СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: «Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: «Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми».

Выступление на муниципальном методическом объединении математиков.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: «Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми».»

« Использование развивающих заданий  на уроках математики  и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми»

« Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми»

« Одаренными  называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения или лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере».
  • « Одаренными называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения или лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере».
           Введение     Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе. В настоящий момент образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных, умственных и физических способностей, одаренности и таланта.

Введение

  •   Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе. В настоящий момент образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных, умственных и физических способностей, одаренности и таланта.
После многолетних наблюдений заметила: Развивающие цели практически не меняются (развить память, внимание, мышление); Обучение ребенка без его развития не может быть успешным; Вывод: необходимо включать в уроки, а также и во внеурочную деятельность развивающие задания (помогают удерживать интерес к математике); Важно направить одаренного ребенка  не на получение определенного объема знаний,  а на творческую его переработку,  воспитать способность мыслить.

После многолетних наблюдений заметила:

  • Развивающие цели практически не меняются (развить память, внимание, мышление);
  • Обучение ребенка без его развития не может быть успешным;

Вывод: необходимо включать в уроки, а также и во внеурочную деятельность развивающие задания (помогают удерживать интерес к математике);

  • Важно направить одаренного ребенка

не на получение определенного объема знаний,

а на творческую его переработку,

воспитать способность мыслить.

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул-побеждать. Хотя цена этих побед-долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителя. Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал-это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода к работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни.

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям.

У одаренных ребят есть еще один стимул-побеждать.

Хотя цена этих побед-долгая и трудная работа над собой.

И здесь незаменима помощь учителя.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал-это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода к работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни.

 В 5-7 классах использовала систему развивающих заданий по темам : Аналогия; Исключение лишнего; «В худшем случае»; Классификация; Логические задачи; Перебор; Задачи с геометрическим содержанием; Задачи на «переливание»; Задачи-шутки; Ребусы и кросснамберы; Занимательные задачи.

В 5-7 классах использовала

систему развивающих заданий по темам :

  • Аналогия;
  • Исключение лишнего;
  • «В худшем случае»;
  • Классификация;
  • Логические задачи;
  • Перебор;
  • Задачи с геометрическим содержанием;
  • Задачи на «переливание»;
  • Задачи-шутки;
  • Ребусы и кросснамберы;
  • Занимательные задачи.
 Эти задачи можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся. Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки. Задачи « на переливание» и классификацию, логические задачи, ребусы учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.

Эти задачи можно разделить на группы,

учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся.

  • Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки.
  • Задачи « на переливание» и классификацию, логические задачи, ребусы учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.
Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задачи, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению. Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.
  • Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задачи, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению.
  • Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.
 Необходимо учитывать следующее:  выбранные задания должны быть посильными для детей; задания, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными; если ученики не справляются с заданием, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока; ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач; если на уроке время ограничено, то эти задания можно применять на занятиях математического кружка.

Необходимо учитывать следующее:

  • выбранные задания должны быть посильными для детей;
  • задания, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными;
  • если ученики не справляются с заданием, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;
  • ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач;
  • если на уроке время ограничено, то эти задания можно применять на занятиях математического кружка.
СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ: АНАЛОГИЯ -это сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одной из основ поиска решения задач. Задачи этой серии направлены на отработку таких познавательных приемов, как проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами.  Например: 1) уменьшаемое-разность,  множитель-…  2) продолжи ряд: 1,5,13,29,…   7, 19,37,61,…

СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ:

  • АНАЛОГИЯ -это сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одной из основ поиска решения задач. Задачи этой серии направлены на отработку таких познавательных приемов, как проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами.

Например: 1) уменьшаемое-разность,

множитель-…

2) продолжи ряд: 1,5,13,29,…

7, 19,37,61,…

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО. В каждой задаче этой серии указаны четыре объекта, из которых три в значительной мере сходны друг с другом, и только один отличается от всех остальных.  Например: 1) сумма, разность, множитель, частное  2) 9, 12, 8, 15  3) см, дм, м2,км
  • ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО. В каждой задаче этой серии указаны четыре объекта, из которых три в значительной мере сходны друг с другом, и только один отличается от всех остальных.

Например: 1) сумма, разность, множитель, частное

2) 9, 12, 8, 15

3) см, дм, м2,км

«В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ». Это прием решения задачи, где для доказательства какого-либо утверждения можно рассмотреть самый неудобный, худший вариант, в котором утверждение выполняется. Если мы докажем утверждение для худшего случая, то тем более оно будет верно и в остальных случаях. Главное- правильно определить этот худший случай.  Например: 1) В классе 37 человек. Докажите, что среди  них найдутся четыре человека,  родившиеся в один и тот же месяц.  2) Есть три ключа от трех замков.  Какое наименьшее количество проб нужно  осуществить, чтобы подобрать ключи к замкам.
  • «В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ». Это прием решения задачи, где для доказательства какого-либо утверждения можно рассмотреть самый неудобный, худший вариант, в котором утверждение выполняется. Если мы докажем утверждение для худшего случая, то тем более оно будет верно и в остальных случаях. Главное- правильно определить этот худший случай.

Например: 1) В классе 37 человек. Докажите, что среди

них найдутся четыре человека,

родившиеся в один и тот же месяц.

2) Есть три ключа от трех замков.

Какое наименьшее количество проб нужно

осуществить, чтобы подобрать ключи к замкам.

КЛАССИФИКАЦИЯ- это общепознавательный прием мышления, суть которого заключается в разбиении данного множества объектов на попарно непересекающиеся подмножества(классы).Число таких подмножеств, а также их состав зависит от основания классификации(т.е. признака, существенного для данных объектов, которое может принимать различные значения.  Например:  Что объединяет слова длина, площадь, масса?  Какое слово к ним подходит:  секунда, центнер, величина, метр?
  • КЛАССИФИКАЦИЯ- это общепознавательный прием мышления, суть которого заключается в разбиении данного множества объектов на попарно непересекающиеся подмножества(классы).Число таких подмножеств, а также их состав зависит от основания классификации(т.е. признака, существенного для данных объектов, которое может принимать различные значения.

Например:

Что объединяет слова длина, площадь, масса?

Какое слово к ним подходит:

секунда, центнер, величина, метр?

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ -это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.  Например: 1) Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды.  Даша собрала ягод больше всех, Ира-не меньше всех.  Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?  2) Наташа произнесла истинное утверждение.  Лена повторила его дословно и оно стало ложным.  Что сказала Наташа?
  • ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ -это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.

Например:

1) Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды.

Даша собрала ягод больше всех, Ира-не меньше всех.

Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?

2) Наташа произнесла истинное утверждение.

Лена повторила его дословно и оно стало ложным.

Что сказала Наташа?

ПЕРЕБОР . Сущность этого приема заключается в проведении организованного разбора и анализа всех случаев, которые потенциально возможны в ситуации, описанной в задаче.   Например:  1) Сколько имеется двузначных чисел, у которых  среди цифр есть хотя бы одна пятерка?  2) В числе 48352 зачеркните такие цифры,  чтобы число, образованное оставшимися цифрами  в том же порядке было наибольшим(наименьшим).
  • ПЕРЕБОР . Сущность этого приема заключается в проведении организованного разбора и анализа всех случаев, которые потенциально возможны в ситуации, описанной в задаче.

Например:

1) Сколько имеется двузначных чисел, у которых

среди цифр есть хотя бы одна пятерка?

2) В числе 48352 зачеркните такие цифры,

чтобы число, образованное оставшимися цифрами

в том же порядке было наибольшим(наименьшим).

ЗАДАЧИ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ   1) Нарисуйте два треугольника так, чтобы их общей  частью были: а) шестиугольник; б)пятиугольник;  в) четырехугольник; г) отрезок; д) точка.  2) Разрезать квадрат на две равные фигуры(10 способов).  3) Деревянный куб покрасили со всех сторон, потом  распили на 27 одинаковых кубиков. Сколько кубиков  имеют 3 окрашенные грани, 2 окрашенные грани?  Сколько кубиков не окрашено?
  • ЗАДАЧИ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

1) Нарисуйте два треугольника так, чтобы их общей

частью были: а) шестиугольник; б)пятиугольник;

в) четырехугольник; г) отрезок; д) точка.

2) Разрезать квадрат на две равные фигуры(10 способов).

3) Деревянный куб покрасили со всех сторон, потом

распили на 27 одинаковых кубиков. Сколько кубиков

имеют 3 окрашенные грани, 2 окрашенные грани?

Сколько кубиков не окрашено?

ЗАДАЧИ «НА ПЕРЕЛИВАНИЕ»   1) В первый сосуд входит 10 литров воды. Как используя  еще два пустых сосуда по 5 и 7 литров, разделить  воду на две части?  2) Восьмилитровый бидон наполнен водой.  Как с помощью трехлитровой и пяти литровой  отлить 1 литр воды?
  • ЗАДАЧИ «НА ПЕРЕЛИВАНИЕ»

1) В первый сосуд входит 10 литров воды. Как используя

еще два пустых сосуда по 5 и 7 литров, разделить

воду на две части?

2) Восьмилитровый бидон наполнен водой.

Как с помощью трехлитровой и пяти литровой

отлить 1 литр воды?

ЗАДАЧИ-ШУТКИ 1) Гусь стоит 20 рублей и еще половину того, сколько он  на самом деле стоит. Сколько стоит гусь? 2) Сколько концов у двух палок, у трех палок, у пяти с  половиной палок? 3) Какой математический знак нужно поставить между 5 и 6,  чтобы полученное число было больше 5, но меньше 6? 4) Один поезд отправляется из Москвы в Пермь,  одновременно с ним выходит поезд из Перми в Москву,  скорость которого в два раза больше. Какой из поездов в  момент встречи будет находиться дальше от Москвы? 5) Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили.  Сколько углов осталось?
  • ЗАДАЧИ-ШУТКИ

1) Гусь стоит 20 рублей и еще половину того, сколько он

на самом деле стоит. Сколько стоит гусь?

2) Сколько концов у двух палок, у трех палок, у пяти с

половиной палок?

3) Какой математический знак нужно поставить между 5 и 6,

чтобы полученное число было больше 5, но меньше 6?

4) Один поезд отправляется из Москвы в Пермь,

одновременно с ним выходит поезд из Перми в Москву,

скорость которого в два раза больше. Какой из поездов в

момент встречи будет находиться дальше от Москвы?

5) Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили.

Сколько углов осталось?

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:   1) Чему равно произведение:  -109*(-108)*…107*(108)  2) Чему равна сумма:  -65+(-64)+(-63)+…+64+65+66?
  • ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1) Чему равно произведение:

-109*(-108)*…107*(108)

2) Чему равна сумма:

-65+(-64)+(-63)+…+64+65+66?

Программа кружка в школе в 5 классе:  1) Разрезание по прямой линии.  2) Разрезание квадрата и куба.  3) Задачи про куб(разрезание и развертка).  4) Разные задачи на разрезание.  5) Невыпуклые многоугольники. Точки и прямые.  6) Козы и собаки (геометрическое место точек).  7) Рыцари и лжецы(логика).  8) Рыцари, лжецы и хитрецы.  9) Логические задачи. Разумный перебор.  10) Примеры и конструкции.  11) Замещения и разрезания.  12) Обходы и раскраски.  13) Обратный ход.  14) Пары, знакомства и турниры.  15) Кубики. Виды спереди, сбоку и сверху.  16) Делимость.  17) «Правильная игра».

Программа кружка в школе в 5 классе:

1) Разрезание по прямой линии.

2) Разрезание квадрата и куба.

3) Задачи про куб(разрезание и развертка).

4) Разные задачи на разрезание.

5) Невыпуклые многоугольники. Точки и прямые.

6) Козы и собаки (геометрическое место точек).

7) Рыцари и лжецы(логика).

8) Рыцари, лжецы и хитрецы.

9) Логические задачи. Разумный перебор.

10) Примеры и конструкции.

11) Замещения и разрезания.

12) Обходы и раскраски.

13) Обратный ход.

14) Пары, знакомства и турниры.

15) Кубики. Виды спереди, сбоку и сверху.

16) Делимость.

17) «Правильная игра».

РЕЗУЛЬТАТЫ :  Призеры заочных международных и всероссийских олимпиад и конкурсов: «Кенгуру», «Альбус», «Олимпус», «Математика без границ», «Интернет-олимпиада», «III тысячилетие» призеры Малых краевых олимпиад; Призеры муниципального этапа олимпиады школьников (50% призовых мест школе приносит один класс). ОГЭ по математике 2017г.-на «4» и «5»,одна тройка Мониторинг-8,10 классы-.-на «4» и «5»,три тройки

РЕЗУЛЬТАТЫ :

  • Призеры заочных международных и всероссийских олимпиад и конкурсов: «Кенгуру», «Альбус», «Олимпус», «Математика без границ», «Интернет-олимпиада», «III тысячилетие»
  • призеры Малых краевых олимпиад;
  • Призеры муниципального этапа олимпиады школьников (50% призовых мест школе приносит один класс).
  • ОГЭ по математике 2017г.-на «4» и «5»,одна тройка
  • Мониторинг-8,10 классы-.-на «4» и «5»,три тройки
ЛИТЕРАТУРА: Е.В. Смыкалова, «Дополнительные главы по математике» для учащихся 5,6,7классов,  С.-П.: «СМИО ПРЕСС»,2006,2008 И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин, «Задачи на смекалку»,  Москва: «Просвещение»,2007 Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова,«Математика 5 класс» (тетрадь 1,2), «М 6», «М 7», Москва: «Интеллект-Центр» С.С.Худадатова, «Математика в ребусах, кроссвордах, криптограммах», 6класс, Москва «Школьная пресса», 2003 УМК «Математика. Арифметика, Геометрия. 5 класс»  линии «Сфера» с электронным приложением (1500 ресурсов)

ЛИТЕРАТУРА:

  • Е.В. Смыкалова, «Дополнительные главы по математике» для учащихся 5,6,7классов,

С.-П.: «СМИО ПРЕСС»,2006,2008

  • И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин, «Задачи на смекалку»,

Москва: «Просвещение»,2007

  • Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова,«Математика 5 класс» (тетрадь 1,2), «М 6», «М 7», Москва: «Интеллект-Центр»
  • С.С.Худадатова, «Математика в ребусах, кроссвордах, криптограммах», 6класс, Москва «Школьная пресса», 2003
  • УМК «Математика. Арифметика, Геометрия. 5 класс»

линии «Сфера» с электронным приложением (1500 ресурсов)

Рекомендации учителям: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься . Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .

Рекомендации учителям:

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
  • Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!