Тема: «Использование проблемного обучения для формирования ключевых образовательных компетенций на уроках истории и обществознания »
Цель:
Адаптировать методы и приемы проблемного обучения в преподавании уроков истории и обществознания
Структура урока при проблемном обучении:
- Проблема
- Гипотеза
- Доказательство
- Выводы
При проблемном обучении учитываю:
- Готовность класса;
- Общий уровень знаний;
- Настроенность на урок;
- Вариативность обучения .
Основные приемы изложения материала:
1. Тема урока - актуальна и современна .
Пример:
Основные приемы изложения материала:
2. Обозначение темы уроков.
Пример:
Иван IV – тиран или реформатор?
Петр I – чудо или чудовище?
«Дней Александровых прекрасное начало»
Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик» ?
«Распад» или «Развал» СССР?
Основные приемы изложения материала:
3.Предоставление учащимся выбора - альтернативы.
Пример:
«Внешняя политика России. Русско-японская война».
« Аграрные преобразования П.А.Столыпина»
«Отечественная война 1812 г.».
Основные приемы изложения материала:
4.Использование на уроке афоризмов,карикатур,частушек,
пословиц .
Пример:
«Как ни мечи, а лучше на печи», «От безделья и то рукоделье», «Кто много лежит, у того и бок болит»,
«От работы не будешь богат, а будешь горбат»,
«Труд человека кормит, а лень портит».
Или….
Тема урока: «Изменения политической системы в 1953 - середине 60-х годов».
Советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в тоже время это была не «весна» с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «легкий морозец».
Вопрос: Предположите о чем пойдет речь на уроке
Каковы задачи урока?
Основные приемы изложения материала:
5.Сознательный выбор эффекта бумеранга.
Придумать такое изложение материала, чтобы вызвать огонь (критику со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала
пример …
Сальвадор Дали -…..
«… неповторимый, величайший гений сюрреализма XX века»
«… его судьба и творчество – не более чем бездарный траги-фарс длиною
в жизнь…»
Основные приемы изложения материала:
6. Рассматривание явления с различных позиций
Берётся важное историческое положение. Осуществляется поиск альтернативного ему положения
( факта, события, идеи), содержащего противоречие в сопоставлении с первым. На основе обоих положений формулируется проблемная задача .
Примеры проблемных ситуаций.
Отцы и дети: кто прав?
Примеры личностно – значимых проблем
Я хороший человек?!
Всегда ли правы взрослые?!
С чего начинается Родина?
Заменит ли TV книги?
Результаты.
Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу ( Ребята лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи ) , умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию .
Результаты.
Использование проблемных ситуаций повышает интерес учащихся к предмету, повышает самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового.
ПРИТЧА
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности,
чтобы сделать меня сильным.
Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил мудрости…
А жизнь дала мне проблемы, чтобы я научился их решать.
Я ничего не получил из того, о чем просил.
Но я получил все, что мне было нужно .