СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Культурное наследие христианской Руси"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на формирование представления детей о культурном наследии христианской Руси.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Культурное наследие христианской Руси"»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:   «Культурное наследие христианской руси»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Культурное наследие христианской руси»

Древняя Русь после принятия христианства  Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития. Вера помогала сплотить народы, проживавшие на её территории. Православная церковь разъясняла особенности новой религии, рассказы вала о любви и милосердии Бога. Она учила людей изживать обычаи, которые оставались от язычества: кровную месть, идолопоклонство. Священнослужители рассказывали о необходимости уважать старших, беречь семью, честно трудиться. Христианство помогло объединить не только славянские, но и неславянские племена.

Древняя Русь после принятия христианства

Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития. Вера помогала сплотить народы, проживавшие на её территории. Православная церковь разъясняла особенности новой религии, рассказы вала о любви и милосердии Бога. Она учила людей изживать обычаи, которые оставались от язычества: кровную месть, идолопоклонство. Священнослужители рассказывали о необходимости уважать старших, беречь семью, честно трудиться. Христианство помогло объединить не только славянские, но и неславянские племена.

Христианская вера и образование в Древней Руси.

Принятие на Руси христианства положительно повлияло на распространение образования. Конечно, нельзя сравнивать грамотного человека X-XI веков с современным. Слишком большие знания и опыт накопило человечество за прошедшие века. Но грамотный человек, живший в Древней Руси в XI веке, знал многое из того, что было в письменной и книжной культуре Восточной Европы, Византии. Выделим наиболее важные исторические свидетельства того, какие события происходили в это время и как они повлияли на развитие образования в Древней Руси.

Свидетельство первое . Во времена великого князя Владимира (X век) входит в употребление славянская письменность, которую создали веком раньше братья монахи Кирилл и Мефодий. Появились первые переводы книг с греческого языка на славянский.

Свидетельство второе. Князь Владимир хорошо понимал, что для распространения веры среди народа нужны были учёные люди и школы для их подготовки. Поэтому он издал указ, в котором говорилось: «Начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». Древние летописи свидетельствовали о том, что таких «книжных училищ» было множество.

Свидетельство третье. С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Анна, основательница женского монастыря, создала в нём школу для обучения девочек.

Свидетельство четвёртое . В X-XI веках в крупных городах появляются библиотеки, которые сыграли большую роль в просвещении народа. Первые такие библиотеки открывались при монастырях. Одной из крупнейших была библиотека Киево-Печерского монастыря.

«Любил Ярослав книги, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И списали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным. Будто кто-то землю вспахал, а другой засеял, иные ж е пожинают и едят пищу неоскудеющую, так и Ярослав. Отец его, Владимир, землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, Ярослав ж е засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное. Велика ведь польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь Ярослав Мудрый покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей.

«Любил Ярослав книги, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И списали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным. Будто кто-то землю вспахал, а другой засеял, иные ж е пожинают и едят пищу неоскудеющую, так и Ярослав. Отец его, Владимир, землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, Ярослав ж е засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное. Велика ведь польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь Ярослав Мудрый покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей.

В Великом Устюге около 1340 года родился Стефан, просветитель Перми. В молодости святой принял иночество в монастыре. Овладев богатой церковной культурой, он горел желанием обратить ко Христу зырян — народность, проживавшую в Пермском крае. Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до места, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам — «огню, воде, деревьям, камню». Плодом его деятельности стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Для просвещения зырян Стефан составил азбуку их языка и перевёл на него несколько книг. Для утверждения в вере новообращённых, святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на зырянском языке. Когда Стефан умер, зыряне горько оплакивали кончину своего просветителя.

В Великом Устюге около 1340 года родился Стефан, просветитель Перми. В молодости святой принял иночество в монастыре. Овладев богатой церковной культурой, он горел желанием обратить ко Христу зырян — народность, проживавшую в Пермском крае. Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до места, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам — «огню, воде, деревьям, камню». Плодом его деятельности стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Для просвещения зырян Стефан составил азбуку их языка и перевёл на него несколько книг. Для утверждения в вере новообращённых, святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на зырянском языке. Когда Стефан умер, зыряне горько оплакивали кончину своего просветителя.

«Рубить повсюду церкви...»

После принятия христианства повелел великий князь Владимир, как сказано в летописи, «рубить повсюду церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры». Для стройки выбирали самые красивые места в поселениях. Первые деревянные храмы были срублены в Киеве и Великом Новгороде. Позднее церкви стали строить из камня. До настоящего времени сохранилось не много древних храмов. Но все они вызывают восхищение и являются вы дающимися памятниками архитектуры. Возводя церкви в своих городах, наши предки не ж алели на них средств. Снаружи стены храмов украшали каменной резьбой, а внутри полы храма выкладывали мрамором, стены украшали фресками и яркой мозаикой. Все эти произведения древнего и современного искусства изображаю т сцены из жизни Христа и его учеников. В православном храме всегда много икон. Они сопровождают верующего человека в течение всей его жизни. Иконы издревле находились не только в церквях, но и в каждой избе, в маленьких молельнях на дорогах, на полях сражений. Иконопись считалась самым совершенным из искусств, а мастера-иконописцы были окружены огромным уважением современников.

Спасо - Яковлевский Димитриев монастырь

Спасо - Яковлевский Димитриев монастырь

Духовная музыка. Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке. Существует множество её жанров и направлений. Среди них — богослужебная музыка, духовная музыка для использования вне богослужения, хоровая и др. В православном храме во время службы звучат церковные песнопения. Это богослужебная музыка, которая пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Главная её особенность в том, что она исполняется голосом (несколькими голосами) без использования музыкальных инструментов. В Новом Завете есть такие слова: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Священные тексты нередко вдохновляли людей на создание музыкальных произведений в жанре духовной музыки для исполнения вне богослужения. В этом жанре творили выдающиеся российские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский и др.

Духовная музыка.

Значительное место в православной культуре принадлежит духовной музыке. Существует множество её жанров и направлений. Среди них — богослужебная музыка, духовная музыка для использования вне богослужения, хоровая и др. В православном храме во время службы звучат церковные песнопения. Это богослужебная музыка, которая пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Главная её особенность в том, что она исполняется голосом (несколькими голосами) без использования музыкальных инструментов. В Новом Завете есть такие слова: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Священные тексты нередко вдохновляли людей на создание музыкальных произведений в жанре духовной музыки для исполнения вне богослужения. В этом жанре творили выдающиеся российские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский и др.

 Послушаем звон колоколов...  Когда мы говорим о церковной музыке, нельзя не вспомнить о колокольном звоне. Он обязательно сопровождает богослужения, благовестит о великих и малых православных праздниках. В начале возникновения христианства на Руси на молитву приглашал один колокол. Много позже начали строить звонницы (колокольни), где подвешивались разные по размеру и звучанию колокола. Постепенно складывалась русская школа колокольного звона с разными его рисунками — переливчатыми, торжественными, печальными, с разным темпом — быстрым, неторопливым. Различают четыре вида колокольного звона. Благовест — это мерные удары в один из больших колоколов. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Перебор — погребальный звон, когда звонарь ударяет в каждый колокол в определённой последовательности. Перезвон — это мерные удары в каждый колокол; вместе с трезвоном он совершается перед особо торжественными богослужениями. Трезвон — это звон во все колокола.

Послушаем звон колоколов...

Когда мы говорим о церковной музыке, нельзя не вспомнить о колокольном звоне. Он обязательно сопровождает богослужения, благовестит о великих и малых православных праздниках. В начале возникновения христианства на Руси на молитву приглашал один колокол. Много позже начали строить звонницы (колокольни), где подвешивались разные по размеру и звучанию колокола. Постепенно складывалась русская школа колокольного звона с разными его рисунками — переливчатыми, торжественными, печальными, с разным темпом — быстрым, неторопливым. Различают четыре вида колокольного звона. Благовест — это мерные удары в один из больших колоколов. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Перебор — погребальный звон, когда звонарь ударяет в каждый колокол в определённой последовательности. Перезвон — это мерные удары в каждый колокол; вместе с трезвоном он совершается перед особо торжественными богослужениями. Трезвон — это звон во все колокола.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!