Функции педагогического процесса
Педагогический процесс – это процесс реализующий цели и задачи образования в образовательном учреждении. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.
Педагогический процесс выполняет следующие функции:
-воспитательную,
-образовательную,
-развивающую.
Образовательная
Обеспечивает усвоение учащимися научных знаний, а также формирование умений и навыков. Компоненты образования — знания, умения, навыки.
- Знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщённую картину мира.
- Умение как умелое действие направляется чётко осознаваемой целью, а в основе навыка лежит система упрочившихся связей.
Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение.
Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Воспитательная
Органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.
Реализация воспитывающей функции требует исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.
В современных условиях она предполагает:
- формирование научного мировоззрения
- формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях
- воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.
Важнейшим аспектом осуществления этой функции является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.
Развивающая
- Осуществляется при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на гармоничное развитие личности.
В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку развитие вербальных процессов выражает общее развитие ученика.
Однако это понимание ошибочно.
Итак, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.
Спасибо за внимание!