«Методические принципы и структура современной спортивной подготовки учащихся»
Чеботарев С.Г.
Нормативные документы, образовательные программы и комплекты учебно-методической литературы
- - Закон ЛНР «Об образовании».
- - Государственный стандарт основного, среднего общего образования.
- - «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008)
- - Республиканский перечень учебников на учебный год.
- - Рабочие учебные программы.
- - Календарно-тематическое планирование.
Рабочие программы
Цели, задачи деятельности учителя по физической культуре
Цели:
- содействие всестороннему развитию личности;
- воспитание активно развитой личности.
Основными задачами в школе по физическому воспитанию являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха;
- тренировки и укрепления здоровья;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Физкультура
- Уроки физкультуры в школе проходят в специально оборудованном спортивном зале, на улице, а также на специально оборудованной площадке
Урок физкультуры состоит из трех разделов:
Вводная часть , или разминка, готовит организм к нагрузке
Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет
Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс
Физкультура - это занятия, которые направлены на укрепление здоровья и гармоничного развития тела.
Спорт – это соревновательная деятельность с целью достижения высоких результатов.
Спортивная тренировка
- Спортивная тренировка – специализированный педагогический процесс, направленный на создание оптимальных условий, позволяющих максимально использовать заложенные природой физические, функциональные, интеллектуальные и психические возможности человека с целью достижения наивысших показателей в избранном виде спорта (Л.С.Дворкин, 1995).
- Спортивная тренировка – та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения (А.А. Гужаловский, 1986).
- Спортивная тренировка - специализированный процесс всестороннего физического воспитания, обеспечивающий достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта (Б.А.Ашмарин, 1979).
- Спортивная тренировка – педагогический процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсменов в условиях правильного гигиенического режима, тщательного врачебного и педагогического контроля (Н.Г.Озолин, 1962).
Цель спортивной тренировки - подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
Структура спортивной тренировки
Техническая подготовка
Физическая подготовка
Теоретическая
подготовка
Тактическая подготовка
Психическая подготовка
Основные задачи спортивной тренировки:
1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины; 2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов; 3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств; 4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности; 5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Принципы спортивной тренировки
Принцип непрерывности тренировочного процесса
Принцип прогрессирования
Принцип сознательности
Принцип активности
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип волнообразности динамики нагрузок
Принцип систематичности
Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена
Принцип цикличности тренировочного процесса
Основным специфическим средством спортивной тренировки являются тренировочные упражнения:
Соревновательные (или основные)
Специально-подготовительные
Общеподготовительные
Методы спортивной тренировки
Методы длительного стандартно-повторного и повторно-переменного упражнения
Методы переменного упражнения
Методы повторно-интервального и прогрессирующего упражнения
Метод частично регламентированного упражнения
Игровой метод
Соревновательный метод
Спортивная тренировка требует комплексного использования различных методов, только оптимальное сочетание с учетом особенностей вида спорта, этапов тренировки может обеспечить максимальный эффект тренировочного процесса.
Требования к тренировке начинающих спортсменов:
- 1. Обязательным условием является разносторонняя физическая подготовка.
- 2. Дидактическая направленность тренировки выражается в том, что удельный вес обучения должен быть большим, чем в тренировке взрослых.
- 3. Дозировка физических и психических нагрузок должна соответствовать возможностям растущего организма.
- 4. Недопустима установка на достижение максимальных спортивных результатов в кратчайшие сроки.
- 5. При планировании спортивной тренировки необходимо учитывать особенности школьного учебного процесса.
- 6. Создавать облегченные условия проведения соревнований для уменьшения физического и психического напряжения детей.
- 7. Соблюдать возрастные ограничения при допуске детей к спортивным соревнованиям.
- 8. Число соревнований в течение года должно быть ограничено.
- 9. Использовать облегченный спортивный инвентарь и специальное оборудование, соответствующие анатомо-физиологическим особенностям и возможностям детей.