Бодрикова Людмила Ивановна
учитель изобразительного искусства
Стаж работы-40 лет
Образование – высшее
Бодрикова Людмила Ивановна
учитель изобразительного искусства МБОУ «Радищевская сш №1
Стаж работы-40 лет
Образование – высшее
Презентация: Декоративно-прикладное творчество.Работа с учащимися во внеурочное время
Формирование творческого потенциала учащихся
Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Э. Фромм
- Творчество – самовыражение личности в деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В его основе лежат такие свойства как воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности и потребности личности. Оно развивает у человека способности, знания, умения.
- Потенциал – стремление человека выйти за собственные пределы, расширить сферу своей деятельности и общения, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний, предпочтений.
Основными целями
художественно-эстетического воспитания являются
1. развитие эмоционально-ценностного отношения к миру,
явлениям жизни и искусства;
2. воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся,
их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала
, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
3. освоение знаний о классическом современном искусстве,
4. ознакомление с выдающимися произведениями отечественной
и зарубежной художественной культуры;
5. овладение практическими умениями и навыками
художественно-творческой деятельности;
6. формирование устойчивого интереса к искусству, художественным
традициям своего народа и достижениям мировой культуры
Все эти цели можно реализовать в полной мере на занятиях внеурочной деятельности
Воспитательные установки:
- Все дети талантливы.
- Потребность в творчестве.
- Благоприятная психологическая обстановка.
- Соблюдение границ личности ребенка.
- Учить ребенка думать.
- Научить смотреть и видеть, слушать и слышать, говорить и быть услышанным.
Основные задачи:
- развитие творческих способностей: расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;
- формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;
- создание условий для творческой самореализации учащихся через организацию внеурочной деятельности и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам.
- развитие общекультурной компетентности школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к народным художественным традициям.
- К видам декоративно- прикладного творчества относятся:
- Искусная обработка металла (чеканка, гравировка, литье, ковка, филигрань)
- Плетение (из ниток, стеблей, коры и волокон растений, бисера, бамбука, лозы, бересты, прутьев, а также вязание)
- Ткачество (изготовление на ткацких станках одежды, ковров, шпалер, одеял, поясов, скатертей)
- Шитье (золотное, лоскутное, квилтинг, цветоделие)
- Вышивание (украшение предметов одежды и декора узорами из разноцветных нитей)
- Аппликация (наклеивание на основу кусочков различных материалов)
- Инкрустация (интарсия, маркетри и мозаика)
- Выжигание (по дереву или ткани)
- Резьба (по дереву, камню, кости)
- Красочная роспись (по керамическим, металлическим, деревянным, стеклянным, фарфоровым поверхностям)
- Авторская обработка кожи
- Лепка из глины, воска, гипса и других пластичных материалов
- Оригами и киригами (искусство складывания и вырезания фигур из бумаги)
- Скрапбукинг (оформление альбомов путем наклеивания на страницы вырезок из газет или журналов, фотографий и рисунков)
- Валяние (изготовление предметов быта и декора из натуральной шерсти)
Методы деятельности на внеурочном занятии
- Объяснительно-иллюстративный. Суть этого метода в том, что учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают и фиксируют. Сюда относятся такие приемы как рассказ, лекция, работа с книгой.
- 2. Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму.
3. Проблемное изложение. Учитель ставит перед учеником проблему и сам показывает путь ее решения. Учащиеся следят за логикой решения проблемы.
4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на под проблемные, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.
5 . Исследовательский метод. Задачу, поставленную учителем учащиеся решают самостоятельно, подбирая необходимые приемы.
Используя данные методы работы во время внеурочной деятельности , учащиеся изготовляют изделия в 3 этапа
- 1 этап - знакомство со свойствами материалов.
- 2 этап - обучение приемам изготовления.
- 3 этап - изготовление поделок.
- В каждом из этих этапов есть свои этапы работы- это и работа над эскизом и выбор материалов и т.д.
Метод единства восприятия и созидания
- 1.Дает новые возможности учащимся для самораскрытия .
- 2.Помогает решать свою отдельную задачу .
- 3.Развивает навык сотрудничества.
Метод коллективных и групповых работ
- 1.Организации сотрудничества учителя и учеников;
- 2.Организации сотрудничества учеников между собой (в том числе – обеспечение взаимопомощи)
- 3.Доброжелательности в общении.
- 4.Формирования стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
- 5.Создания ситуации выбора.
- 6.Создания условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
- 7.Ориентации учащихся на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление личностного смысла учения.
- 8.Организации познавательных способностей.
- 9.Формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
5 класс форма коллективного творчества.
На внеурочных занятиях
- 1.Учащиеся овладевают умениями и навыками пользоваться различными художественными средствами и техниками.
- 2.Развивается воображение и творчество подростка через развитие фантазии.
- 3.Обеспечивается развитие у учащихся рефлексии.
- 4.Происходит укрепляение и развитие веры в себя, в свой творческий потенциал.
- 5.Появляется желание своим трудом приносить радость себе и своим близким.
- В процессе занятий учащиеся закрепляют навыки работы с ножницами, иглами, шаблонами (выкройками) , различными измерительными и другими инструментами. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.
На занятиях можно проводить различные виды рефлексии
- Ярмарка изделий
- Волшебный круг
- Укрась поднос.
- Поделка для детского сада
- В подарок учителю
- На выставку
- Стол красоты
Метод сравнений
- 1.Открыть свой путь к искусству.
- 2.Помогает донести до подростка идею о том, что человеку нужно во всем искать свое и уметь выделить это свое из окружающего мира, понять цену этому своему.
Метод экспрессии в творческой ситуации
- 1.Дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и за кратчайший срок освобождаться от них.
- 2.Развивается воображение и творчество через развитие фантазии.
- 3. Метод способствует развитию самосознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни (сферы) происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображения, мышления, отношений.
- 4.Помогает укрепить взаимоотношения с людьми. Сходство(совпадение) в художественном творчестве становиться основой для развития симпатии и положительных чувств друг к другу.
Главная задача учителя - создание условий для творческой самореализации высокомотивированных учащихся через организацию внеурочной деятельности.
Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).