СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Театральное искусство XVII века в России». Искусство (музыка) 9 класс.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 9 классов, изучающих предмет искусство (музыка) по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Кашековой И.Э.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Театральное искусство XVII века в России». Искусство (музыка) 9 класс.»

Тема урока: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Театральное искусство XVII века в России». Театр - национальное русское достояние, которое ведет свою историю с XVII века. Именно тогда началось формирование основных принципов театрализованных представлений и был заложен фундамент этого вида искусства в России. Автор работы: учитель музыки Корчагина Элеонора Васильевна МБОУ Лицей №6 г.Воронеж

Тема урока: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Театральное искусство XVII века в России».

Театр - национальное русское достояние, которое ведет свою историю с XVII века. Именно тогда началось формирование основных принципов театрализованных представлений и был заложен фундамент этого вида искусства в России.

Автор работы: учитель музыки

Корчагина Элеонора Васильевна

МБОУ Лицей №6 г.Воронеж

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕАТРА   Актёрские действа известны издавна. Сначала они были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами. Но постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕАТРА  

Актёрские действа известны издавна. Сначала они были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами.

Но постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия.

СКОМОРОХИ Отдельные исполнители, сделавшие лицедейство своей профессией, назывались на Руси скоморохами. Уже в 1068 году о них упоминают летописи. Скоморохи исполняли драматические сценки ,  показывали дрессированных животных, выступали как акробаты.

СКОМОРОХИ

Отдельные исполнители, сделавшие лицедейство своей профессией, назывались на Руси скоморохами. Уже в 1068 году о них упоминают летописи. Скоморохи исполняли драматические сценки , показывали дрессированных животных, выступали как акробаты.

Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведь, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты.

Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведь, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты.

Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы . Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п. И хотя официально считается, что первый в России балаган был связан с именем Петра I, народные представления на Руси известны издавна.

Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы . Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п. И хотя официально считается, что первый в России балаган был связан с именем Петра I, народные представления на Руси известны издавна.

Из театральных атрибутов скоморохи использовали кукол, маски, раёк, первые музыкальные инструменты — гусли, дудки, и т. д. Однако балаганы ещё долгое время продолжали существовать как места для ярмарочных представлений, да и сами эти шутейные представления на ярмарках, городских и рыночных площадях получили название балаганов. Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми. Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом. Однако не учитывать значение балаганных выступлений в развитии театрального искусства на Руси невозможно.

Из театральных атрибутов скоморохи использовали кукол, маски, раёк, первые музыкальные инструменты — гусли, дудки, и т. д. Однако балаганы ещё долгое время продолжали существовать как места для ярмарочных представлений, да и сами эти шутейные представления на ярмарках, городских и рыночных площадях получили название балаганов.

Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми. Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом. Однако не учитывать значение балаганных выступлений в развитии театрального искусства на Руси невозможно.

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр.

В XVII веке сложились первые устные драмы,

простые по сюжету, отражающие народные настроения.

Кукольная комедия о Петрушке рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр.

Придворный театр Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 году в период подготовки свадьбы царевны Ирины и датского принца Вальдемара. Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года.

Придворный театр

Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 году в период подготовки свадьбы царевны Ирины и датского принца Вальдемара. Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года.

Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева , человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием.

Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева , человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием.

Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты в различных московских заведениях, но и сочинил пьесу на библейский сюжет о Есфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса, получившая название «Артаксерксово действо», была написана на родном языке автора — немецком, однако решено было дать спектакль на русском языке.

Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты в различных московских заведениях, но и сочинил пьесу на библейский сюжет о Есфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса, получившая название «Артаксерксово действо», была написана на родном языке автора — немецком, однако решено было дать спектакль на русском языке.

Представление состоялось 17 октября 1672 года в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском, где было построено настоящее театральное помещение. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесён в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Постепенно труппа актёров пополнилась. Спектакли стали отличаться большей пышностью. Однако со смертью царя Алексея Михайловича, случившейся 29 января 1676 года, придворный театр закрылся, и был возобновлён только при Петре I.

Представление состоялось 17 октября 1672 года в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском, где было построено настоящее театральное помещение. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесён в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля.

Постепенно труппа актёров пополнилась. Спектакли стали отличаться большей пышностью. Однако со смертью царя Алексея Михайловича, случившейся 29 января 1676 года, придворный театр закрылся, и был возобновлён только при Петре I.

Представление «Юдифь» на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 года в присутствии царя .

Представление «Юдифь» на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 года в присутствии царя .

Школьный театр Около 1702 года появились так называемые школьные театры , т.е. театры при учебных заведениях : при Шляхетском корпусе, Хирургической школе и Славяно-греко-латинской академии , в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева .

Школьный театр

Около 1702 года появились так называемые школьные театры , т.е. театры при учебных заведениях : при Шляхетском корпусе, Хирургической школе и Славяно-греко-латинской академии , в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева .

Театр в XVII веке в России только начинал свое бурное развитие, в том числе и при духовных учебных заведениях. Это стало возможно при посильном участии церкви, которая стремилась укрепить свои позиции в народе. Первые школьные театры были открыты при Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии. Основу репертуара составляли представления на религиозную тематику, однако там находилось место и для интермедии. Сатира затрагивала интересы духовенства, и в конечном итоге школьные театры прекратили свое существование ближе к XVIII веку.

Театр в XVII веке в России только начинал свое бурное развитие, в том числе и при духовных учебных заведениях. Это стало возможно при посильном участии церкви, которая стремилась укрепить свои позиции в народе. Первые школьные театры были открыты при Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии.

Основу репертуара составляли представления на религиозную тематику, однако там находилось место и для интермедии. Сатира затрагивала интересы духовенства, и в конечном итоге школьные театры прекратили свое существование ближе к XVIII веку.

В XVII веке в России появился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, а учащиеся ставили исторические трагедии, драмы, сатирические бытовые сценки. Сатирические сценки школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

В XVII веке в России появился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, а учащиеся ставили исторические трагедии, драмы, сатирические бытовые сценки.

Сатирические сценки школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Иностранные гастрольные труппы Театр в XVII веке в России перенял неоценимый опыт от иностранных гастрольных трупп Италии, Пруссии и Франции. Благодаря им вершилось торжество духовной мысли, они были источниками социального и творческого развития.

Иностранные гастрольные труппы

Театр в XVII веке в России перенял неоценимый опыт от иностранных гастрольных трупп Италии, Пруссии и Франции. Благодаря им вершилось торжество духовной мысли, они были источниками социального и творческого развития.

С приходом к власти Федора Алексеевича театр, живопись, музыка XVII века были обречены на долгий застой, поскольку новый царь мало интересовался искусством. Но случилось так, что век его правления был недолог. Взошедший на престол Петр Первый дал новый виток развитию театра и искусства в целом в России.

С приходом к власти Федора Алексеевича театр, живопись, музыка XVII века были обречены на долгий застой, поскольку новый царь мало интересовался искусством. Но случилось так, что век его правления был недолог. Взошедший на престол Петр Первый дал новый виток развитию театра и искусства в целом в России.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс