ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Коррекция речевых нарушений
у детей старшего дошкольного возраста посредством развития
мелкой моторики»
Подготовила учитель-логопед: Бязрова Л.Ю.
Речь – важнейшая психическая функция, присущая
только человеку.
По ряду причин число детей, страдающих
речевыми нарушениями, возрастает.
Известно, что все ученые, изучавшие деятельность мозга,
психику детей, отмечали большое стимулирующее
влияние функции руки.
Движения пальцев рук настолько положительно
влияют на развитие нашей речи, что
стали вспомогательной частью нашего языка.
Вот почему проблема коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой , остается актуальной и сегодня.
- Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
- Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.
- В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.
Бехтерев В. М.
академик, психиатр, невролог, физиолог (1857 — 1927)
Преодоление речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.
* Стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук.
* Овладеть приемами самомассажа и расслабления.
* Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами .
* Скоординировать движения обеих рук.
* Развивать двигательную память, произвольность и точность движений .
- Предметно-развивающая среда
- Предметно-развивающая среда
- Профессиональная компетентность педагога
- Профессиональная компетентность педагога
- Совместная деятельность детей, родителей, педагогов по намеченной теме
- Совместная деятельность детей, родителей, педагогов по намеченной теме
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
2.Формирующий
(октябрь-апрель)
1.Организазионный
(август-сентябрь)
3.Заключительный
(май-июнь)
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель: определение уровня сформированности
мелкой моторики у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием.
Содержание работы
Сроки
Повышение квалификации в РИПК и ППРО по программе «Специальное (коррекционное) образование (логопедия)» в объеме 144 часов
Подбор методической литературы по заявленной теме
Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе
август
август
Подбор методик для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей.
Диагностирование детей.
август
сентябрь
II. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП Цель: развитие мелкой моторики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
СРОКИ
Формирование кинестетической основы движения.
В течение всего срока обучения
Формирование кинетической основы движения
В течение всего срока обучения
Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений
В течение всего срока обучения
Самомассаж кистей и пальцев рук
В течение всего срока обучения
Формирование кинестетической основы движения.
- Выполнение фигурок из пальцев
Формирование кинетической основы движения
Динамические упражнения для пальцев рук.
«Пять телят»
«Пальчик-мальчик»
Пальцы сжаты в кулачок,
Пальцы сжаты в кулачок,
Поочередно разгибать
Распрямлять по одному пальцу,
пальчики,
Начиная с мизинца.
Начиная с большого. На
последнюю строчку пальцы
соединяются в щепотку.
Этот теленок пьет молоко,
Этот теленок ушел далеко.
Этот теленок травку жует,
Этот теленок копытцами бьет.
Этот теленок мычит:
«Почему все разошлись?
Скучно мне одному!»
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел
- С этим братцем песни пел!
Развитие динамической координации рук
в процессе выполнения одновременно
организованных движений
перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);
одновременно выбрасывать кисти рук вперед, при этом пальцы одной руки сжимать в кулак пальцы другой соединять в кольцо ;
застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;
завязывать и развязывать шнурки;
раскладывать счетные палочки,
строить домики из них;
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: выявить количественные и качественные изменения в развитии ручной моторики и проследить взаимосвязь ее с коррекцией звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Диагностирование детей.
СРОКИ
Выявить эффективность применения развития мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе по развитию речевой деятельности
май
июнь
Ожидаемые результаты
- Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по развитию речевой деятельности.
- Сокращение сроков коррекции звукопроизношения.
- Овладение воспитанниками навыков самомассажа кистей рук.
- Расширение и обогащение словаря.
- Повышение мотивации к процессу обучения.
Информационные ресурсы
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Тренируем пальчики.» М.: Дрофа, 2000 г.
- Белякова О.В. «100 лучших игр для подготовки к школе.» М.: Айрис-пресс, 2007 г.
- Гаврика С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.» Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.» Спб,1998 г.
- Комарова Т., Савенко А. «Коллективное творчество детей.» – М., 1998.
- Новиковская О.А. «Умные пальчики. 150 игр и заданий для детей от года до шести лет.» М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007 г.
- Сахарова О.М. «Готовим руку к письму.» М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008г.
- Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
- Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. «Особенности психического развития детей 5-7-летнего возраста.» М.: Просвещение, 1988 г.