СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова».»

Тема урока М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Составитель:Тугузова Р.А. Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №29»

Тема урока

  • М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
  • Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.

Составитель:Тугузова Р.А.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №29»

«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»

«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»

Цели урока повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве; определить основные мотивы  поэзии Лермонтова.    

Цели урока

  • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;
  • определить основные мотивы  поэзии Лермонтова. 

  

Михаил  Юрьевич Лермонтов   1814 - 1841

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 - 1841

                       РОДИТЕЛИ                 РОДИТЕЛИ      Отец   Юрий Петрович Лермонтов (капитан) Мать  Мария Михайловна Лермонтова, урождённая Арсеньева

РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ

  • Отец

Юрий Петрович Лермонтов (капитан)

  • Мать

Мария Михайловна Лермонтова, урождённая Арсеньева

 Тарханы. Усадьба, где прошли детские годы М. Лермонтова. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова … И вижу я себя ребёнком,  и кругом родные всё места; Высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей…   М.Ю. Лермонтов  «Как часто пёстрою толпою окружён…»

Тарханы. Усадьба, где прошли детские годы М. Лермонтова. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова

… И вижу я себя ребёнком,

и кругом родные всё места;

Высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…

М.Ю. Лермонтов

«Как часто пёстрою толпою окружён…»

Бабушка   Елизавета Алексеевна  Арсеньева

Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева

     М.Ю. Лермонтов в детстве.       1820-1822 годы

М.Ю. Лермонтов в детстве. 1820-1822 годы

Московский Благородный пансион при университете    1828 - 1830 Первые литературные опыты («Осень», поэмы, «Кавказский пленник»)

Московский Благородный пансион при университете

1828 - 1830

  • Первые литературные опыты («Осень», поэмы, «Кавказский пленник»)
 1830 – 1832  Учёба в Московском  университете  Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете. Первое появление в печати – «Весна». Лермонтов подаёт прошение об отчислении из университета. Переезд в Петербург.

1830 – 1832 Учёба в Московском университете

  • Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
  • Первое появление в печати – «Весна».
  • Лермонтов подаёт прошение об отчислении из университета.
  • Переезд в Петербург.
 1832 Зачислен в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Творчеству посвящает редкие свободные часы.  Стихотворение «Парус».

1832

  • Зачислен в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
  • Творчеству посвящает редкие свободные часы.

Стихотворение «Парус».

    1834      Произведён из юнкеров в корнеты Гусарского полка (младший  офицерский чин  в кавалерии,  соответствовал  чину прапорщика) Свободное время отдаёт литературе.

1834

  • Произведён из юнкеров в корнеты Гусарского полка (младший офицерский чин в кавалерии, соответствовал чину прапорщика)
  • Свободное время отдаёт литературе.
Зима 1837 год Откликаясь на смерть А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»

Зима 1837 год

Откликаясь на смерть А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»

Лермонтов на Кавказе  (первая ссылка)    1837 Смерть Пушкина. Стих. «Смерть поэта» Переведён в Нижегородский драгунский полк прапорщиком

Лермонтов на Кавказе (первая ссылка)

1837

Смерть Пушкина.

Стих. «Смерть поэта»

  • Переведён в Нижегородский драгунский полк прапорщиком
 1838    Весной благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку. Приезд в Москву, затем в Петербург, где был сразу принят в светском обществе. Познакомился с писателями пушкинского круга:

1838

  • Весной благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
  • Приезд в Москву, затем в Петербург, где был сразу принят в светском обществе. Познакомился с писателями пушкинского круга:
Ф.М.Одоевский               Ф.М. Одоевский                  П.А. Вяземский П.А. Плетнёв  В.А. Жуковский

Ф.М.Одоевский Ф.М. Одоевский П.А. Вяземский

П.А. Плетнёв

В.А. Жуковский

 1838 Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».  1839 Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и  В.Г. Белинским.

1838

  • Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».

1839

  • Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и

В.Г. Белинским.

 1840 - вторая ссылка на Кавказ  в Тенгинский пехотный полк в действующую армию    Участвует в стычках  с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик

1840 - вторая ссылка на Кавказ в Тенгинский пехотный полк в действующую армию

  • Участвует в стычках

с горцами и в кровопролитном сражении при

р. Валерик

 1840 - 1841    Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был представлен к награждению орденом и золотой саблей с надписью «За храбрость».  В награде было отказано . Ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.

1840 - 1841

  • Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был представлен к награждению орденом и золотой саблей с надписью «За храбрость».
  • В награде было отказано .
  • Ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.

Музей

Музей "Домик Лермонтова",

где поэт провел последние месяцы жизни.  

1841 год  15 июля убит на дуэли свом товарищем по Школе юнкеров Мартыновым. Место гибели Барельеф мемориала

1841 год

  • 15 июля убит на дуэли свом товарищем по Школе юнкеров Мартыновым.
  • Место гибели
  • Барельеф мемориала

"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", -

напишет Белинский.

1842 год, апрель Бабушка поэта обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы.  Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых.

1842 год, апрель

  • Бабушка поэта обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы.
  • Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых.
   Периоды творчества М. Ю. Лермонтова     1828 – 1836  -  ранний период 1837 – 1841  –  зрелый период

Периоды творчества М. Ю. Лермонтова

  • 1828 – 1836  -  ранний период
  • 1837 – 1841  –  зрелый период
Таким образом,  основные темы и мотивы лирики Лермонтова  - это:    Запись в тетрадь:   жажда свободы, вольности, борьбы (

Таким образом,  основные темы и мотивы лирики Лермонтова  - это:   Запись в тетрадь:

  • жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
  • любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
  • критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");
Домашнее задание Рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.

Домашнее задание

  • Рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
  • Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!