СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: Император Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: Император Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского»

Император Александр I: начало правления.  Реформы М. М. Сперанского.

Император Александр I:

начало правления.

Реформы М. М. Сперанского.

Император Александр I : генеалогическое древо Императрица Екатерина II (1762 – 1796) Император Петр III (1761 – 1762) Император Павел I Императрица Мария Федоровна (1796 – 1801) Михаил Николай Константин Александр

Император Александр I : генеалогическое древо

Императрица

Екатерина II

(1762 – 1796)

Император Петр III

(1761 – 1762)

Император Павел I

Императрица

Мария Федоровна

(1796 – 1801)

Михаил

Николай

Константин

Александр

Посмотрите видео и вспомните почему произошли описываемые события

Посмотрите видео и вспомните почему произошли описываемые события

Император Александр I Бабушка – императрица Отец – император Екатерина II Великая Павел I (1762 – 1796) (1796 – 1801)   Просвещённый абсолютизм; забота о хорошем образовании внука Военная муштра, парады, манёвры; нетерпимость к инакомыслию Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп  Идеи либерализма, конституционной монархии, создания парламента для принятия им законов, отрицательное отношение к крепостному праву Какие качества формировались в Александре I ? Как это могло повлиять на его политику в будущем? Император Александр I (1801 – 1825)

Император Александр I

Бабушка – императрица

Отец – император

Екатерина II Великая

Павел I

(1762 – 1796)

(1796 – 1801)

Просвещённый абсолютизм; забота о хорошем образовании внука

Военная муштра, парады, манёвры;

нетерпимость к инакомыслию

Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп

Идеи либерализма, конституционной монархии, создания парламента для принятия им законов,

отрицательное отношение к крепостному праву

Какие качества формировались в Александре I ?

Как это могло повлиять на его политику в будущем?

Император

Александр I

(1801 – 1825)

Лагарп учил воспитанника многим полезным вещам: - Беспорядок и небрежение в делах ненавистны. - Царь обязан трудиться. - Вставать надо в шесть утра. - Не дозволяйте себя обманывать. - Царь должен быть для своих подданных образцом любящего мужа. - Не поддавайтесь отвращению к власти.

Лагарп учил воспитанника многим полезным вещам:

- Беспорядок и небрежение в делах ненавистны.

- Царь обязан трудиться.

- Вставать надо в шесть утра.

- Не дозволяйте себя обманывать.

- Царь должен быть для своих подданных образцом любящего мужа.

- Не поддавайтесь отвращению к власти.

Как только ни называли его современники:

Как только ни называли его современники: "сущий прельститель" (М.М. Сперанский), "властитель слабый и лукавый" (А.С. Пушкин), "Сфинкс, не разгаданный до гроба" (князь П.А. Вяземский), "это истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый" (Наполеон).

Дайте характеристику личности Александра 1 Но была и другая точка зрения.

Дайте характеристику личности Александра 1

  • Но была и другая точка зрения.
  • "Александр не был заурядным и ограниченным человеком... Это личность глубоко меланхолическая. Преисполненный великих замыслов, он никогда не воплощал их в жизнь. Подозрительный, нерешительный, лишенный веры в себя, окруженный посредственностями или ретроградами, он, вдобавок, постоянно терзался своим полудобровольным участием в убийстве собственного отца. Коронованный Гамлет, он был поистине несчастен" 1 , - писал Александр Иванович Герцен.
Император Александр I   В 1801 г., став императором в возрасте 24 лет, в манифесте о восшествии на престол Александр I обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».   Однако новый император полагал, что необходимо проведение серьёзных реформ в России. Император Александр I Годы правления: 1801 – 1825 гг.

Император Александр I

В 1801 г., став императором в возрасте 24 лет, в манифесте о восшествии на престол Александр I обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».

Однако новый император полагал, что необходимо проведение серьёзных реформ в России.

Император Александр I

Годы правления:

1801 – 1825 гг.

Негласный комитет:  июнь 1801 г. – май 1802 г. Виктор Павел Александрович Строганов Адам Адамович Чарторыйский Николай Николаевич (1772 – 1817) Павлович Кочубей (1770 – 1861) Новосильцев (1768 – 1834) (1761 – 1836)   Для осуществления реформ Александру I необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками – реформаторами стали сверстники молодого императора, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Вместе с Александром I они составили так называемый «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г.

Виктор

Павел Александрович Строганов

Адам Адамович Чарторыйский

Николай

Николаевич

(1772 – 1817)

Павлович Кочубей

(1770 – 1861)

Новосильцев

(1768 – 1834)

(1761 – 1836)

Для осуществления реформ Александру I необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками – реформаторами стали сверстники молодого императора, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Вместе с Александром I они составили так называемый «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

Интересные факты о Негласном комитете     Есть несколько фактов, на которые стоит обратить внимание: Комитет работал тайно. Представители комитета находились под сильным влиянием идей Французской революции. Главным направлением комитета был лозунг «Свобода, равенство, братство». Каждый член Комитета имел право в любое время зайти в кабинет  Александра I  и поделиться мыслями о будущих реформах. Таким образом демонстрировалась приоритетность реформ. Формально в Комитете был пятый представитель – А. Лагарп На заседаниях он не присутствовал.

Интересные факты о Негласном комитете

  •  
  • Есть несколько фактов, на которые стоит обратить внимание:
  • Комитет работал тайно.
  • Представители комитета находились под сильным влиянием идей Французской революции.
  • Главным направлением комитета был лозунг «Свобода, равенство, братство».
  • Каждый член Комитета имел право в любое время зайти в кабинет  Александра I  и поделиться мыслями о будущих реформах. Таким образом демонстрировалась приоритетность реформ.
  • Формально в Комитете был пятый представитель – А. Лагарп На заседаниях он не присутствовал.
Реформа управления 1802 г. В чём она заключалась? До реформы 1802 г. Император Обер-прокурор Генерал-прокурор Президенты коллегий    Коллегии Святейший Синод Правительствующий Сенат После реформы 1802 г. Император Обер-прокурор Комитет министров :   обсуждение общих вопросов управления страной Святейший Синод Генерал-прокурор  Правительствующий Сенат : в 1802 г. стал высшим судебным органом с правом контроля местных властей Министры  Министерства Народного просвещения Иностранных дел Военное Юстиции Финансов Коммерции Внутренних дел Морское

Реформа управления 1802 г. В чём она заключалась?

До реформы 1802 г.

Император

Обер-прокурор

Генерал-прокурор

Президенты коллегий

Коллегии

Святейший Синод

Правительствующий Сенат

После реформы 1802 г.

Император

Обер-прокурор

Комитет министров :

обсуждение общих вопросов управления страной

Святейший Синод

Генерал-прокурор

Правительствующий Сенат :

в 1802 г. стал высшим судебным органом с правом контроля местных властей

Министры

Министерства

Народного просвещения

Иностранных дел

Военное

Юстиции

Финансов

Коммерции

Внутренних дел

Морское

24 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы: бессословности ( на практике – редко ), бесплатности обучения ( на низших его ступенях ), единства — непрерывности образования, преемственности учебных программ на всех ступенях (от низших учебных заведений к высшим). Крупнейшие города Губ. город Уездный город Сельская местность

24 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы: бессословности ( на практике – редко ), бесплатности обучения ( на низших его ступенях ), единства — непрерывности образования, преемственности учебных программ на всех ступенях (от низших учебных заведений к высшим).

Крупнейшие

города

Губ.

город

Уездный

город

Сельская

местность

Университеты  (в скобках указан год основания) Казанский университет (1804) Дерптский университет (1802) Московский университет (1755) Харьковский университет (1804) Виленский университет  Петербургский университет (1819)  (1804)

Университеты (в скобках указан год основания)

Казанский университет (1804)

Дерптский университет (1802)

Московский университет (1755)

Харьковский университет (1804)

Виленский университет

Петербургский университет (1819)

(1804)

Политика в отношении крестьян   В чём смысл указа о «вольных хлебопашцах»?   Указ разрешал помещикам отпускать своих крепостных крестьян на волю с земельными наделами за выкуп.   Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости.   Но результаты были скромны: за 1801 – 1825 гг. освободилось 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных).  Почему?

Политика в отношении крестьян

В чём смысл указа о «вольных хлебопашцах»?

Указ разрешал помещикам отпускать своих крепостных крестьян на волю с земельными наделами за выкуп.

Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Но результаты были скромны: за 1801 – 1825 гг. освободилось 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных).

Почему?

вставьте реформы негласного комитета в листы Какая из реформ наиболее значимая и почему
  • вставьте реформы негласного комитета в листы
  • Какая из реформ наиболее значимая и почему
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского  Карьера Михаила Сперанского  в 1797 – 1808 гг.:   1797 г. – чиновник канцелярии генерал-прокурора Сената.   1803 – 1807 гг. – директор одного из департаментов министерства внутренних дел.   с 1807 г. – статс-секретарь императора.   с 1808 г. – заместитель министра юстиции.   Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839)

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Карьера Михаила Сперанского в 1797 – 1808 гг.: 1797 г. – чиновник канцелярии генерал-прокурора Сената. 1803 – 1807 гг. – директор одного из департаментов министерства внутренних дел. с 1807 г. – статс-секретарь императора. с 1808 г. – заместитель министра юстиции.

Михаил Михайлович Сперанский

(1772 – 1839)

Выпишите реформы М. М. Сперанского

Выпишите реформы М. М. Сперанского

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского .  Почему проект Сперанского фактически не был реализован? Кого не устраивал предложенный вариант реформ?. Обратимся к историческому источнику:  «Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим». (Из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д. П. Рунича).

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

. Почему проект Сперанского фактически не был реализован? Кого не устраивал предложенный вариант реформ?.

Обратимся к историческому источнику:

«Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».

(Из воспоминаний попечителя Петербургского

учебного округа Д. П. Рунича).

Как нам следует оценить деятельность Сперанского? Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?

Как нам следует оценить деятельность Сперанского? Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?

Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были реализованы, его реформаторские поиски и планы составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались проекты преобразований

Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были реализованы, его реформаторские поиски и планы составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались проекты преобразований

 Образ Александра I в произведениях художественной литературы  Александр Пушкин.  К бюсту завоевателя  Недаром лик сей двуязычен. Таков и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и жизни арлекин  Александр Пушкин .На Александра I  Воспитанный под барабаном,  Наш царь лихим был капитаном:  Под Австерлицем он бежал,  В двенадцатом году дрожал,  Зато был фрунтовой профессор!  Но фрунт герою надоел —  Теперь коллежский он асессор  По части иностранных дел!

Образ Александра I в произведениях художественной литературы

  • Александр Пушкин.
  • К бюсту завоевателя
  • Недаром лик сей двуязычен. Таков и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и жизни арлекин

Александр Пушкин .На Александра I

Воспитанный под барабаном, Наш царь лихим был капитаном: Под Австерлицем он бежал, В двенадцатом году дрожал, Зато был фрунтовой профессор! Но фрунт герою надоел — Теперь коллежский он асессор По части иностранных дел!

  Гавриил Державин « АлександруI »(отрывок) Обетом связанный святым  Идти вослед Екатерине,  Ты будешь подданным своим  Послом небес, как был доныне.  Ты понял долг святой царя,  Ты знаешь цену человека,  И, к благу общему горя,  Ты разгадал потребность века. Благотворить — героев цель.  Для сердца твоего не чужды  Права народов и земель  И их существенные нужды.  О царь! Весь мир глядит на нас  И ждет иль рабства, иль свободы!  Лишь Александров может глас  От бурь и бед спасать народы… Кондратий Рылеев «Александру I» О, сколь величествен, бессмертный, ты явился  Когда на сильного с сынами устремился;  И, чела приподняв из мрачности гробов,  Народы, падшие под бременем оков,  Тяжелой цепию с восторгом потрясали  И с робкой радостью друг друга вопрошали:  «Ужель свободны мы?.. Ужели грозный пал?..  Кто смелый? Кто в громах на севере восстал?..»  И ветхую главу Европа преклонила,  Царя-спасителя колена окружила  Освобожденною от рабских уз рукой,  И власть мятежная исчезла пред тобой!

Гавриил Державин « АлександруI »(отрывок)

  • Обетом связанный святым Идти вослед Екатерине, Ты будешь подданным своим Послом небес, как был доныне. Ты понял долг святой царя, Ты знаешь цену человека, И, к благу общему горя, Ты разгадал потребность века.
  • Благотворить — героев цель. Для сердца твоего не чужды Права народов и земель И их существенные нужды. О царь! Весь мир глядит на нас И ждет иль рабства, иль свободы! Лишь Александров может глас От бурь и бед спасать народы…
  • Кондратий Рылеев
  • «Александру I»
  • О, сколь величествен, бессмертный, ты явился Когда на сильного с сынами устремился; И, чела приподняв из мрачности гробов, Народы, падшие под бременем оков, Тяжелой цепию с восторгом потрясали И с робкой радостью друг друга вопрошали: «Ужель свободны мы?.. Ужели грозный пал?.. Кто смелый? Кто в громах на севере восстал?..» И ветхую главу Европа преклонила, Царя-спасителя колена окружила Освобожденною от рабских уз рукой, И власть мятежная исчезла пред тобой!
Блиц вопросы по теме урока:   Когда Александр 1 взошел на престол? Кто был его воспитателем? Кто входил в Негласный комитет? Какова цель проектов Сперанского? В каких художественных произведениях упоминается личность Александра 1?

Блиц вопросы по теме урока:

  • Когда Александр 1 взошел на престол?
  • Кто был его воспитателем?
  • Кто входил в Негласный комитет?
  • Какова цель проектов Сперанского?
  • В каких художественных произведениях упоминается личность Александра 1?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!