Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время.
- Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии.
- Фредерик Жолио-Кюри
- Человек работал умно, работал и вдруг почувствовал, что стал глупее своей работы. Василий Ключевский
- Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни одной собственной мысли. Уилсон Мизнер
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину.
Исследовательская деятельность способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, развитию интеллектуального потенциала учащихся, формированию языковой коммуникативной культуры школьников, воспитанию подлинно свободной личности – всё это соответствует приоритетным направлениям современной системы образования.
Формы организации исследовательской деятельности
Экспресс-исследования – кратковременное исследование по предложенной педагогом тематике. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.
Долговременные исследования проводятся в рамках внеурочной деятельности.
По количеству авторов исследования могут быть индивидуальные и коллективные или групповые .
МНОГООБРАЗИЕ ПРИЕМОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Приемы:
сопоставления,
доказательства,
обобщения,
выдвижения гипотез,
переноса знаний в новую ситуацию,
использования аналогов и т.д .
Формы и методы исследовательской деятельности на уроке
Педагогическая мастерская-
это интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, обобщения и обмена информацией.
Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.
Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности.
Принципы и правила ведения мастерской:
- ценностно-смысловое равенство всех участников;
- право каждого на ошибку;
- безоценочная деятельность;
- предоставление свободы;
- значительный элемент неопределенности, неясности в заданиях;
- диалоговость;
- решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторите та.
Мастерская – это не место и не территория, а событие в жизни Мастера и учеников. Это реализация новой педагогической гуманной философии через эмоции и творчество. Она предполагает создание условий для саморазвития свободной творческой личности. Это запуск неожиданности в обыденность.
- Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
«Проект» в буквальном переводе с латинского языка означает «брошенный вперёд»
Задачи учителя – руководителя исследовательской деятельностью:
1)выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской работы;
2)обеспечить овладение учащимися методами научного познания в процессе исследовательской деятельности;
3) формировать у учащихся мотивацию, потребность в исследовательской деятельности;
4) дать школьникам полноценные, хорошо ими осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
5) формировать у учеников умения и навыки ведения исследовательской работы;
6)формировать у них умения самостоятельно, творчески мыслить ;
7) учить самоанализу и рефлексии;
8) развивать коммуникативные способности.
Этапы проектной деятельности
- 1.Выбор темы.
- 2. Выделение проблемы, постановка целей и задач, формулировка рабочей гипотезы, составление плана работы.
- 3.Освоение методики исследования.
- 4.Сбор и обработка материала как теоретического, так и экспериментального.
- 5. Обобщение, анализ, формулировка выводов.
- 6. Подготовка защиты работы (презентации, выступления).
- 7. Презентация проекта.
ВЫВОДЫ
Исследовательская деятельность позволяет увидеть и развивать способности учеников, поскольку требует от них самостоятельности, умения проблемно мыслить, способствует формированию таких качеств как: целеустремленность, настойчивость, инициативность, критичность мышления, коммуникабельность. Приобретенный опыт у ребенка не исчезнет даже при единичном опыте. Он обязательно проявится в других сферах деятельности, позволит шире смотреть на любую проблему.
В болоте страха и вины
Держись за берег иль плыви.
Спасенье здесь, спасенье там,
Спасти себя ты сможешь сам!
Есть монстры вне и есть внутри,
В свои проблемы посмотри:
Что лучше – корни в берегах?
Опасный ветер в парусах?
И берег тот, и океан
Не зря планете нашей дан.
Чтоб берег прочный оценить,
Попробуй вольным стилем плыть.
И, океана соль вкусив,
От страха сам себя спаси!
Надежда Ивановна Белова
Д.Тенцинг сказал: «Многие люди приходят-смотрят, смотрят. Некоторые приходят-видят».