Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Игры с волшебными кругами Луллия".»
Игры с волшебными «Кругами Луллия».
Автор: учитель-логопед Бязрова Л.Ю.
Раймонд Луллий (XIII - XIVвв., Италия) - поэт, философ , один из наиболее влиятельных мыслителей европейского высокого Средневековья
Наука ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) появилась в 50 гг. XX в. Автором ее является отечественный изобретатель, писатель – фантаст Г.С. Альтшуллер
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуальных способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ
Цель: развитие логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Игровые упражнения с использованием кругов Луллия решают следующие задачи:
- Формировать понятие «признак», знакомить с именами признаков. - Учить восприятию проявлений признака в конкретном объекте, находить причинно-следственные связи между объектами. - Развивать навыки фантастического преобразования объектов. - Формировать способность увидеть суть проблемы.
.
Круги Луллия представляют собой
- несколько подвижных кругов разного диаметра, разделенных на одинаковое количество секторов с отверстием по середине
- картинки с изображением объектов и их свойств, которые крепятся на секторах
- стержень для нанизывания кругов по типу пирамидки
- стрелка в верхней части стержня.
Задания с Кругами Луллия бывают 4 типов:
- 1-й тип: «Найти реальное сочетание».
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
- 2-й тип: «Объясни необычное сочетание».
При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
- 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
- 4-й тип: «Реши проблему».
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Алгоритм проведения упражнений с кругами Луллия:
- На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие либо объекты. Например: 1-й круг (большой) – картинки, с изображением деревьев; 2-й круг – картинки, с изображением мест произрастания (сад, лес, болото, дача, город); 3-й круг – картинки, с изображением плодов или семян (апельсин, яблоко, ананас и т.д)
- Задачи упражнения: найти соответствие на кругах. Например: найти на нижнем круге изображение яблони, затем поворачивая средний круг, отыскать изображение сада и расположить над яблоней, на маленьком круге найти яблоко и объяснить, что получилось.
- Задачи упражнения «Необычное сочетание»: раскрутить круги, посмотреть, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, назвать их. Например: Берёза – болото – апельсин. Задание: объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить плоды.
- На основе фантастического преобразования составить рассказ.
Разнообразие игр с использованием кругов Луллия
Игры экологического содержания:
Игры на формирование элементарных математических представлений:
- «Найди, где живёт»
- «Назови детёнышей»
- «С чьей ветки, детки?»
- «Крылья, ноги, клювы»
- «Чей дом?»
- «Состав числа»
- «Придумай задачу с этими числами»
- «Подбери знак, который можно поставить перед этими числами»
- «Составь двузначное число»
- «Кто больше соберёт» (стадии развития
- зверей, птиц, рыб)
Игры на развитие художественного творчества
Игры на ознакомление с художественной литературой
- «Новые сказки»
- «Необычное место»
- «Придумай, как закончится эта сказка»
- Смешные профессии»
- «Перепутанные сказки»
- «Придумай роспись»
- «Фантастическая история»
Ожидаемые результаты:
Познание языка и мира в их взаимосвязях;
Развитие творческого мышления и воображения;
Обогащение словарного запаса;
Свобода в своих высказываниях;
Переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;
Формулировка и решение проблемы
Благодарю за внимание!!!