СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Драматургия и театр эпохи Просвещения». Искусство (музыка) 9 класс.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 9 классов, изучающих предмет искусство (музыка) по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Кашековой И.Э.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Драматургия и театр эпохи Просвещения». Искусство (музыка) 9 класс.»

Тема урока: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Драматургия и театр эпохи Просвещения». В театральном искусстве XVIII века не существовало единого общего стиля — не было стилевого единства художественного языка и приемов, присущего предшествующим эпохам. Автор работы: учитель музыки Корчагина Элеонора Васильевна МБОУ Лицей №6 г.Воронеж

Тема урока: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Драматургия и театр эпохи Просвещения».

В театральном искусстве XVIII века не существовало единого общего стиля — не было стилевого единства художественного языка и приемов, присущего предшествующим эпохам.

Автор работы: учитель музыки

Корчагина Элеонора Васильевна

МБОУ Лицей №6 г.Воронеж

В этот период острее, чем раньше, проявлялась борьба идейно-художественных направлений. Одновременно продолжалось формирование национальных театральных школ в Италии, Франции, Англии, Германии и, чуть позже, в России. Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты наполняя старые формы новым содержанием.

В этот период острее, чем раньше, проявлялась борьба идейно-художественных направлений.

Одновременно продолжалось формирование национальных театральных школ в Италии, Франции, Англии, Германии и, чуть позже, в России.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты наполняя старые формы новым содержанием.

Публичность общественной жизни, лишение церковного и придворного ритуала прежней святости и напыщенности приводили к их своеобразной “театрализации”. Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Величайший драматург Франции, Пьер Огюстен де Бомарше считал его “исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары”.

Публичность общественной жизни, лишение церковного и придворного ритуала прежней святости и напыщенности приводили к их своеобразной “театрализации”. Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Величайший драматург Франции, Пьер Огюстен де Бомарше считал его “исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары”.

Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей, их нравов.  Театр XVIII века не создал почти никаких технических новаций (кроме замены свечей керосиновыми лампами), но роль театра в общественной жизни в Европе XVIII века оказалась спустя века столь же важной , как в античной Греции. Из развлекательного придворного или ярмарочного театр превращается в форум буржуазии, становится выразителем национального самосознания.  Театр XVIII века превращается из ремесла в искусство . Изменяется социальный статус актёров – они становятся уважаемыми членами общества.

Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей, их нравов.

Театр XVIII века не создал почти никаких технических новаций (кроме замены свечей керосиновыми лампами), но роль театра в общественной жизни в Европе XVIII века оказалась спустя века столь же важной , как в античной Греции.

Из развлекательного придворного или ярмарочного театр превращается в форум буржуазии, становится выразителем национального самосознания.

Театр XVIII века превращается из ремесла в искусство . Изменяется социальный статус актёров – они становятся уважаемыми членами общества.

ТЕАТР XVIII ВЕКА В ГЕРМАНИИ К концу века театр стал подлинным катализатором национальных чувств. Здесь продолжает существовать народный театр бродячих актёров , а также Театр иезуитской драмы , которая ставилась в школах и исполнялась на латыни. В начале XVIII века традиций национального театра в Германии не было, все постановки подражали французскому театру. Огромная заслуга в формировании традиций национального театра принадлежит Г. Лессингу.

ТЕАТР XVIII ВЕКА В ГЕРМАНИИ

К концу века театр стал подлинным катализатором национальных чувств. Здесь продолжает существовать народный театр бродячих актёров , а также Театр иезуитской драмы , которая ставилась в школах и исполнялась на латыни.

В начале XVIII века традиций национального театра в Германии не было, все постановки подражали французскому театру. Огромная заслуга в формировании традиций национального театра принадлежит Г. Лессингу.

Готхольд Эфраим Лессинг  (1729-1781) Журналист, поэт, критик, философ. В своих теоретических работах «Лаокоон», «Гамбургская драматургия» Лессинг отстаивал принципы просветительского реализма. Классицизм считал устаревшим искусством, передающим эстетику аристократов. Теория драмы стала для него полем сражения за разкрепощённую личность. Для его творчества характерно: использование предпочтительно белого стиха для серьёзной драмы,  обращение к глобальным историческим темам,  введение множества персонажей,  использование современных немецких сюжетов,  освоение немецкого языка литературным театром.

Готхольд Эфраим Лессинг

(1729-1781)

Журналист, поэт, критик, философ.

В своих теоретических работах

«Лаокоон», «Гамбургская драматургия» Лессинг отстаивал принципы просветительского реализма. Классицизм считал устаревшим искусством, передающим эстетику аристократов. Теория драмы стала для него полем сражения за разкрепощённую личность.

Для его творчества характерно:

  • использование предпочтительно белого стиха для серьёзной драмы,
  • обращение к глобальным историческим темам,
  • введение множества персонажей,
  • использование современных немецких сюжетов,
  • освоение немецкого языка литературным театром.

В Германии XVIII века существовало два придворных театра , которые сыграли важную роль в развитии драмы и позднее превратили Германию в крупную театральную державу. ПРИДВОРНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР МАНГЕЙМА ПИСАТЕЛЬ ТРУППЫ - ШИЛЛЕР ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР В ВЕЙМАРЕ  РУКОВОДИТЕЛЬ - ГЁТЕ

В Германии XVIII века существовало два придворных театра , которые сыграли важную роль в развитии драмы и позднее превратили Германию в крупную театральную державу.

ПРИДВОРНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР МАНГЕЙМА

ПИСАТЕЛЬ ТРУППЫ - ШИЛЛЕР

ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР В ВЕЙМАРЕ

РУКОВОДИТЕЛЬ - ГЁТЕ

Фридрих Шиллер (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Драматические произведения Шиллера – «Разбойники» , «Мария Стюарт», «Коварство и любовь» - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 году Национальное собрание Франции присвоило Шиллеру звание почетного гражданина республики. «Когда справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над её бессилием и страх связывает десницу властей, театр берёт в свои руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду.» Шиллер

Фридрих Шиллер (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Драматические произведения Шиллера – «Разбойники» , «Мария Стюарт», «Коварство и любовь» - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями.

Не случайно в 1792 году Национальное собрание Франции присвоило Шиллеру звание почетного гражданина республики.

«Когда справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над её бессилием и страх связывает десницу властей, театр берёт в свои руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду.»

Шиллер

«Мария Стюарт» Шиллер не стал выдвигать на передний план в Марии Стюарт политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами.

«Мария Стюарт»

Шиллер не стал выдвигать на передний план в Марии Стюарт политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами.

В 1568 году шотландскую королеву Марию Стюарт из-за подозрения в причастности к убийству своего супруга изгоняют из страны, и она бежит в Англию. Она надеется найти себе защиту у английской королевы Елизаветы. Та однако должна беспокоиться о собственной короне, поскольку Мария Стюарт сама претендует на неё. Поэтому королева Елизавета велит арестовать её и заключить под стражу в замке. Действие пьесы происходит спустя 19 лет, за три дня до казни Марии Стюарт.

В 1568 году шотландскую королеву Марию Стюарт из-за подозрения в причастности к убийству своего супруга изгоняют из страны, и она бежит в Англию. Она надеется найти себе защиту у английской королевы Елизаветы. Та однако должна беспокоиться о собственной короне, поскольку Мария Стюарт сама претендует на неё. Поэтому королева Елизавета велит арестовать её и заключить под стражу в замке. Действие пьесы происходит спустя 19 лет, за три дня до казни Марии Стюарт.

«Коварство и любовь» Фридрих Шиллер создал пьесу о страстной любви и беспримерном коварстве. Юноша-аристократ и девушка-мещанка любят друг друга, но коварство бездушных честолюбцев разрушает «рай любящих сердец». Драматург назвал свое творение «мещанской трагедией». В слово «мещане» он вкладывает непривычный для нас смысл. Мещане — это простые люди, в том числе и люди искусства, бесправные перед лицом власть имущих, но искренние и благородные в своих чувствах.

«Коварство и любовь»

Фридрих Шиллер создал пьесу о страстной любви и беспримерном коварстве. Юноша-аристократ и девушка-мещанка любят друг друга, но коварство бездушных честолюбцев разрушает «рай любящих сердец».

Драматург назвал свое творение «мещанской трагедией». В слово «мещане» он вкладывает непривычный для нас смысл. Мещане — это простые люди, в том числе и люди искусства, бесправные перед лицом власть имущих, но искренние и благородные в своих чувствах.

Первый мангеймский Национальный театр , построенный по инициативе курфюрста Пфальцского Карла Теодора, открылся в 1779 году. За последние 300 лет мангеймский театр, где разрабатывались и совершенствовались новые художественные стили и приемы, и с которым тесно связаны такие светила немецкого искусства, как Ф. Шиллер и В. А. Моцарт, стал важной частью истории немецкого театра, музыки и балета. В настоящее время театр располагает следующими площадками для выступлений : оперным театром , рассчитанным на 1200 зрителей; драматическим театром на 800 человек, который предназначен для театральных представлений и исполнения камерных концертов; и театром для детей и юношества . Оперный и драматический театры находятся под одной крышей, у них общее фойе и служебные помещения.

Первый мангеймский Национальный театр , построенный по инициативе курфюрста Пфальцского Карла Теодора, открылся в 1779 году. За последние 300 лет мангеймский театр, где разрабатывались и совершенствовались новые художественные стили и приемы, и с которым тесно связаны такие светила немецкого искусства, как Ф. Шиллер и В. А. Моцарт, стал важной частью истории немецкого театра, музыки и балета.

В настоящее время театр располагает следующими площадками для выступлений : оперным театром , рассчитанным на 1200 зрителей; драматическим театром на 800 человек, который предназначен для театральных представлений и исполнения камерных концертов; и театром для детей и юношества . Оперный и драматический театры находятся под одной крышей, у них общее фойе и служебные помещения.

В театре показывались ранние работы Шиллера – «Разбойники» и «Коварство и любовь»; а также поздние пьесы – «Вильгельм Телль», послуживший основой для одноименной оперы Россини , и «Орлеанская дева», идею которой использовал в своем произведении Чайковский. Мангейм был домом для так называемой Мангеймской школы, течения композиторов-классиков 18-го века. Местный оркестр считался одним из лучших придворных оркестров Европы, и более 200 лет Мангеймская школа высоко ценилась музыкантами всего мира. Мангейм приобрел репутацию города прекрасных композиторов, солистов и музыкальных педагогов.

В театре показывались ранние работы Шиллера – «Разбойники» и «Коварство и любовь»; а также поздние пьесы – «Вильгельм Телль», послуживший основой для одноименной оперы Россини , и «Орлеанская дева», идею которой использовал в своем произведении Чайковский.

Мангейм был домом для так называемой Мангеймской школы, течения композиторов-классиков 18-го века. Местный оркестр считался одним из лучших придворных оркестров Европы, и более 200 лет Мангеймская школа высоко ценилась музыкантами всего мира. Мангейм приобрел репутацию города прекрасных композиторов, солистов и музыкальных педагогов.

Веймарский театр - один из знаменитейших театров своего времени. Он был создан в 1791 году . Во главе театра стояли величайшие писатели Германии - И. Гете и Ф. Шиллер. К моменту переезда Гете в Веймар (1775) там существовал придворный любительский театр. Его спектакли давались в здании, выстроенном в Веймаре в 1775 году архитектором Гауптманом. Театр был оборудован вращающейся сценой и оснащен сценической машинерией. В 1780 году Гауптман выстроил новое здание с обшивной сценой-коробкой. Здесь 7 мая 1791 года драмой А. Иффланда

Веймарский театр - один из знаменитейших театров своего времени. Он был создан в 1791 году . Во главе театра стояли величайшие писатели Германии - И. Гете и Ф. Шиллер. К моменту переезда Гете в Веймар (1775) там существовал придворный любительский театр. Его спектакли давались в здании, выстроенном в Веймаре в 1775 году архитектором Гауптманом. Театр был оборудован вращающейся сценой и оснащен сценической машинерией.

В 1780 году Гауптман выстроил новое здание с обшивной сценой-коробкой. Здесь 7 мая 1791 года драмой А. Иффланда "Охотники" начал свои спектакли Веймарский театр. На сцене Веймарского театра был поставлен 601 спектакль. Здесь шли трагедии, драмы, комедии, фарсы, оперы, зингшпили.

Гете руководил Веймарским театром более четверти века. В городе было только шесть тысяч зрителей, но его называли

Гете руководил Веймарским театром более четверти века. В городе было только шесть тысяч зрителей, но его называли "немецкими Афинами". В этом театре была сделана попытка поставить на сцене пьесы мирового классического репертуара. Здесь была проделана совершенно исключительная по своему масштабу и значению педагогическая работа с актерским коллективом.

В 1799 году в Веймаре поселился Шиллер - и с этого времени Гете делил с ним работу по художественному руководству Веймарским театром. Шесть лет их общей работы в театре были годами наиболее плодотворными. За двадцать шесть лет руководства Гете Веймарским театром в нем была осуществлена 601 постановка. Среди них: оперы- 104, зингшпили (комические оперы) - 31, трагедии - 77, комедии - 249, драмы - 123, фарсы - 17. Реформа Гете, проводимая в Веймарском театре, его опыт по истолкованию на сцене мировой драматургии, его требования к актерскому искусству - все это прославило театр и стало существенной страницей истории европейской театральной культуры.

В 1799 году в Веймаре поселился Шиллер - и с этого времени Гете делил с ним работу по художественному руководству Веймарским театром. Шесть лет их общей работы в театре были годами наиболее плодотворными.

За двадцать шесть лет руководства Гете Веймарским театром в нем была осуществлена 601 постановка. Среди них: оперы- 104, зингшпили (комические оперы) - 31, трагедии - 77, комедии - 249, драмы - 123, фарсы - 17. Реформа Гете, проводимая в Веймарском театре, его опыт по истолкованию на сцене мировой драматургии, его требования к актерскому искусству - все это прославило театр и стало существенной страницей истории европейской театральной культуры.

ТЕАТР XVIII ВЕКА В АНГЛИИ Английский театр XVIII века больше волновали доходы, чем философские проблемы. А доходы театра зависели от его соответствия вкусам зрителей, то есть буржуазии и её морали. Театр в Англии становится объектом борьбы за нравственность. В 1737 году парламент утверждает законодательный акт контроля над театральной жизнью, то есть все пьесы проходили цензуру . Выступая в традициях английского классического стиля, английские актёры вместе с тем искали новые формы, соединяя в представлении народную комедию и политическую сатиру, драму, пантомиму, музыкальные номера .

ТЕАТР XVIII ВЕКА В АНГЛИИ

Английский театр XVIII века больше волновали доходы, чем философские проблемы. А доходы театра зависели от его соответствия вкусам зрителей, то есть буржуазии и её морали. Театр в Англии становится объектом борьбы за нравственность.

В 1737 году парламент утверждает законодательный акт контроля над театральной жизнью, то есть все пьесы проходили цензуру .

Выступая в традициях английского классического стиля, английские актёры вместе с тем искали новые формы, соединяя в представлении народную комедию и политическую сатиру, драму, пантомиму, музыкальные номера .

Знаменитые драматурги Шеридан и Голдсмит разработали новый жанр – социальную комедию.  Триумф новой театральной формы потребовал строительства нового театрального здания. В 1732 г открывается Ковент Гарден.

Знаменитые драматурги Шеридан и Голдсмит разработали новый жанр – социальную комедию. Триумф новой театральной формы потребовал строительства нового театрального здания. В 1732 г открывается Ковент Гарден.

РИЧАРД ШЕРИДАН (1751-1816)  Английский драматург, объектом насмешек которого оказалось дворянство, цепляющееся за свои привелегии. Его «Школа злословия», «Дуэнья» обличают лицемерие общества. В его творчестве завершился переход от комедии положений к комедии характеров.

РИЧАРД ШЕРИДАН

(1751-1816)

Английский драматург, объектом насмешек которого оказалось дворянство, цепляющееся за свои привелегии.

Его «Школа злословия», «Дуэнья» обличают лицемерие общества. В его творчестве завершился переход от комедии положений к комедии характеров.

ТЕАТР XVIII ВЕКА ВО ФРАНЦИИ Французский театр , как и английский, исследовал природу общества. Он «рассматривался как нравственное учреждение» (Шиллер) в противовес популярным у аристократов карнавалам, костюмированным комедиям. Высокая трагедия и формализованный стиль игры больше не соответствуют чаяниям буржуазии.

ТЕАТР XVIII ВЕКА ВО ФРАНЦИИ

Французский театр , как и английский, исследовал природу общества. Он «рассматривался как нравственное учреждение» (Шиллер) в противовес популярным у аристократов карнавалам, костюмированным комедиям. Высокая трагедия и формализованный стиль игры больше не соответствуют чаяниям буржуазии.

Ведущим театром Франции был Театр Комеди Франсез. В нём ставились пьесы Вольтера, Дидро.  «Комеди Франсез» организовывался как монопольный королевский театр, на его развитие выделялась крупная денежная сумма из государственной казны.  Тем не менее «Комеди Франсез» долгое время оставался главным театром Франции, выступать в составе его труппы считалось почетным для любого актера. На сцене этого театра по сей день осуществляются постановки произведений различных драматургов.

Ведущим театром Франции был Театр Комеди Франсез. В нём ставились пьесы Вольтера, Дидро. «Комеди Франсез» организовывался как монопольный королевский театр, на его развитие выделялась крупная денежная сумма из государственной казны. Тем не менее «Комеди Франсез» долгое время оставался главным театром Франции, выступать в составе его труппы считалось почетным для любого актера. На сцене этого театра по сей день осуществляются постановки произведений различных драматургов.

Особого внимания заслуживает французская драматургия эпохи Просвещения, отмеченная появлением новых жанров : уже в начале XVIII столетия широкое распространение получили мещанская драма, жалобная комедия и небольшие сатирические сценки.  Герои комедийных спектаклей ярко и лаконично представляли как положительные стороны, так и недостатки современного общества. Новыми героями сцены становились такие персонажи, как хитрый финансист («Тюркар» А. Лесажа, 1709) и остроумный слуга (Бомарше «Севильский цирюльник», 1775; «Женитьба Фигаро», 1784).

Особого внимания заслуживает французская драматургия эпохи Просвещения, отмеченная появлением новых жанров : уже в начале XVIII столетия широкое распространение получили мещанская драма, жалобная комедия и небольшие сатирические сценки.

Герои комедийных спектаклей ярко и лаконично представляли как положительные стороны, так и недостатки современного общества.

Новыми героями сцены становились такие персонажи, как хитрый финансист («Тюркар» А. Лесажа, 1709) и остроумный слуга (Бомарше «Севильский цирюльник», 1775; «Женитьба Фигаро», 1784).

Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799) В цикле комедий «Севильский цирюльник», «Безумный день или женитьба Фигаро» создал образ слуги, который был умнее своего господина. Он как представитель нового сословия активнее энергичнее своего господина. Фигаро стал символом простолюдина, который не просит, а берёт своё. Это не отвлечённое понятие буржуазной добродетели, а реальный человек своей эпохи . Комедии Бомарше оказали огромное влияние не только на театр, но и на политическую жизнь Франции накануне революции. Пьеса «Женитьбы Фигаро» была запрещена к постановке королём, была осуждена дворянством и… с успехом идёт в театре XXI века!

Пьер Огюстен Бомарше

(1732-1799)

В цикле комедий «Севильский цирюльник», «Безумный день или женитьба Фигаро» создал образ слуги, который был умнее своего господина. Он как представитель нового сословия активнее энергичнее своего господина. Фигаро стал символом простолюдина, который не просит, а берёт своё. Это не отвлечённое понятие буржуазной добродетели, а реальный человек своей эпохи . Комедии Бомарше оказали огромное влияние не только на театр, но и на политическую жизнь Франции накануне революции. Пьеса «Женитьбы Фигаро» была запрещена к постановке королём, была осуждена дворянством и… с успехом идёт в театре XXI века!

В XVIII веке было известно много писателей, художников и других творческих личностей. Театр этого времени дал мировой культуре таких известнейших художников и теоретиков искусства, как Шеридан и Гаррик в Англии, Вольтер, Дидро, Бомарше и Лекен во Франции, Лессинг, Гете и Шиллер в Германии, Гольдони в Италии. Первый период просветительского искусства назывался периодом просветительского классицизма . В это время разум явно преобладал над чувством. Следующим этапом стал период просветительского реализма. Последний, третий, этап – период сентиментализма – прошел под знаком чувства.

В XVIII веке было известно много писателей, художников и других творческих личностей. Театр этого времени дал мировой культуре таких известнейших художников и теоретиков искусства, как Шеридан и Гаррик в Англии, Вольтер, Дидро, Бомарше и Лекен во Франции, Лессинг, Гете и Шиллер в Германии, Гольдони в Италии.

Первый период просветительского искусства назывался периодом просветительского классицизма . В это время разум явно преобладал над чувством. Следующим этапом стал период просветительского реализма. Последний, третий, этап – период сентиментализма – прошел под знаком чувства.

XVIII век стал одной из великих эпох развития театрального вида искусства. Театр Просвещения принадлежит не только своей эпохе. Многие из лучших произведений, созданных в те годы, прочно вошли в репертуар мирового театра. Поскольку связь времен в театральном искусстве никогда не прерывается, то Просвещению принадлежит немалое место не только в истории, но и в театральной жизни нашего времени.

XVIII век стал одной из великих эпох развития театрального вида искусства. Театр Просвещения принадлежит не только своей эпохе. Многие из лучших произведений, созданных в те годы, прочно вошли в репертуар мирового театра. Поскольку связь времен в театральном искусстве никогда не прерывается, то Просвещению принадлежит немалое место не только в истории, но и в театральной жизни нашего времени.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!