СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме «Что изучает физика»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала

Задача урока: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме «Что изучает физика»»

Цели урока:    Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин. Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор. Выявить источники физических знаний.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
  • Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.
  • Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор.
  • Выявить источники физических знаний.
Кому нужна  физика

Кому нужна физика

Как бы наша прожила планета Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей А.Мицкевич

Как бы наша прожила планета

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей

А.Мицкевич

“ Науку все глубже постигнуть стремись,  Познанием вечного жаждой тянись.  Лишь первых познаний блеснет тебе свет,  Узнаешь: предела для знания нет.”  Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

“ Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой тянись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет.” Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

Трудно было человеку миллионы лет назад,  Он совсем не знал природы,  Слепо верил в чудеса!  Он всего, всего боялся  И не знал, как объяснить  Бурю, гром, землетрясенье,  Трудно было ему жить.  И решил он, что ж бояться,  Лучше просто всё узнать.  Самому во все вмешаться,  Людям правду рассказать.  Создал он Земли науку,  Кратко “физикой” назвал.  Под названьем тем коротким  Он природу распознал!

Трудно было человеку миллионы лет назад, Он совсем не знал природы, Слепо верил в чудеса! Он всего, всего боялся И не знал, как объяснить Бурю, гром, землетрясенье, Трудно было ему жить. И решил он, что ж бояться, Лучше просто всё узнать. Самому во все вмешаться, Людям правду рассказать. Создал он Земли науку, Кратко “физикой” назвал. Под названьем тем коротким Он природу распознал!

Согласитесь – любопытно! Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет, а плывет по воде, но попробуйте бросить топор;

Согласитесь – любопытно!

  • Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет, а плывет по воде, но попробуйте бросить топор;
Почему такой же огромный и тяжелый воздушный лайнер, самолет, летает по воздуху?

Почему такой же огромный и тяжелый воздушный лайнер, самолет, летает по воздуху?

Почему знаменитый барон Мюнхгаузен, опять таки, бессовестно врал, когда рассказывал, как он вытаскивал себя из болота за свои собственные волосы?

Почему знаменитый барон Мюнхгаузен, опять таки, бессовестно врал, когда рассказывал, как он вытаскивал себя из болота за свои собственные волосы?

У ч ё н ы е - ф и з и к и Галилео Галилей Э.Резерфорд Д.Джоуль И.Ньютон А.Эйнштейн С.П.Королёв Д.Максвелл И.Курчатов

У ч ё н ы е - ф и з и к и

Галилео Галилей

Э.Резерфорд

Д.Джоуль

И.Ньютон

А.Эйнштейн

С.П.Королёв

Д.Максвелл

И.Курчатов

 Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи.  В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие «ФИЗИКА» ( от греческого слова «фюзис» - природа).

Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи.

В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие «ФИЗИКА» ( от греческого слова «фюзис» - природа).

 В русском языке слово «физика» появилось в XVIII век, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову , ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту,   поэту, заложившему основы   современного русского   языка, выдающемуся  деятелю просвещения,  который сделал перевод  с немецкого первого  учебника по физике.

В русском языке слово «физика» появилось в XVIII век, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову , ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту,

поэту, заложившему основы

современного русского

языка, выдающемуся

деятелю просвещения,

который сделал перевод

с немецкого первого

учебника по физике.

Основные этапы познания  « первоначала вещей» 50г. До н.э. Лукреций Кар: мир – это атомы, движущиеся в пустоте  XVIII - XIX вв. – сформирована механическая картина мира. Вторая половина XIX в. - начало XX в.вв. – электромагнитная картина мира Середина XX в. - современная физическая картина мира, включающая теорию относительности и квантовую теорию. Возникли новые научные дисциплины.

Основные этапы познания « первоначала вещей»

  • 50г. До н.э. Лукреций Кар: мир – это атомы, движущиеся в пустоте
  • XVIII - XIX вв. – сформирована механическая картина мира.
  • Вторая половина XIX в. - начало XX в.вв. – электромагнитная картина мира
  • Середина XX в. - современная физическая картина мира, включающая теорию относительности и квантовую теорию. Возникли новые научные дисциплины.
Физика – наука, которая нужна……

Физика – наука, которая нужна……

Связь физики с другими науками ФИЗИКА АСТРОНОМИЯ ГЕОГРАФИЯ БИОЛОГИЯ ХИМИЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ ТЕХНИКА

Связь физики с другими науками

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

МЕТЕОРОЛОГИЯ

ТЕХНИКА

Физика –  это наука о природе

Физика – это наука о природе

Что же означает слово  «ФИЗИКА»?  Название этой науки пришло к нам из греческого языка.  PHYSIS (греч.) – ПРИРОДА . На этой странице выделенные фразы появляются вместе с голосовым сопровождением. Последняя фраза сопровождается появлением фрагментов см. след. слайд

Что же означает слово «ФИЗИКА»?

Название этой науки пришло к нам из греческого языка.

PHYSIS (греч.) –

ПРИРОДА .

На этой странице выделенные фразы появляются вместе с голосовым сопровождением. Последняя фраза сопровождается появлением фрагментов см. след. слайд

Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира.  Физика тесно связана с другими науками: географией, астрономией, химией, биологией.

Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира. Физика тесно связана с другими науками: географией, астрономией, химией, биологией.

Все изменения, происходящие в природе, называются   явлениями природы.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы.

Физические явления Механические  Звуковые  Тепловые

Физические явления

  • Механические
  • Звуковые
  • Тепловые
4. Электромагнитные   5. Световые   6.Атомные

4. Электромагнитные

5. Световые

6.Атомные

Физические явления Механические явления

Физические явления

Механические явления

М е х а н и ч е с к и е явления Почему и как тела движутся? Почему летают самолеты и ракеты? Почему плавают рыбы, люди,  корабли? И почему тонут? Почему все тела падают на Землю?

М е х а н и ч е с к и е явления

  • Почему и как тела движутся?
  • Почему летают самолеты и ракеты?
  • Почему плавают рыбы, люди,

корабли? И почему тонут?

  • Почему все тела падают на Землю?
Физические явления  Тепловые явления

Физические явления

Тепловые явления

Т е п л о в ы е явления Нагревание Охлаждение Отвердевание Испарение Кипение Плавление

Т е п л о в ы е явления

  • Нагревание
  • Охлаждение
  • Отвердевание
  • Испарение
  • Кипение
  • Плавление

Физические явления Оптические явления

Физические явления

Оптические явления

О п т и ч е с к и е явления Отражение света Преломление света Тень и полутень Состав света Глаз, зрение, очки Фотоаппарат, бинокль Телескоп Радуга Распространение света

О п т и ч е с к и е явления

  • Отражение света
  • Преломление света
  • Тень и полутень
  • Состав света
  • Глаз, зрение, очки
  • Фотоаппарат, бинокль
  • Телескоп
  • Радуга
  • Распространение света

Физические явления Электрические явления

Физические явления

Электрические явления

Э л е к т р и ч е с к и е явления Что такое электрический ток? Как ток идет по проводам? Что такое короткое замыкание? Как возникает молния? Как светятся рекламные лампы? Как работают электрические приборы?

Э л е к т р и ч е с к и е явления

  • Что такое электрический ток?
  • Как ток идет по проводам?
  • Что такое короткое замыкание?
  • Как возникает молния?
  • Как светятся рекламные лампы?
  • Как работают электрические приборы?
Физические явления 3. Магнитные явления

Физические явления

3. Магнитные явления

М а г н и т н ы е явления Как взаимодействуют магниты? Почему магнит притягивает железо? Как устроен компас? Как возникает «северное сияние»? Как устроен электродвигатель?

М а г н и т н ы е явления

  • Как взаимодействуют магниты?
  • Почему магнит притягивает железо?
  • Как устроен компас?
  • Как возникает «северное сияние»?
  • Как устроен электродвигатель?

З в у к о в ы е явления Как мы слышим? Как распространяется звук? Как общаются дельфины? Как устроен рояль? и т.п.

З в у к о в ы е явления

  • Как мы слышим?
  • Как распространяется звук?
  • Как общаются дельфины?
  • Как устроен рояль? и т.п.
Физические явления: 1.Механические явления 2. Электрические явления 3.Магнитные явления 4. Оптические явления 5. Тепловые явления 6. Атомные явления 7. Акустические явления  1. Движение машин, самолетов. 2. Электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел. 3. Действие магнитов на железо, влияние магнитного поля Земли на стрелку компаса. 4. Отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников. 5. Таяние льда, кипение воды. 6. Работа атомных реакторов, распад ядер. 7. Эхо.

Физические явления:

1.Механические явления

2. Электрические явления

3.Магнитные явления

4. Оптические явления

5. Тепловые явления

6. Атомные явления

7. Акустические явления

1. Движение машин, самолетов.

2. Электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел.

3. Действие магнитов на железо, влияние магнитного поля Земли на стрелку компаса.

4. Отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников.

5. Таяние льда, кипение воды.

6. Работа атомных реакторов, распад ядер.

7. Эхо.

Физические термины -  специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства. Физическое тело Вещество Материя Физические явления Физическая величина Физический прибор

Физические термины -

специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

  • Физическое тело
  • Вещество
  • Материя
  • Физические явления
  • Физическая величина
  • Физический прибор
Физическое тело  - это каждый окружающий нас предмет. Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела. Материя - это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.) Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами. Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений. Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.
  • Физическое тело - это каждый окружающий нас предмет.
  • Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела.
  • Материя - это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)
  • Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами.
  • Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений.
  • Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.
Материя  это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания  (небесные тела, растения, животные и др.)

Материя

это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания

(небесные тела, растения, животные и др.)

Физические тела  объекты, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств (…)

Физические тела

объекты, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств

(…)

Вещество в ид материи; то, из чего состоит физическое тело.

Вещество

в ид материи;

то, из чего состоит физическое тело.

Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.  Стол – физическое тело,  дерево – вещество.  Капля воды– физическое тело, вода – вещество.

Гвоздь – физическое тело,

железо – вещество.

Стол – физическое тело,

дерево – вещество.

Капля воды– физическое тело,

вода – вещество.

Поле ч увственно не воспринимаемые объекты (радиоволны, магнитные, электрические поля)

Поле

ч увственно не воспринимаемые объекты

(радиоволны, магнитные,

электрические поля)

Способы изучения явлений Наблюдения Опыты

Способы изучения явлений

Наблюдения

Опыты

Цепочка познания

Цепочка познания

Источники физических знаний Опыт Наблюдения Мысль Вопрос природе на её языке вещей и событий Окна в мир: Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус Гипотеза, догадка, фантазия, мечта, интуиция

Источники физических знаний

Опыт

Наблюдения

Мысль

Вопрос природе на её языке вещей и событий

Окна в мир:

Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус

Гипотеза, догадка, фантазия, мечта, интуиция

Основная задача физики Открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений

Основная задача физики

Открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений

Роль физики в современном мире Физика как важнейший источник знаний об окружающем мире. Физика исследует наиболее общие свойства и формы движения материи. Она ищет ответы на вопросы: как устроен окружающий мир, каким законам подчиняются происходящие в нем явления и процессы.

Роль физики в современном мире

  • Физика как важнейший источник знаний об окружающем мире. Физика исследует наиболее общие свойства и формы движения материи. Она ищет ответы на вопросы: как устроен окружающий мир, каким законам подчиняются происходящие в нем явления и процессы.
Отгадай загадку 1. Сначала - блеск.  За блеском – треск,  За треском –плеск.

Отгадай загадку

1. Сначала - блеск.

За блеском – треск,

За треском –плеск.

Отгадай загадку  2. Никто его не видывал,  А слышать – всякий слыхивал.  Без тела, а живет оно,  Без языка кричит.

Отгадай загадку

2. Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка кричит.

Отгадай загадку  3. На стене висит тарелка,  По тарелке ходит стрелка.  Эта стрелка наперед   Нам погоду узнает.

Отгадай загадку

3. На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает.

Отгадай загадку  4. Что с земли не поднимешь?

Отгадай загадку

4. Что с земли не поднимешь?

Отгадай загадку  5. Две сестры качались,  Правды добивались.  А когда добились.  То остановились.

Отгадай загадку

5. Две сестры качались, Правды добивались. А когда добились. То остановились.

Отгадай загадку  7. Считает весь век,  А сам не человек.

Отгадай загадку

7. Считает весь век, А сам не человек.

Отгадай загадку  8. Я под мышкой посижу  И что делать укажу:  Или разрешу гулять,  Или уложу в кровать.

Отгадай загадку

8. Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать.

Распределите в таблице следующие слова: Свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение. Физическое тело Вещество Явление

Распределите в таблице следующие слова:

  • Свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.

Физическое тело

Вещество

Явление

Какими методами, способами изучают физические явления? Откуда появляются у человека знания? Многие первичные знания появляются из собственных повседневных наблюдений. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Какими методами, способами изучают физические явления?

Откуда появляются у человека знания?

Многие первичные знания появляются из собственных повседневных наблюдений.

Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Необходимо изучить предшествующий опыт, нужно многократно наблюдать одно и то же явление, чтобы увидеть, как оно изменяется при различных обстоятельствах. Ученый сначала может только предполагать, догадываться о том, как может происходить то или иное явление в новых условиях, но ему необходимо проверить и доказать предположения. Для этого ученый прибегает  к опытам и измерениям.

Необходимо изучить предшествующий опыт, нужно многократно наблюдать одно и то же явление, чтобы увидеть, как оно изменяется при различных обстоятельствах. Ученый сначала может только предполагать, догадываться о том, как может происходить то или иное явление в новых условиях, но ему необходимо проверить и доказать предположения. Для этого ученый прибегает

к опытам и измерениям.

Пословица гасит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А почему народ так решил? Случалось ли, что органы чувств вас обманули? Проведите рукой по столу, рука ощущает сопротивление. Высказываем гипотезу: сопротивление объясняется зацеплением мельчайших зазубрин на поверхности тел.  Придумайте опыт, позволяющий проверить эту догадку. Приходилось ли вам в повседневной жизни делать измерения? Какие?
  • Пословица гасит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А почему народ так решил?
  • Случалось ли, что органы чувств вас обманули?
  • Проведите рукой по столу, рука ощущает сопротивление. Высказываем гипотезу: сопротивление объясняется зацеплением мельчайших зазубрин на поверхности тел.

Придумайте опыт, позволяющий проверить эту догадку.

  • Приходилось ли вам в повседневной жизни делать измерения? Какие?
Начальный уровень 1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы. 2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта. 3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы. 4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода. 5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.

Начальный уровень

1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.

2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.

3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.

4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.

5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.

Средний уровень 1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки. 2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля. 3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость. 4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты. 5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?

Средний уровень

1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.

2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.

3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость.

4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.

5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?

Достаточный уровень 1.В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое? 2.Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений? 3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?

Достаточный уровень

1.В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?

2.Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?

3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?

Достаточный уровень 1.В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое? 2.Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений? 3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?

Достаточный уровень

1.В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?

2.Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?

3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?

Домашнее задание § 1 – 3 В предлагаемую таблицу напишите по три примера. Тело Вещество Явление

Домашнее задание

§ 1 – 3

В предлагаемую таблицу напишите по три примера.

Тело

Вещество

Явление


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!