnike-i-okruzhayushhem-nas-mire/
  • Лекция «Механические колебания» [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа http://infofiz.ru/index.php/mirfiziki/fizst/lkf/119-lk13f
  • Тест по теме «Механические колебания» [Электронный ресурс]/ Infofiz // Режим доступа Лекция «Механические колебания [Электронный ресурс]/ I nfourok // Режим доступа https://infourok.ru/test-po-fizike-na-temu-mehanicheskie-kolebaniya-klass-471833.html
  • Физика. 11 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни: [Текст]/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.-20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 399 с.
  • Хостинг документов ученикам и учителям Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока [Электронный ресурс]/ D oc4web // Режим доступа: https://doc4web.ru/fizika/samoindukciya-induktivnost-energiya-magnitnogo-polya-toka.html