Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся.
Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!
Тетрадь для работ по биологии
ученика(цы) 5 «А» класса
Обуховской средней школы
Иванова Сергея
Какой предмет о природе Вы изучали в 4-м классе?
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг – - Скажите что это?
Ответьте на вопросы:
- Как назывался учебник? Почему?
- А как называется наш учебник?
Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа.
Разделите картинки на 2-е группы.
Какой признак будет в основе вашего деления?
1-я группа
2-я группа
Тела живой и неживой природы
Тела неживой природы
Тела живой природы
Живые организмы очень разнообразны по форме, размерам, внешнему и внутреннему строению, образу жизни.
Так как мы говорим о живых организмах, то тема нашего урока звучит: «…»?
ЧТО ТАКОЕ ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ?
Живые организмы – это организмы, способные к самостоятельному существованию
По каким признакам вы отличаете живой организм от неживого? Назовите эти признаки!
Все живые организмы имеют клеточное строение
- Клетка – это мельчайшая часть организма, которая выполняет все жизненно важные функции. Организмы бывают одноклеточными и многоклеточными.
РАССМОТРИТЕ РИСУНОК, ПРЕДПОЛОЖИТЕ, ЧТО ТАКОЕ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ
КИСЛОРОД
МОЛОКО
ВОДА
ОТХОДЫ
ЕДА
Обмен веществ состоит из 2-х важных, но противоположных процессов
Выделение
Питание
Питание – процесс получения питательных веществ из окружающей среды с образованием энергии
Выделение – удаление непереваренных остатков пищи, а также вредных веществ из организма
Обмен веществ обеспечивает
Восстановление клеток
Работу клеток и органов
Рост клеток
Дыхание – процесс поглощения кислорода с выделением энергии
Углекислый газ
Кислород
Энергия
Рост - увеличение размеров тела
Развитие – изменение в строении организма
Развитие
-это изменение в строение организма и его отдельных частей
Яйцо
Гусеница
Куколка
Развитие
Взрослое насекомое
Раздражимость – способность организмов реагировать на изменения в окружающей среде
РЕФЛЕКС!
Раздражимость
Движение - это жизнь
Объясните почему?
Растения тоже движутся, для многих характерна листовая мозаика – способность растений располагать листья в таком порядке, чтобы лучше усваивался свет
Размножение – воспроизведение себе подобных
Это один из главных признаков живого.
Почему?
Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали! Вверх на солнце посмотрели, И их лучики погрели. Бабочки летали, Крыльями махали. Дружно хлопнем:
раз, два, три, Скорей букетик собери. Раз присели, два присели, В руках ландыши запели .
Подумай и ответь…
- Автомобиль обладает свойствами живого:
«питание»
движение
выделение
«обмен веществ»
Почему автомобиль нельзя причислить к объектам живой природы?
Назовите признаки живого на картинках
3
1
2
5
4
Работа в парах Используя текст учебника на стр. 10, заполните таблицу «Отличительные особенности растений и животных»
Основные признаки живых организмов
Растения
Питание
Животные
Рост
Движение
Домашнее задание
§ 1,
стр. 6- 11 уметь отвечать на вопросы
Спасибо за внимание