Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова».»
Тема урока
- М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
- Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.
Составитель:Тугузова Р.А.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №29»
«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»
Цели урока
- повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;
- определить основные мотивы поэзии Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 - 1841
РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ
Юрий Петрович Лермонтов (капитан)
Мария Михайловна Лермонтова, урождённая Арсеньева
Тарханы. Усадьба, где прошли детские годы М. Лермонтова. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова
… И вижу я себя ребёнком,
и кругом родные всё места;
Высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…
М.Ю. Лермонтов
«Как часто пёстрою толпою окружён…»
Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева
М.Ю. Лермонтов в детстве. 1820-1822 годы
Московский Благородный пансион при университете
1828 - 1830
- Первые литературные опыты («Осень», поэмы, «Кавказский пленник»)
1830 – 1832 Учёба в Московском университете
- Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
- Первое появление в печати – «Весна».
- Лермонтов подаёт прошение об отчислении из университета.
- Переезд в Петербург.
1832
- Зачислен в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
- Творчеству посвящает редкие свободные часы.
Стихотворение «Парус».
1834
- Произведён из юнкеров в корнеты Гусарского полка (младший офицерский чин в кавалерии, соответствовал чину прапорщика)
- Свободное время отдаёт литературе.
Зима 1837 год
Откликаясь на смерть А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»
Лермонтов на Кавказе (первая ссылка)
1837
Смерть Пушкина.
Стих. «Смерть поэта»
- Переведён в Нижегородский драгунский полк прапорщиком
1838
- Весной благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
- Приезд в Москву, затем в Петербург, где был сразу принят в светском обществе. Познакомился с писателями пушкинского круга:
Ф.М.Одоевский Ф.М. Одоевский П.А. Вяземский
П.А. Плетнёв
В.А. Жуковский
1838
- Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».
1839
- Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и
В.Г. Белинским.
1840 - вторая ссылка на Кавказ в Тенгинский пехотный полк в действующую армию
с горцами и в кровопролитном сражении при
р. Валерик
1840 - 1841
- Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был представлен к награждению орденом и золотой саблей с надписью «За храбрость».
- В награде было отказано .
- Ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.
Музей "Домик Лермонтова",
где поэт провел последние месяцы жизни.
1841 год
- 15 июля убит на дуэли свом товарищем по Школе юнкеров Мартыновым.
"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", -
напишет Белинский.
1842 год, апрель
- Бабушка поэта обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы.
- Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых.
Периоды творчества М. Ю. Лермонтова
- 1828 – 1836 - ранний период
- 1837 – 1841 – зрелый период
Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это: Запись в тетрадь:
- жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
- разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
- любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
- критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
- трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");
Домашнее задание
- Рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
- Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.