« Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одаренными детьми»
- « Одаренными называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения или лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере».
Введение
- Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе. В настоящий момент образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных, умственных и физических способностей, одаренности и таланта.
После многолетних наблюдений заметила:
- Развивающие цели практически не меняются (развить память, внимание, мышление);
- Обучение ребенка без его развития не может быть успешным;
Вывод: необходимо включать в уроки, а также и во внеурочную деятельность развивающие задания (помогают удерживать интерес к математике);
- Важно направить одаренного ребенка
не на получение определенного объема знаний,
а на творческую его переработку,
воспитать способность мыслить.
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям.
У одаренных ребят есть еще один стимул-побеждать.
Хотя цена этих побед-долгая и трудная работа над собой.
И здесь незаменима помощь учителя.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал-это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода к работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни.
В 5-7 классах использовала
систему развивающих заданий по темам :
- Аналогия;
- Исключение лишнего;
- «В худшем случае»;
- Классификация;
- Логические задачи;
- Перебор;
- Задачи с геометрическим содержанием;
- Задачи на «переливание»;
- Задачи-шутки;
- Ребусы и кросснамберы;
- Занимательные задачи.
Эти задачи можно разделить на группы,
учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
- Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки.
- Задачи « на переливание» и классификацию, логические задачи, ребусы учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.
- Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задачи, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению.
- Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.
Необходимо учитывать следующее:
- выбранные задания должны быть посильными для детей;
- задания, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными;
- если ученики не справляются с заданием, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;
- ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач;
- если на уроке время ограничено, то эти задания можно применять на занятиях математического кружка.
СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ:
- АНАЛОГИЯ -это сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одной из основ поиска решения задач. Задачи этой серии направлены на отработку таких познавательных приемов, как проведение словесных аналогий и нахождение аналогий между фигурами.
Например: 1) уменьшаемое-разность,
множитель-…
2) продолжи ряд: 1,5,13,29,…
7, 19,37,61,…
- ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО. В каждой задаче этой серии указаны четыре объекта, из которых три в значительной мере сходны друг с другом, и только один отличается от всех остальных.
Например: 1) сумма, разность, множитель, частное
2) 9, 12, 8, 15
3) см, дм, м2,км
- «В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ». Это прием решения задачи, где для доказательства какого-либо утверждения можно рассмотреть самый неудобный, худший вариант, в котором утверждение выполняется. Если мы докажем утверждение для худшего случая, то тем более оно будет верно и в остальных случаях. Главное- правильно определить этот худший случай.
Например: 1) В классе 37 человек. Докажите, что среди
них найдутся четыре человека,
родившиеся в один и тот же месяц.
2) Есть три ключа от трех замков.
Какое наименьшее количество проб нужно
осуществить, чтобы подобрать ключи к замкам.
- КЛАССИФИКАЦИЯ- это общепознавательный прием мышления, суть которого заключается в разбиении данного множества объектов на попарно непересекающиеся подмножества(классы).Число таких подмножеств, а также их состав зависит от основания классификации(т.е. признака, существенного для данных объектов, которое может принимать различные значения.
Например:
Что объединяет слова длина, площадь, масса?
Какое слово к ним подходит:
секунда, центнер, величина, метр?
- ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ -это задачи, требующие умения проводить доказательные рассуждения, анализировать.
Например:
1) Ира, Даша, Коля и Митя собирали ягоды.
Даша собрала ягод больше всех, Ира-не меньше всех.
Верно ли, что девочки собрали ягод больше, чем мальчики?
2) Наташа произнесла истинное утверждение.
Лена повторила его дословно и оно стало ложным.
Что сказала Наташа?
- ПЕРЕБОР . Сущность этого приема заключается в проведении организованного разбора и анализа всех случаев, которые потенциально возможны в ситуации, описанной в задаче.
Например:
1) Сколько имеется двузначных чисел, у которых
среди цифр есть хотя бы одна пятерка?
2) В числе 48352 зачеркните такие цифры,
чтобы число, образованное оставшимися цифрами
в том же порядке было наибольшим(наименьшим).
- ЗАДАЧИ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
1) Нарисуйте два треугольника так, чтобы их общей
частью были: а) шестиугольник; б)пятиугольник;
в) четырехугольник; г) отрезок; д) точка.
2) Разрезать квадрат на две равные фигуры(10 способов).
3) Деревянный куб покрасили со всех сторон, потом
распили на 27 одинаковых кубиков. Сколько кубиков
имеют 3 окрашенные грани, 2 окрашенные грани?
Сколько кубиков не окрашено?
1) В первый сосуд входит 10 литров воды. Как используя
еще два пустых сосуда по 5 и 7 литров, разделить
воду на две части?
2) Восьмилитровый бидон наполнен водой.
Как с помощью трехлитровой и пяти литровой
отлить 1 литр воды?
1) Гусь стоит 20 рублей и еще половину того, сколько он
на самом деле стоит. Сколько стоит гусь?
2) Сколько концов у двух палок, у трех палок, у пяти с
половиной палок?
3) Какой математический знак нужно поставить между 5 и 6,
чтобы полученное число было больше 5, но меньше 6?
4) Один поезд отправляется из Москвы в Пермь,
одновременно с ним выходит поезд из Перми в Москву,
скорость которого в два раза больше. Какой из поездов в
момент встречи будет находиться дальше от Москвы?
5) Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили.
Сколько углов осталось?
1) Чему равно произведение:
-109*(-108)*…107*(108)
2) Чему равна сумма:
-65+(-64)+(-63)+…+64+65+66?
Программа кружка в школе в 5 классе:
1) Разрезание по прямой линии.
2) Разрезание квадрата и куба.
3) Задачи про куб(разрезание и развертка).
4) Разные задачи на разрезание.
5) Невыпуклые многоугольники. Точки и прямые.
6) Козы и собаки (геометрическое место точек).
7) Рыцари и лжецы(логика).
8) Рыцари, лжецы и хитрецы.
9) Логические задачи. Разумный перебор.
10) Примеры и конструкции.
11) Замещения и разрезания.
12) Обходы и раскраски.
13) Обратный ход.
14) Пары, знакомства и турниры.
15) Кубики. Виды спереди, сбоку и сверху.
16) Делимость.
17) «Правильная игра».
РЕЗУЛЬТАТЫ :
- Призеры заочных международных и всероссийских олимпиад и конкурсов: «Кенгуру», «Альбус», «Олимпус», «Математика без границ», «Интернет-олимпиада», «III тысячилетие»
- призеры Малых краевых олимпиад;
- Призеры муниципального этапа олимпиады школьников (50% призовых мест школе приносит один класс).
- ОГЭ по математике 2017г.-на «4» и «5»,одна тройка
- Мониторинг-8,10 классы-.-на «4» и «5»,три тройки
ЛИТЕРАТУРА:
- Е.В. Смыкалова, «Дополнительные главы по математике» для учащихся 5,6,7классов,
С.-П.: «СМИО ПРЕСС»,2006,2008
- И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин, «Задачи на смекалку»,
Москва: «Просвещение»,2007
- Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова,«Математика 5 класс» (тетрадь 1,2), «М 6», «М 7», Москва: «Интеллект-Центр»
- С.С.Худадатова, «Математика в ребусах, кроссвордах, криптограммах», 6класс, Москва «Школьная пресса», 2003
- УМК «Математика. Арифметика, Геометрия. 5 класс»
линии «Сфера» с электронным приложением (1500 ресурсов)
Рекомендации учителям:
- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
- Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
- Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .