Цель: раскрыть роль движущих сил антропогенеза в эволюции человека
Задачи:
- обеспечить закрепление основных биологических понятий по теме “ Антропогенез”, сформировать представление о роли движущих сил антропогенеза;
показать их взаимосвязь и выявить их действия на каждом этапе развития человека, продолжить формирование умений анализировать факты, делать выводы; формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
- учить выделять главное в изучаемом материале, продолжить развитие творческого мышления;
- привлечь внимание учащихся к проблемам вопроса о происхождении человека.
Просмотр содержимого презентации
«НА САЙТ»
Тема урока :
« Движущие силы антропогенеза».
ЗАДАЧИ УРОКА:
Вскрыть движущие биологические факторы
эволюции человека .
1
Сформировать научный мировоззренческий
взгляд на роль социальных факторов и
их влияние на антропогенез .
2
На примерах объяснить роль взаимосвязи
биологического и социального факторов
на эволюцию человека .
3
Основополагающие понятия темы
- 1. Причины перехода к прямохождению.
- 2. Важнейшие изменения в строении тела.
- 3. Развитие рук.
- 4. Умения использовать и изготавливать орудия труда.
- 5. Эволюция головного мозга.
- 6. Увеличение продолжительности периода роста.
- 7. Использование огня и мясной пищи.
- 8. Общественный образ жизни.
- 9. Возникновение речи и мышления.
« Знать о причинах, которые скрыты, тайные ведать пути»
Л.Мартынов.
Впервые дал научное обоснование
идеям эволюции органического мира.
Ж.Б. Ламарк
1859г
«Происхождение
видов путем
естественного
отбора или
сохранение
пород в борьбе
за жизнь.»
1871г.
«Происхождение
человека
и половой
отбор.»
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ
человека
Биологические
Социальные
- Н аследственная изменчивость.
- Естественный отбор.
- Борьба за существование .
Роль прямохождения
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ
человека
Биологические
Социальные
- Н аследственная изменчивость.
- Естественный отбор.
- Борьба за существование .
деятельность
« Труд – первое основное условие
всей человеческой жизни,
и притом в такой степени,
что мы в известном смысле
должны сказать:
труд создал самого человека.»
Ф. Энгельс
Эпоха «Великой зимы»
«…Где ледник когда-то
Вздымал породу на дыбы,
Ломал хребет её горбатый
И округлял в бараньи лбы…»
А. Гельберг
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
ДРЕВНИЕ ЛЮДИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОГОНЬ, КАК ОЧАГ, ДЛЯ ОХОТЫ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЧИ
«Возник язык,
Рожденный подражаньем.
И вот для каждой мысли существа
Сложилися созвучные слова».
Э. Дарвин
Социальный фактор – мышление .
«Когда мысли светлые - и слова ясные.» пословица.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ
человека
Биологические
Социальные
- Н аследственная изменчивость.
- Естественный отбор.
- Борьба за существование .
деятельность
2. Общественный
образ жизни
3. Речь
4. Мышление.
Три этапа социальной эволюции человека.
Познание окружающей среды через произведения искусства
Приручение диких животных и развитие земледелия.
Развитие научно – технического прогресса.
ВЫВОД:
Ч. Дарвин .
Ф. Энгельс .
Если Ч. Дарвин доказал в антропогенезе
значение биологического фактора, то значение
социального фактора было доказано Ф.Энгельсом .
Биологический диктант.
Кроссворд.